Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии объективности в психодиагностике.




Билет 1.

Предмет психодиагностики. Психологический диагноз.

 

Предмет психодиагностики.

Психодиагностика (ПД) сформировалась относительно недавно.

1921 г. – впервые употреблен термин «ПД» в одноименной книге Роршаха.

 

ПД – практическая функция специалиста по установлению психологического диагноза.

По мере развития этой науки понятие менялось:

 

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием различных методов распознавания и исследования индивидуальных психологических особенностей человека.

 

Ян Тер-Лаак.

Считает, что ПД не следует рассматривать как отдельную область знаний, т.к. ПД не имеет собственной, присущей только ей, области исследования. Она существует не иначе как во взаимодействии с другими предметными областями науки.

+ в ПД не существует собственных, присущих только ей, методов исследования.

 

ПД определяет основные походы к конструированию методик и интерпретации данных, исходя из предмета измерения.

 

Законы и теоретико-методические принципы определяются ПД-кой и распространяются на все области др. психологии.

 

Предмет психодиагностики – методы измерения индивидуально-психологических характеристик человека (индивидуальных особенностей человека).

 

В английской литературе…

ПД – процесс оказания помощи людям в решении их проблем.

4 составляющих этого процесса:

1. Сбор информации.

2. Интерпретация информации.

3. Обобщение информации.

4. Попытка решения проблемы.

 

В немецкой литературе…

ПД – научная дисциплина, которая использует процедуры измерения для оценки характеристик индивидов, групп, организаций, ситуаций, и даже объектов.

 

А.Анастази.

Задачи ПД – в том, чтобы измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях.

 

В отечественной ПД…

ПД (предмет ПД) по Гуревичу:

Цель современной ПД заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

 

ð современная ПД определяется как научная дисциплина, которая разрабатывает методы изучения индивидуально-психологических характеристик человека.

Предмет психодиагностики – индивидуально-психологические особенности человека и способы их измерения (исследования).

 

ПД выступает в роли моста между наукой (об индивидуально-психологических различиях) и практикой (постановкой психологического диагноза).

 

ПД является технологической дисциплиной.

Выполняет в психологии роль, аналогичную той, которую выполняют техническая метрология в физико-технических науках, или мед. технология в мед. науках.

 

Шмелев предлагает рассматривать ПД в виде образа человеческого тела:

ГОЛОВА: научные теории в области дифференциальной психологии.

ТУЛОВИЩЕ: образовано репертуаром конкретных методик.

НОГИ: технология конструирования тестов (психометрика) – это то, «на чем стоит» ПД.

РУКИ: прикладные модели и методы практической психологии, которые указывают на схему применения психодиагностических методик для решения конкретных практических задач.

Говоря о развитии ПД, мы должны говорить о грамотном развитии этого тела.

 

Психологический диагноз.

ПД – это наука и практика постановки психологического диагноза ð предмет психодиагностики – психологический диагноз.

 

Понятие «Диагноза»:

Термин «диагностика» образован из 2-х частей: «диа» и «гнозис» = различительное познание.

 

Диагностика – это распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и его последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения или принятия решения о возможном воздействии на это поведение в желательном направлении.

 

Цель ПД – помощь данному предмету в функционировании.

 

Диагноз – это всестороннее обследование объекта с целью оценки его общего состояния (такой диагноз чаще всего носит название «всесторонне профилактический диагноз»).

Частичный диагноз – направленный на выявление какого-либо неблагополучия с целью последующей коррекции.

 

Диагностика представляет собой научно-практическую деятельность.

Постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний.

Диагност не стремится к описанию и установлению общих закономерностей (это задача исследователей). Его задача – оказать конкретную помощь в установлении имеющегося неблагополучия или обеспечить надежное функционирование и рациональное использование измеряемого (исследуемого) объекта.

 

Диагноз – это всегда подведение конкретного случая под определенное явление общего характера.

 

ПД = «распознание души».

 

Психологическая диагностика – это выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

В ПД выступают особые объекты – люди.

 

(Исторически… психологический диагноз рассматривается как отклонение от нормы развития (≈ медицинский подход)).

 

!! В отличие от медицинского диагноза, психологический диагноз предполагает не только измерения при патологии, но и при норме (в большинстве случаев).

 

Медицинский диагноз – определение и классификация имеющихся проявлений заболеваний.

В психологическом диагнозе нет однозначной связи между симптомом и болезнью. Мы должны выяснить причины и следствия данного поведения.

Психологический диагноз никогда не ограничивается только констатацией наличного состояния. Необходимо дать также прогноз и рекомендации.

Прогноз дается в 2-х вариантах:

1. Если рекомендации будут выполняться.

2. Если рекомендации не будут выполняться.

 

ПД = начало деятельности (психолога).

 

Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей человека с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций (которые обычно определяются целью исследования).

 

По Выготскому… Уровни постановки диагноза:

1. Симптоматический диагноз – ограничивается только симптоматикой, не может считаться научным.

2. Этиологический – наличие определенных особенностей и причин.

3. Типологический – определение места и значения полученных данных, составляется типологический портрет личности.


Билет 2.

Задачи и основные понятия психодиагностики.

 

Задачи ПД.

Задачи психодиагностики имеется ввиду ПД как научная дисциплина.

Психодиагностические задачи – имеется ввиду: конкретные практические задачи, которые решает в своей деятельности психолог.

 

Задачи психодиагностики.

Ю.М. Забродин предлагает выдвигать 2 большие группы задач:

1. Научно-исследовательские

2. Научно-практические

 

Научно-исследовательские делятся на:

1. Методологические задачи – связанные с определением философских оснований ПД, фундаментальных принципов, с определением предмета, категориальной базы.

