Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Точность и доступность как качества грамотной речи




 

Цель: практическое занятиенаправлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа,решение практических задач.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие точности и доступности речи.

2. Предметная и речевая точность речи.

3. Причины нарушения речевой точности.

4. Типы ошибок (неполнота выражения, речевая избыточность, плеоназм; смешение паронимов; двусмысленность высказывания).

Методические рекомендации

Студентам следует уяснить, что точность речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи, со знанием значения слов, возможностей лексической системы языка.

Готовясь к этому занятию студенты должны обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях. Объясните причины их возникновения.

Эта идея мне гармонирует. Впереди лидирует гонщик под номером 3. Марис Лиепа был выдающимся бенефисом современного русского балета, его танцевальные партии помнит не одно поколение зрителей. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум.

Задание 2. Выберите наиболее точное слово из данных в скобках

Мальчик (быстро, стремительно, стремглав, опрометью) выбежал из комнаты. Он с детства любил (скорую, быструю, торопливую) езду. У мальчика дурная привычка (тормошить, теребить, ерошить) волосы. Хозяйка (запросила, заломила, потребовала) сумасшедшую цену за дачу. Отец яростно (отшвырнул, отбросил, откатил) попавший под ноги мяч. Еще один спутник (вертится, крутится, вращается, кружится) вокруг Земли. В нашей квартире несколько (жителей, жильцов). У отца и дочери совершенно (одинаковые, идентичные, тождественные) глаза.

Задание 3. Исправьте случаи лексического плеоназма. Дайте два и более вариантов редактирования.

Участники творческой экспедиции рассказали о своих перспективах на будущее. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля». Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

Задание 4. Устраните тавтологию. Дайте два и более варианта редактирования.

Необходимо научить детей различать звучание различных музыкальных инструментов. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предложениях. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.

Задание 5. Устраните лексические ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

Новый учебник не потерпел значительных изменений. Насекомые обладают хорошим обаянием. Мы должны строго обсудить тех, кто так поступает. Сначала работа поддавалась с трудом. Он стал косным виновником этого происшествия. На мебель были одеты чехлы, что придавало комнате нежилой вид. В работах художников отражается жизнь нашего народа. Он недостаточно хорошо понимал существо происходящего. Я припоминаю личность этого человека.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

4. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

ТЕМА 5. ЧИСТОТА КАК КАЧЕСТВО ГРАМОТНОЙ РЕЧИ

Практическое занятие 9.

Тема. Чистота как качество грамотной речи

Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: учебнаядискуссия.

Вопросы для обсуждения:

1. Иноязычная лексика в русском языке. Необходимость ее использования.

2. Использование в речи диалектной, профессиональной, окказиональной лексики.

3. Стилистическое использование канцеляризмов, речевых штампов и слов-паразитов.

4. Стилистическое использование жаргонизмов.

5. Языковое клише, речевой штамп, канцеляризм.

Методические рекомендации

При изучении данной темы студенты должны усвоить понятия «языковое клише», «речевой штамп», «канцеляризм».

Студенты должны уметь правильно использовать в речи и языке деловых бумаг клише, речевые штампы, слова с канцелярской окраской, иноязычную лексику, оценивать необходимость употребления в предложении и тексте диалектных, жаргонных и профессиональных слов, редактировать высказывание и документ.

Готовясь к занятию, студент должен обратиться к следующей учебной литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. (Глава 3. Культура речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Прочитайте предложения. Оцените употребление в них иноязычных слов. Какие иноязычные слова без ущерба для смысла можно заменить русскими? В каких случаях более уместны слова иностранного происхождения, чем их русские эквиваленты? Замените последние на иноязычные слова. В случае затруднения обращайтесь к «Современному словарю иностранных слов».

1) Был обстрелян автобус, направлявшийся для шоппинга в Турцию, два шоппера при этом убиты, три ранены. 2) В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 3) В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. 4) Судьи довольно индифферентно усмиряли дравшихся. 5) Торжественная процедура введения в должность главы государства пройдет в Кремле. 6) В эту отрасль промышленности необходимо сделать долгосрочное вложение капитала.

Задание 2. Используя приведенные ниже отрывки, определите приемы и цели введения в текст диалектной, профессиональной и окказиональной лексики. Сделайте вывод об условиях и пределах ее применения в различных стилях речи.

