Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Этика и виды речевой деятельности




Практическое занятие 16.

Тема. Этика письменной речи. Этика устной речи. Этика слушания

Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11).

Организационная форма: беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Речевой этикет в деловой переписке.

2. Этикет устной деловой речи.

3. Этикет слушания.

Методические рекомендации

Содержание первого вопроса составляют основные правила ведения деловой переписки. Студенту надо знать формы официального обращения, особенности употребления местоимений в деловых бумагах, правила подписания деловых писем.

Второй вопрос требует раскрытия основных принципов речевого этикета в деловом общении, характеристики приемов расположения собеседника и основных коммуникативных барьеров, возникающих в результате нарушения норм этикета.

В третьем вопросе необходимо сформулировать правила слушания в речевой коммуникации и раскрыть особенности и механизмы активного слушания.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Прочитайте предложения, найдите в них нарушения административного речевого этикета.

Не откажите нам в любезности и пришлите, если это Вас не затруднит, проект Устава фирмы. Институт просит представить Ваши экспонаты для выставки в приемлемом для экспонирования виде. Направляем Вам для утверждения откорректированный вариант проекта нового положения. Обращаюсь к Вам с убедительной просьбой прислать срочно необходимую документацию. Мы просили Вас сообщить нам результаты проведенной проверки.

Задание 2. При обращении к какому адресату можно использовать следующие этикетные формы завершения письма:

«С надеждой на плодотворное сотрудничество»;

«Жду ответа, как соловей лета»;

«Целую»?

Задание 3. Определите, какие из форм прощания: Пока! Бывай! Прощайте! Счастливо! Всего хорошего! До скорого! До встречи! Бай! Будь! Чао! Позвольте откланяться! Разрешите попрощаться! Ну, давай! Привет! До новых встреч! – могут использоваться:

а) в официальной обстановке;

б) в общении с клиентом;

в) в общении с друзьями.

Задание 4. Иногда в деловом общении приходится отказывать в чем-либо клиентам, партнерам и т.д. Сформулируйте 3 основных правила речевого поведения в таких случаях.

Задание 5. Уместно ли употребление этикетных формул в приведённых ниже примерах? Какой эффект может вызвать использование моделей речевого этикета: а) если оно стилистически немотивировано; б) если оно обусловлено определённой стилистической задачей?

Позвольте от вас звякнуть? Разрешите с вами покалякать? Был весьма рад с вами поболтать. Премного благодарен вам, дети. Привет, уважаемый Анатолий Петрович! По какому поводу плачешь, девочка? Какими судьбами, многоуважаемая Людмила Васильевна! Наше вам с кисточкой, господин директор!

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

ТЕМА 9. НОРМАТИВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Практическое занятие 1.

Тема. Нормативность как условие существования языка: вид речевых ошибок, генезис и подходы к изучению

Цель: формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: развернутая беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Норма, ее социально-исторический и национальный характер.

2. Норма ситуативная и литературная.

3. Особенности нормы.

4. Варианты норм и их соотношение.

5. Понятие и виды речевых ошибок.

Методические рекомендации

Развернутая беседа предполагает подготовку студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя).

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Определите, что лежит в основе однотипных ошибок. Исправьте, запишите верный вариант.

Более короче; моя автобиография; писатель написал свой роман; самый главнейший; учить учащихся рисовать рисунки; кавалькада всадников; сделано лично мной; коренной абориген; правильная норма; посторонний чужой персонал; родной родственник; ремонты ремонтировать.

Задание2. Прочитайте стихотворную цитату. Какие отступления от норм русского языка вы заметили в цитируемых строках? Чем они вызваны? Что изменится, если устранить ошибки?

- «Попрошу, - сказал военный, -

Ваш инструмент взять с собой».

(А.Т. Твардовский).

Задание 3. Отредактируйте текст - репортаж о художественной школе, не меняя его содержания. В ходе редактирования определите характер речевых ошибок и предложите свои варианты правки.

