Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способ использования коротких молитв




 

Дальше Иоанн Кассиан говорит об особом способе использования молитвы: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Это не Иисусова молитва. Он говорит о другой молитве. Причем он говорит, что это традиция. Он пишет: «отцы наши нашли». Он долгое время провел в Египетской пустыне, и люди, с которыми он общался, – это целая плеяда святых отцов, большое количество монашествующих. Действительно, это традиция, о которой он свидетельствует. Это не два человека, как в свое время об этом будет говорить Симеон Новый Богослов, когда есть только он сам и его учитель. Здесь Иоанн Кассиан ссылается на мощную, древнюю и очень глубокую традицию, освещенную известными именами, которые повторяли именно эти слова псалма, а вовсе не молитву Иисусову.

Конечно, можно говорить и Иисусову молитву, и любую другую. Но для нас это свидетельство важно и приобретает особое значение в следующем смысле: это свидетельство Иоанна Кассиана возвращает нас к изначальному опыту использования коротких молитв. То есть сейчас мы привыкли, как бы стереотипизировали учение об Иисусовой молитве, считая, что никакой другой молитвы не должно быть. Мы знаем только одну короткую молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Других мы не произносим. Попытки изменить порядок слов в этой молитве, что-то оттуда убрать или что-то добавить встречают сопротивление; эта молитва стала единственной короткой молитвой, которой допустимо молиться православному человеку. Чего никогда раньше не было. Этого не было даже в XIX веке, не говоря уж о V и VI веках.

Иисусова молитва известна как минимум с III века (возможно, она была и раньше) и имеет свой круг людей, которые ею пользовались. По всей видимости, именно эту молитву знали каппадокийские отцы Василий Великий и Григорий Богослов, через них она была транслируема и дальше по традиции передавалась. Но другие школы, другие сообщества отцов имели другие молитвы, об этом говорят, и никто никому ничего не предписывал.

Это свидетельство возвращает нас к изначальному: молитва Иисусова – это одна из многочисленных коротких молитв, и главное не в ней самой, не в ее содержании, что она приобретает какое-то почти магическое значение, а в том, что в принципе хороша любая короткая молитва, которая призывает Бога в нашу жизнь. Потому что цель, значение короткой молитвы в том, чтобы человек всегда помнил о Боге, всегда взывал к Богу и через это призывание и взывание к Богу всегда предстоял в молитве умом уму Божественному. Вот это важно. Какой короткой молитвой ты этого добьешься – это вторично. Любая короткая молитва с призыванием Бога исполняет эту функцию, учит человека этому, для этого она и придумана.

Еще раз повторю, как минимум до XVIII века молитва Иисусова была одной из коротких молитв, которую аскеты, монахи и благочестивые христиане применяли именно для того, чтобы достичь соединения с Богом, молитвенного предстояния перед Богом. Не сама молитва как магия слов и даже магия имени, а ее действие, результат, к которому она приводит, – вот что было важно для святых отцов; то есть когда человек привязывает себя к памяти Божией посредством каких-нибудь коротеньких молитвенных обращений, молитвенных слов.

Дальше, разбирая сам текст этого коротенького молитвенного обращения (Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися), Иоанн Кассиан говорит следующие важные вещи, которые, по его мнению, в эту молитву включены. Во-первых, как он говорит, этот стих содержит смиренное исповедание своей беспомощности. Во-вторых, надежду, упование на Бога, что Бог непременно защитит. То есть в этой молитве есть исповедание собственной беспомощности, неспособности и надежда на Бога, что Бог не оставит и защитит. Значит, основные фундаментальные, сущностные свойства молитвы в этом коротком стихе присутствуют.

Но именно это же самое присутствует и в молитве Иисусовой, потому что это воззвание к Богу, исповедание Бога, выражение своей надежды на Бога, упование на Его милость и исповедание своей беспомощности, нужды в постоянном помиловании со стороны Бога. Иисусова молитва выражает то же самое, что и молитва: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

Но, кроме этого, в молитве Иисусовой (почему она и получила такое распространение) содержится некий важный дополнительный элемент – собственно имя: Иисус Христос. Для молитвы Иисусовой (именно поэтому она так называется) имя представляется самым важным. Почему? Во-первых, мы, христиане, не просто поклоняемся Богу, но поклоняемся Ему во Христе. Мы исповедуем Христа своим Богом, поэтому мы – христиане. Все блага, которые изливаются на человека, – изливаются благодаря Иисусу Христу. И Сам Христос говорит: если кто попросит Отца во имя Мое, будет услышан.

Кроме того, мы знаем, апостол Петр говорит, что нет другого имени, которым надлежало бы человеку спастись. Поэтому ничто не может быть выше, полнее, значительнее призывания имени Господа Иисуса Христа в свою жизнь. И в этом смысле молитва Иисусова, конечно, полнее, глубже выражает собственно христианский характер молитв, обращенных к Богу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...