1) На пиленом столе в граненом графине шипела сивуха. Филипп, опоражнивая стакан, прислонял к носу хлеб и, понюхав, пихал за поросшие, как мшаниной, скулы. На крыльце залаяла собака, и по скользкому катнику заскрипели полозья.

(С. Есенин «Яр»)

2) С ходом геологического времени на нашей планете у некоторой части ее обитателей проявляется все более и более совершенный центральный аппарат – мозг. Процесс этот (энцефалоз) никогда не идет вспять, хотя и многократно останавливается.

3) Живи, живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны, как златотрубны

Снопы ржаные моих поэз!

(И. Северянин «Эгополонез»).

Задание 3. Выявите в приведенных ниже предложениях речевые ошибки, связанные с неудачным употреблением диалектной, иноязычной, профессиональной, деловой лексики. Объясните причины этого. Проведите стилистическую правку.

1) Отделение милиции, куда поступило заявление от потерпевших, предложило учинить иск в адрес гардеробщика. 2) Мы синонимируем власть с правом. 3) Концептуальности и доктринальности в университете дефицит. 4) В студенческой столовой сервис вполне удовлетворительный. 5) Строительство бани, начатое в мае, форсируется ускоренными темпами. 6) Сообщаю Вам, что я семь дён сидел дома, потому что болел и вызывал дохтора. 7) Желательно, чтобы за ребенком ухаживало одно лицо. 8) Закон о перестройке школьного обучения был принят в целях дальнейшего улучшения качества воспитания подрастающего поколения. 9) Идентичное решение было принято студентами 2-го курса.

Задание 4. Подберите к распространенным в современной устной речи словам-вульгаризмам общелитературные синонимы

Образец: Он меня достал – Он меня раздражает, бесит, злит, действует на нервы, выводит из себя, утомляет. Он мне опротивел, надоел, наскучил. Я от него устал. Он страшный зануда.

Они по-любому должны с этим согласиться.

Ты мог бы это сделать? – Легко!

Спектакль был – зашибись.

Этого можно дробиться чисто своими силами.

Ему типа понравилось руководить.

Прическа у нее – полный отпад.

Задание 5. Выделите диалектизмы в примерах из книги В. Астафьева «Царь-рыба». Определите их значение и стилистические функции.

Все ищешь, недотыка, чего не терял. 2. Солнце поднялось высоко, было парко,... изморно сделалось дышать в глухой одежде. 3. Папа чалку не отдаёт. 4. Наконец-то шиверок! 4. Пониже мыска... полосами кружилось уловце. 5. Хариус прощупывает... точеную короедами труху, бус. 6. Гнуса в зарастельнике – тучи... 7. Отволгло всё вокруг, наполнилось живительной влагой. 8. Засиделся около дома. 9. Ты на сем тако брюхо держишь? 10. Всё выкладай,... худое ли хорошее. 11....здесь самые что ни на есть джунгли, только сибирские, и называются они точно и метко – шарагой, вертепником или просто дурникой. 12. Ни обопнуться, ни расцеловаться, ни всплакнуть... мы не успели. 13. Ты умер ещё когда мы всей семьей в Плахино зимогорили. 14. Чернолесье, тальники;... звериными набродами крадучись, пробирались в тихую прель дремучих лесов. 15. Коля придумал себе занятие: волочь на истоплю жаркий, витой кряжик. 16. Где-то... за лесами, за подтаёжьем обозначило себя солнце.

Задание 6. Выделите в отрывке из рассказа А.П. Чехова «Анна на шее» канцеляризмы и речевые штампы. Проследите, с какой целью они используются.

Только один раз Петр Леонтьевич осмелился спросить у него пятьдесят рублей взаймы, чтобы заплатить какой-то очень неприятный долг, но какое это было страдание!

– Хорошо, я вам дам, – сказал Модест Алексеич, подумав, – но предупреждаю, что больше уже не буду помогать вам, пока вы не бросите пить. Для человека, состоящего на государственной службе, постыдна такая слабость. Не могу не напомнить вам общеизвестного факта, что многих способных людей погубила эта страсть, между тем как при воздержании они, быть может, могли бы со временем сделаться высокопоставленными людьми.

И потянулись длинные периоды: «по мере того...», «исходя из того положения...», «ввиду только что сказанного», а бедный Петр Леонтьевич страдал от унижения и испытывал сильное желание выпить.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы.

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

4. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...