Войдя в это учебное заведение, его раздевалка показалась нам более - менее приличнее, чем в других. Ученики хором прогуливались вдоль стен. На них были прибиты дубовые панели, висели картины. Большинство из них были нарисованы выпускниками маслом и гуашью. Молодая завуч, придя к ней в кабинет, показала нам гордость школы - трое альбомов о школе, сделанные учениками в кожаных переплетах. В них иллюстрации достижения школы, дипломы конкурса самых лучших работ детей города. Каждая сфотографированная картина и ваза была более красивее близлежащих, и только где – то через полчаса мы смогли с восторгом закрыть альбом. Мы вышли и еще раз выглянули на детей и на картины: они висели на стенах, представляя непредставимое зрелище. Так мы познакомились с овладением учащимися работой кистью и красками, ножницами и металлом. Они действительно восхитительно владеют ими. Извиняясь, вошла ученица. Учительница послала принести свои рисунки, которые могут фотографироваться для нашей газеты. Как мы узнали, ее супруг тоже по специальности учитель и трудится в этой школе. Благодаря девочку за рисунки, мы отправились монтировать настоящий репортаж о вышеназванной школе.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

2. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2.Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3.Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4.Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

 

ТЕМА 10. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

Практическое занятие 2.

Тема. Лексические нормы языка русского языка. Синонимы. Антонимы

 

Цель: познакомить студентов с лексическими и лексико-стилистическими нормами языка; научить грамотно и целесообразно использовать лексические ресурсы русского языка.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: собеседование.

Вопросы для обсуждения:

1.Лексические нормы русского литературного языка.

2. Синонимы и речевая культура.

3.Стилистическая функция антонимов в современной речи.

 

Методические рекомендации

Собеседование преподавателя со студентами проводится с целью выяснения знаний по теме курса, их углубления.

При подготовке к первому вопросу практического занятия студент должен дать определение лексических норм, обратить внимание на то, что лексические ошибки - самый распространенный вид речевых ошибок. Они возникают из-за незнания семантики слова, его сочетательных возможностей, стилистической окраски, встречаются в бессодержательной и многословной, логически беспомощной и эмоционально не развитой речи.

При подготовке ко второму вопросу студент должен знать особенности синонимов в речевой культуре.

При подготовке к третьему вопросу студент должен охарактеризовать стилистические функции антонимов.Студент должен привести примеры.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Унив. кн., 2007. – 430 с.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Укажите различия значения и употребления слов, входящих в предложенный синонимический ряд:

Лгать-врать-сочинять-темнить-заливать-трепаться-плести-брехать.

Задание 2. Расставьте синонимы в порядке усиления степени признака, действия.

1.Толстый, тучный, грузный, полный, полнотелый, дородный, солидный, упитанный, откормленный, оплывший. 2. Бессознательный, безотчётный, неосознанный, стихийный, слепой, несознательный, инстинктивный. 3. Торопить, поторапливать, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать, подгонять. 4. Признаться, сознаться, открыться, исповедаться, покаяться, повиниться.

Задание 3. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Тогда механизации было очень мало. 3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 5. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. 6. У нового агрегата дежурит один из строителей его, аспирант В.Е. Суханов. 7. Корпус и крышка шестеренной клети созданы из модифицированного чугуна. 8. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению. 9. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.

Задание 4. Составьте антонимичные пары из приведенных ниже слов:

либеральный неимущие

легальный окончательный

эксклюзивный коммерческий

государственный новаторский

хороший оригинальный

традиционный массовый

стартовый нелегальный

поддельный радикальный

элитарный доступный

богатые вредный

Задание 5. Составьте антонимичные словосочетания «существительное + прилагательное», используя слова:

демократия диктатура

оригинальный нелегальный

легальный новаторский

эксклюзивный радикальный

элитарный окончательная

традиционный поддельный

стартовая массовый

либеральный доступный

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

Практическое занятие 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...