Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Выразительность и богатство как качества грамотной речи




Практическое занятие 10.

Тема. Богатство и разнообразие речи

Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Фонетические средства и речевое богатство.

2. Лексика и фразеология как источник богатства речи.

2.1 Использование в речи синонимов.

2.2 Антонимия как способ обогащения речи.

2.3 Фразеологизмы как средство обогащения речи.

Методические рекомендации

Изучение темы «Богатство и разнообразие речи» предполагает два главных навыка: владение активным словарным запасом в большом объеме, владение умением быстро и целесообразно применять языковые средства.

В первом вопросе следует раскрыть стилистические функции звуковой организации речи, роль словесного ударения и рифмы в речи.

Отвечая на второй вопрос, нужно дать определение понятий «синонимы», «синонимия», «антонимы», «антонимия», установить типы и функции синонимов и антонимов в речи; установить возможности фразеологических сочетаний в обогащении речи, охарактеризовать приемы использования и творческой переработки фразеологических оборотов.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Приведите 2-3 высказывания писателей, лингвистов или общественных деятелей о богатстве русского языка.

Задание 2. В данных ниже отрывках из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» найдите синонимы, определите их типы и стилистическую функцию.

1. И так как руки у обоих были заняты стулом, они стали пинать друг друга ногами. Сапоги незнакомца были с подковами, и Ипполиту Матвеевичу сначала пришлось довольно плохо. Но он быстро приспособился и, прыгая то налево, то направо, как будто танцевал краковяк, увертывался от ударов противника и старался поразить врага в живот. В живот ему попасть не удалось, потому что мешал стул, но зато он угодил в коленную чашечку противника, после чего тот смог лягаться только левой ногой.

2. На столах художественного отдела лежали иностранные журналы, на полу валялись обрезки фотографий: чье-то плечо, чьи-то ноги и кусочки пейзажа.

3. Внезапно Остап заревел и схватил Воробьянинова за бицепс.

– Смотрите, смотрите! – крикнул он. Остап, хохоча, высунулся из окна и гаркнул:

– Пашка! На толкучку едешь?

4. По окончании его речи оба корреспондента, прислушиваясь к жиденьким хлопкам, быстро записали: «Шумные аплодисменты, переходящие в овацию...».

5. Дворник, кряхтя, поплелся к двери, открыл ее и в сильнейшем замешательстве отступил. Он брел по шоссе, согнувшись и прижимая к груди мокрый кулак.

Задание 3. Подберите как можно больше синонимов к словам

Бежать; отлично; играть; быстро; проблема; обеднеть; умный; сказать; шалун; заболеть; сильный; сделать.

Задание 4. Подберите как можно больше определений к словам

Голос, улыбка, ум, характер

Задание 5. Подберите антонимы к словам

Движение; начало; твердый; сила; болезнь; просторный; шум; верх; уважать; награда; вред; лениться; усталый; ненастье.

Задание 6. Замените а) фразеологизмы близкими им по значению словосочетаниями и б) слова и словосочетания – близкими им по смыслу фразеологическими оборотами. Определите семантико-стилистические различия полученных синонимических рядов. Докажите, что фразеологизмы обогащают речь:

а) подливать масла в огонь, сгущать краски, положа руку на сердце, лить воду на чью-либо мельницу, вывести на чистую воду, держать ухо востро, держать язык за зубами;

б) испугаться, скрыться, вылечить, неожиданно, легкомысленный человек, не суметь разобраться в чем-либо, усердно работать.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы.

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

4. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.zipsites.ru/ - Бесплатная электронная интернет библиотека.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Практическое занятие 11.

Тема. Грамматические ресурсы речевого богатства

Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1. Использование категории рода имен существительных.

2. Формы имен прилагательных как источник обогащения речи.

3. Синтаксические возможности и богатство речи.

Методические рекомендации

Изучение темы «Богатство и разнообразие речи» предполагает два главных навыка: владение активным словарным запасом в большом объеме, владение умением быстро и целесообразно применять языковые средства.

