Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Передача от 8 февраля




Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина из второго тома «Добротолюбия». Продолжая разговор о восприятии зла, читаем 178-й абзац:

Но как же и Сам Бог о Себе говорит: «Аз есмь... творяй мир и зиждяй злая» (Ис.   45,   7), – и Пророк о Нем свидетельствует: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (Амос.   3,   6)? – Священное Писание словом зло иногда означает прискорбные случайности не потому, чтоб они в существе своем были зло, но потому, что чувствуются как зло теми, которым на пользу посылаются. Ибо Слово Божие, говоря с людьми, по необходимости говорит человеческими словами и с человеческими чувствами. Так сечение и прижигание спасительное, которые врач благодетельно делает страждущим опасными вередами, почитаются злом от тех, кому приходится выдерживать их; также коню шпоры и погрешающему исправление – не сладость; и все дисциплинарные строгости тем, кои проходят курс образования, кажутся горькими, как говорит Апостол: «всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль…» Таким образом слово «зло» полагается иногда в значении прискорбных случайностей, как в следующем изречении: «и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори» (Ион.   3,   10). И еще: «яко милостив Ты еси Господи, щедр, долготерпелив и многомилостив и каяйся о злобах человеческих» (Ион.   4,   2), то есть о прискорбных лишениях и бедствиях, которые вынужден бывает наводить на нас за грехи наши. О них другой Пророк, зная, как они полезны для некоторых, не из враждебного к ним чувства, но по желанию им спасения, так молится: «приложи им зла Господи, приложи зла славным земли» (Ис.   26,   15). И Сам Господь говорит: «се Аз наведу на тя злая» (Иер.   11,   11), то есть скорби и разорения, которыми будучи в настоящее время спасительно наказан, вынужден будешь наконец обратиться и поспешить ко Мне, Которого в дни счастья своего забывал. Почему мы не можем признать их существенным злом, когда они многим служат во благо и ведут их к восприятию вечных радостей. Итак, – возвратимся к предложенному вопросу, – все считающееся обычно злом, причиняемое нам врагами, или другим каким образом нас поражающее, не должно быть почитаемо нами злом... И тогда оно не будет уже таково, каким почитает его нанесший его в яростном духе, а таково, каким восчувствует его претерпевающий его…

Иоанн Кассиан разбирает разные сюжеты Священного Писания, в которых наведение того или иного зла приписывается Богу. И он говорит, что это не является сущностным злом, а только действие, которое воспринимается как зло, с точки зрения человека. И Писание таким образом как бы дает оценку и людям, потому что люди и скорби воспринимают как зло, а это неправильно. И получается, когда люди различные скорби, страдания, извне приходящие, прискорбные обстоятельства воспринимают как зло, это свидетельствует о том, что они неправильно видят мир.

Во всех этих цитатах, которые приводит Иоанн Кассиан, прискорбные ситуации, скорби, наводимые Богом, называются злом, потому что они воспринимаются таковыми человеком. А раз человек их таковыми воспринимает, значит, он не знает, что зло в нем самом. И если он не знает, что зло в нем самом, он еще не знает Бога, он не прикоснулся к Нему. Он не знает ни себя, ни Бога, поэтому тайну своего сердца не ведает. Он не знает, что он источник греха, не знает, что он единственный источник зла.

И в этом смысле великая тьма, которая охватит человечество в конце времен, есть именно эта тьма. Люди будут стенать от всех бедствий, находящих на вселенную, стенать в беспредельном горе, отчаянии от того, что сделать ничего нельзя, хотя даже с точки зрения Священного Писания все эти бедствия будут лишь наказанием для того, чтобы человек от этой скорби обратился к Богу.

В Апокалипсисе есть такой сюжет: в последние времена придут пророки Енох и Илия и будут творить великие знамения, вполне соответствующие по размаху и уровню мощи тем чудесам, которые будет творить антихрист. Но эти чудеса будут только мучить людей, потому что они воспринимают это только как усиление скорби, хотя это Бог протягивает им руку. Но настолько те люди уйдут во тьму, настолько не будут способны видеть в скорбных обстоятельствах Бога, что чем больнее и тяжелее им будет, тем больше будет их ненависть к Богу, а не наоборот.

Через какое-то время у нас будет два сюжета, которыми Иоанн Кассиан проиллюстрирует свои слова и замечания. С нашей точки зрения, времена Иоанна Кассиана – удивительные, это золотое время, золотой век христианства. Но уже тогда вполне очевидно проявлялась антихристианская позиция, когда человек начинал видеть в любой скорби зло, а другого, доставляющего ему скорбь, считал злодеем и ненавидел его. Это уже тогда воспринималось как антихристианство, как позиция человека, отступившего от веры, как позиция человека, который потерял благодать Божью. Иоанн Кассиан пишет об этом именно потому, что уже тогда люди впадали в это состояние, в эту как бы прелесть, думая, что человек, причиняющий им скорбь, причиняет им зло, а раз он причиняет им зло, он есть носитель зла, а раз он носитель зла, я буду его ненавидеть. Таким образом, человек сознательно отступал от Христа и от христианства.

И сейчас это, естественно, проявляется в больших масштабах. Но суть этой проблемы с годами становилась все болезненнее, острее и в конце концов стала просто больным кровоточащим местом на теле человечества и мешала людям не только как-то жить, но мешала категорически принять Церковь. Неприятие Церкви основывалось на том, что она утверждает отношение к скорби не как к злу, а именно как к трудности, которая посылается нам для чего-то Богом, а потому не есть зло, и любой злой человек есть орудие в руках Божьих. Не случайно люди, встречающие такую позицию, начинали ненавидеть Церковь и уходили из нее, становились не только человеконенавистниками, а богоненавистниками, уходили в революцию, в мятеж, в бунт, в безумие, куда угодно.

Например, Иван Карамазов, чьи мысли я сейчас имею перед глазами, сошел с ума, обезумел. Кто-то совершал убийства (в тех же романах Ф. М. Достоевского), кто-то потом стал совершать революцию. И всё это люди, которые начали с того, что поверили, что любое приходящее извне нечто скорбное есть зло и причиняющий эту скорбь есть злодей. Если он не хочет измениться, я должен его ненавидеть, должен его уничтожить. Уничтожить. Уничтожая такого человека, я мню себя уничтожителем зла. Так совершаются революции, на этом основании они и происходят: как борьба со злом, точнее – как борьба со злодеями. Именно поэтому, естественно, любая революция, любое желание уничтожить злодея заканчивается большим злом в мире, большей кровью, большим насилием, большей жестокостью…

Это закономерно. Но в том-то и беда, что люди, вставшие на этот путь, уже не воспринимают того, о чем свидетельствует Церковь, они считают, что они заведомо правы, потому что борются со злом. А в сущности они в этот самый момент и становятся носителями зла, ибо они отделили себя от Бога, они присвоили себе суд, они считают себя мерилом правды, критерием различения добра и зла, они считают себя вправе решать судьбу другого человека, а главное, они отделили себя от Бога; стало быть, внутри их нет Бога, там смерть, темнота, они становятся носителями зла. Вот о чем говорит Иоанн Кассиан и вот от чего нас предостерегает.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...