Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как духи нечистые знают наши мысли? Абзац 169




 

И, наконец, очень важный 169-й абзац:

Но как же духи нечистые знают наши мысли? – Они не прямо их в душе читают, но познают из обнаружения их во внешних чувственных признаках, то есть из наших слов и действий. Но они никак не могут проникнуть в те мысли, которые еще не вышли из внутрь души. Даже и то, приняты ли, и как приняты внушаемые ими самыми мысли, узнают они не из самой души и не по внутреннейшим в ней вследствие того сокровенно происходящим движениям, а по обнаружениям того вовне души. Так, например, если, всеяв помысел чревоугодия, видят, что монах стал посматривать в окно и на солнце или осведомляться, который час, то узнают из того, что им воспринято чревоугодливое похотение. И не удивительно, что воздушные силы так узнают сие и подобное сему, когда видим, что и людям умным тоже удается по глазам, лицу и другим внешним признакам узнавать состояние внутреннего человека. Тем, конечно, вернее могут узнавать это те, которые, как духи, без сомнения гораздо тоньше и проницательнее людей.

Очень часто люди задают вопрос: видят ли духи злобы наши мысли? видят ли они наше сокровенное? Почему иногда они ведут себя так, будто видят наши мысли, будто мы для них как раскрытая книга? На самом деле целиком, глубоко, до самого донышка, видит и знает человека только Бог, больше никто и ничто. Только Бог знает то, что неведомо нам, неведомо и бесам. Иногда в богослужебной литературе, в житиях святых это обыгрывается достаточно интересно.

Скажем, то, что Мария Египетская принесет покаяние, сатане, естественно, было неведомо. Бог знал, что она его принесет, и Он привел ее из Александрии в Иерусалим, чтобы она смогла там принести покаяние. Он знал, что она к нему готова, и знал, что сделать для того, чтобы это покаяние вырвалось из ее сердца. Он знал, что она будет ходить по водам. Но все это явилось полным удивлением для сатаны, он и представить себе не мог, что она сможет это сделать. Покаялась, что в храм не пускают, – это не сложно; с кем не бывает. Но сатана был уверен, что она не сможет перейти через Иордан, не сможет выдержать в Иорданской пустыне то, что на нее свалится. Она не сможет там прожить – она же избалованная женщина! Сатана не видел этой сокровенности в ней. Но все получилось.

И всякий раз, когда какой-нибудь пьяница, наркоман, какая-нибудь блудница или мытарь, чиновник, военный, бандит обращается к Богу по-настоящему глубоко, полным своим существом, это всегда является неожиданностью для падших духов. Они не ожидают этого, это для них всегда неприятный сюрприз. Особенно неприятно, когда это происходит за несколько дней или часов до смерти, когда они уже понимают: человек-то наш, уже нет никакой силы, чтобы этого человека спасти. Но вдруг что-то происходит, чего не ведают ни люди, ни бесы, ни ангелы, и человек начинает каяться, плакать и говорит эти страшные для бесов слова: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». И они ничего не могут сделать. Как они это проглядели – они не знают.

Вот эта мысль всегда очень завораживала церковных писателей, гимнотворцев, и они всегда с особой внимательностью, пристальностью и радостью описывали подобные сюжеты. Может, поэтому так много прекрасных строчек написано для раскаявшихся грешников.

Таким образом, получается, что, во-первых, глубины человеческого сердца бесам неведомы; они не знают о возможностях покаяния и не видят того глубинного добра, той крошечной, микроскопической, невидимой наклонности воли, которая, однако, достаточна сильна, чтобы переломить и переменить всю жизнь человека. Во-вторых, они знают настроение человека, а по настроению знают и устроение человека. Они не зациклены на созерцании плоти. В том смысле, что мы видим плоть, мы смотрим и угадываем что-то (если мы проницательны). Собственно, слово «проницательность» предполагает, что мы как бы проходим, проникаем за завесу плоти, угадываем то, что человек не хотел, чтобы угадали. По его взгляду, по каким-то его движениям тела, словам, интонациям голоса мы распознаем, что человек – не то, что собою являет внешне, что в глубине прячется что-то другое (кстати, не всегда плохое, иногда и хорошее). Святые отцы скрывали свое добро и юродствовали, например, для этого; и только проницательный человек мог заметить, что на самом деле это не дурак, не грешник, а светильник Божий.

Так вот, бесы тоже видят душевную оболочку. Если уж мы ее иногда видим, как говорит Макарий Великий, то тем более они могут это видеть, и устроение человека по внешним проявлениям души, по свету души они могут различать. В-третьих, они знают мысли, которые мы думаем, по внешним проявлениям. Как и мы это знаем. То есть то, что думает человек, мы можем иногда прочитать на лице, если мы достаточно наблюдательны, проницательны и мудры. То же самое, естественно, могут делать и они, только опыта у них больше, способности к проницательности больше и, естественно, желания увидеть это у них неизмеримо больше, чем у нас. Они всматриваются в человека очень пристально, пытаясь угадать, чем можно его побороть, насколько можно им овладеть. Поэтому по каким-то внешним проявлениям они могут угадывать мысли человека.

И наконец последнее, что они могут сделать: они знают мысли, которые сами же в нас всеяли. Это гораздо чаще, чем может показаться, путает и смущает людей. Люди вдруг неожиданно удивляются, что какой-то не очень хороший человек, далеко не святой, узнал их гадкие мыслишки. Это людей пугает, они думают: «Наверное, он все-таки святой, раз знает мои гадкие мыслишки». Нет; просто сначала бесы всеяли в нас эти мыслишки, а потом другому человеку рассказали, что они всеяли в нас. И к святости это не имеет никакого отношения, потому что святость – это не знание наших худых мыслей, а способность их покрывать, способность любить нас вопреки нашим мыслям и чувствам, видеть ту красоту, которую сотворил Господь.

 


 

                          Глава 13                        к оглавлению
Борьба со всякого рода скорбями

Текстовая запись восьми выпусков
передачи «Читаем Добротолюбие»,
выходивших в эфир на телеканале «Союз»
с 18 января по 8 марта 2021г.

18 января сайт видео
25 января сайт видео
01 февраля сайт видео
08 февраля сайт видео
15 февраля сайт видео
22 февраля сайт видео
01 марта сайт видео
08 марта сайт видео

 

  СОДЕРЖАНИЕ

 

1 О христианском восприятии зла

2 Скорби – это не зло, но как их терпеть?

3 Два сюжета из жизни реальных людей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...