Отвечая на вопросы, выносимые на обсуждение, следует раскрыть специфику грамматических средств как источника богатства и выразительности речи. Необходимо акцентировать внимание на том, что основанием речевой выразительности в области морфологии являются формы определенной стилистической окраски, синонимия и случаи переносного употребления грамматических форм.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Найдите случаи стилистического использования категории рода имен существительных.

1. Я проехал какое-то селение... там было много пунцовых георгин (Ю. Нагибин). 2. Ветер с моря тучи гонит, В засиявшей синеве Облак рвется, облак тонет, Отражаяся в Неве (М. Кузмин). 3. Перуне, Перуне, Перуне могучий, пусти наши стрелы за черные тучи. Чтоб к нам бы вернулись певучие стрелы, на каждую выдай по лебеди белой (Н. Асеев). 4. Ты кричишь, что я твой изувер, и, от ненависти хорошея, изгибаешь, как дерзкая зверь, голубой позвоночник и шею (А. Вознесенский). 5. Я качался в далеком саду На простой деревянной качели, И высокие темные ели Вспоминаю в туманном бреду (О. Мандельштам). 6. Я все ноги исходил, Велосипед себе купил, Чтоб в страданьях облегчения была (В. Высоцкий).

Задание 2. Укажите функции прилагательных в приведенных ниже предложениях.

1. Разомкните ряды, все же мы – корабли, Всем нам хватит воды, всем нам хватит земли – Этой обетованной, желанной, И колумбовой, и магеланной (В. Высоцкий). 2.Потом она [бабушка] тяжело поднялась на ноги, черная вся, в черном блестящем платье, страшно вытаращила глаза и сказала негромко: «Вон, окаянные!» Раздеваясь, я смотрел на нее: в синем квадрате окна над черной ее головой сверкали звезды (М. Горький). 3. Слезливое море вокруг разлилось, И вот принимаю я слезную ванну. Должно быть, по морю из собственных слез. Плыву к Слезовитому я океану (В. Высоцкий). 4. Вижу руки подробные, все по ним узнаю, и глаза исподлобные смотрят в душу мою (Е. Евтушенко). 5.Лица пыльны, загорелы, Веки выглодала даль, И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль (С. Есенин). 6. Я стою, как перед вечною загадкою, Перед великою да сказочной страною, Перед солоно да горько-кисло-сладкою Голубою, родниковою, ржаною (В. Высоцкий).

Задание 3. Из приведенных ниже пар простых предложений составьте одно, используя различные синтаксические конструкции. Укажите смысловые и стилистические оттенки различия между полученными вариантами.

Образец выполнения задания: Многие школьники активно занимаются спортом. Они постоянно повышают свои спортивные достижения.

1. Многие школьники, которые активно занимаются спортом, постоянно повышают свои спортивные достижения.

2. Многие школьники, активно занимающиеся спортом, постоянно повышают свои спортивные достижения.

3. Многие школьники, активно занимаясь спортом, постоянно повышают свои спортивные достижения.

4. Многие школьники активно занимаются спортом и тем самым постоянно повышают свои спортивные достижения.

5. Многие школьники постоянно повышают свои спортивные достижения, благодаря тому (так как, потому что) активно занимаются спортом.

6. Многие школьники постоянно повышают свои спортивные достижения: они активно занимаются спортом.

8. Марина Цветаева создала замечательные поэтические произведения. Книги ее выходят большими тиражами,

Задание 4. Поясните, как изменяется смысл и интонация предложений в зависимости от места вводных слов и обращений.

1. К сожалению, мы не добились еще стопроцентной успеваемости. Стопроцентной успеваемости, к сожалению, мы еще не добились. Мы не добились еще, к сожалению, стопроцентной успеваемости. Мы не добились еще стопроцентной успеваемости, к сожалению.

2. Вероятно, Андрей долго думал над решением этой задачи. Андрей, вероятно, долго думал над решением этой задачи. Андрей долго думал, вероятно, над решением этой задачи. Андрей долго думал над решением, вероятно, этой задачи.

3. Товарищ полковник! Скажите, что с нашим самолетом. Скажите, что с нашим самолетом, товарищ полковник!

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

4. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.zipsites.ru/ - Бесплатная электронная интернет библиотека.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Практическое занятие 12.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...