 

2. Теоретические задачи – связаны с разработкой различного рода теорий и построением моделей (пр: теории измерения психических явлений, теории различных психологических моделей и.т.д.)

Определяют теоретические основания ПД.

 

3. Экспериментальные задачи – направлены на эмпирические исследования новых закономерностей и механизмов психической регуляции поведения, механизмов развития психики.

Предполагают разработку новых методик и их апробации, новых методов и техник ПД.

 

Научно-практические – определяют требования, закономерности измерительных структур. Связаны с процессом измерения. Более предметные задачи.

Подгруппы:

1. Информационные или измерительные задачи – связаны с определением предмета измерения, т.е. решая эти задачи, мы отвечаем на вопрос «Что измерять?», раскрывается содержание признака.

 

2. Технологические или инструктивные задачи – связаны с выделением алгоритма обследования признака: какими средствами, в какой последовательности.

 

3. Интерпретационные или прогнозно-ориентированные задачи – связаны с определением процедуры постановки психологического диагноза (как мы будем интерпретировать полученные результаты).

 

4. Корректирующие или задачи психологического воздействия – определяют особенности, своеобразие работы с человеком при наличии определенного диагноза.

 

Психодиагностические задачи.

Мерлин.

1. Диагностика способностей является необходимой для определения степени соответствия уровня развития личности требованиям программы подготовки.

2. Диагностика проф. пригодности – ее решение предполагает выбор профессии посредством соотнесения ее требований с индивидуальными особенностями человека.

3. Оценка личности – решение задачи позволяет получить полное представление о личности человека, которое необходимо для решения более углубленных задач.

4. Задачи коррекции поведения – диагностические задачи будут направлены на выявление причин нарушения поведения человека.

5. Изучение общих закономерностей и условий развития личности – решаются при проведении экспериментального исследования.

 

При определении ПД используется в качестве основания. Психологическая сущность задачи. По основаниям задачи:

- проф. ориентации;

- сопровождения проф. карьеры;

- личностного выбора;

- проф. отбора и распределения;

- проф. адаптации и реабилитации;

- связанные с управлением развития, состояния.

 

Бодалев и Столин предлагают дифференцировать задачи по характеру использования психодиагностических данных и степени ответственности психодиагноста.

1.Задачи, в которых психодиагностические данные передаются специалистам-смежникам для постановки непсихологического диагноза и принятия административного решения. В этом случае психолог не несет ответственности за последствия использования этих данных.

2.Использование психодиагностических данных самим психодиагностом для формулирования заключения по специфическим особенностям обследуемого с последующей передачей этого заключения специалистам другого профиля, которые либо оказывают какое-либо влияние на обследуемого, либо принимают какое-либо решение. Степень ответственности у психолога – максимальная.

3.Психодиагностические данные передаются другому специалисту-психологу, который либо продолжает психодиагностическое обследование, используя другие методы, либо осуществляет необходимую коррекцию или консультацию. Ответственность является взаимной.

4.Психодиагностические данные используются для передачи самому обследуемому (клиенту) в целях его саморазвития, самовоспитания. Предполагается доля ответственности психолога за формулирование диагноза не-повреждающего характера.

 

Основные понятия психодиагностики.

Диагностические признаки – то, что мы непосредственно наблюдаем, определенные особенности поведения.

 

Диагностическая категория – то, что скрыто от наблюдения (латентные переменные). Психологические особенности человека, которые мы должны измерить, психологические и психические явления (пр: характеристика восприятия, мышления).

 

Диагностический вывод – переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

Трудность: не существует однозначных связей между диагностическими признаками и диагностической категорией. Чем больше признаков мы получаем, тем больше вероятность адекватного диагноза. Информацию о признаках получаю при помощи тестов.

 

Тест – одновременное, стандартизированное испытание, направленное на выявление у испытуемых различных симптомов или признаков, которые связаны с измеряемой категорией.

 

Психодиагностическое обследование – применение готового, разработанного теста с целью получения сведений о психических свойствах обследуемого человека.

 

Дифференциально-диагностическое исследование – комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получать информацию о заданном свойстве, на создание и испытание методики регистрации выделенных признаков.

 

 


Билет 3.

Критерии объективности в психодиагностике.

 

1. Магическая диагностика отрицает наличие связи между явлением и его сущностью. Эта связь непознаваема, м.б. доступна лишь исключительному разуму, который принадлежит определенным людям.

 

2. Солонная диагностика – развлекательная.

 

3. Паранаучная/ околонаучная диагностика – легко устанавливают связи между магическими категориями и их признаками. Доказывать наличие связи не обязательно (пр: херомантия).

 

Ни паранаучная, ни магическая диагностика не характеризуется объуктивностью.

4. Научная диагностика – объективна, т.к.:

– любой профессиональный разработчик теста при конструировании теста следует особому научно разработанному, технологическому алгоритму.

– другим специалистам известен этот алгоритм и любой из них может проверить обоснованность авторского ключа к методике.

Объективность научной диагностики определяется воспроизводимостью алгоритма разработки теста и проверки его ключей.

 

Суть технологического алгоритма:

1. Создание теоретического конструкта, определение содержания диагностической категории (на проявление чего будет направлена диагностика).

2. Определение диагностических признаков, которые будут судить о той или иной особенности.

Смысл – каждое утверждение нужно проверить статистически, насколько оно соответствует диагностической категории.

Используются специальные математические методы, но сначала можно использовать экспертную оценку суждения.

Проверка проводится на достаточно представленной, большой выборке.

 

Критерии объективности теста заложены в процессе его подготовки.

 

 


Билет 4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...