Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к психологу-психометристу.




Психолог-психометрист должен…

1. …уметь самостоятельно планировать и осуществлять все этапы по психометрическому конструированию или адаптации психодиагностических методик:

- проверка надежности и валидности на уровне отдельных пунктов теста;

- отсев ненадежных и невалидных пунктов;

- построение и анализ распределения тестовых баллов;

- построение математического уравнения для прогнозирования или «решающего правила» для распознавания.

 

2. …уметь организовывать хранение и обработку психодиагностических данных на ЭВМ, владеть навыками работы с ЭВМ в режиме диалога в рамках стандартных операциональных систем, интерпретаторов или компиляторов для языков высокого уровня, знать структуру используемых в ПД баз данных и уметь управлять базами данных.

 

3. …уметь организовывать работу психологов-психодиагностов:

- по ведению документации и используемым методикам;

- по соблюдению методических стандартов;

- по сведению и интеграции результатов в общие банки психодиагностической информации.

 

4. … уметь вести картотеку методик в рамках заданной области (отраслевой психологической службы), тщательно иерархизируя методики по уровню психометрической обеспеченности, вести библиотеку методических материалов и методических рекомендаций к использованию стандартизированных методик.

 


Билет 21.

Классификация психодиагностических процедур.

Психодиагностическое обследование характеризуется измерительно-испытательной и оценочной направленностью. За счет этой направленности достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

 

Требования:

- стандартизация инструмента измерения + нормы.

- каждая диагностическая методика должна соответствовать требованиям надежности и валидности.

- жесткие требования к процедуре исследования.

 

Психодиагностический метод позволяет выявить специфические мотивы, которые определяют активность субъекта, они задают определенную стратегию поведения субъекта, и кроме того, они определяют особенности ситуации (как социальной, так и стимульной).

 

Характеризуя диагностический метод, мы также должны подчеркивать, что любое диагностическое обследование должно включать в себя элементы объяснения, раскрытие причин и выработку соответствующих рекомендаций.

 

Бурлачук.

3 подхода к классификации методов:

1. Объективный – диагностика осуществляется на основе успешности/ результативности и/или способа действий. Предполагает 2 большие группы методик:

- для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);

- тесты интеллекта.

 

2. Субъективный – диагностика осуществляется на основе сведений, которые сообщает о себе обследуемый (пр: самоописание, самооценивание и т.д.).

 

3. Проективный – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, который в силу его известной неопределенности или слабоструктурированности становится объектом проекций.

 

Объективный подход.

Личностные опросники – представлены двумя группами.

1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.

Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.

Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.

(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.

Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).

2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.

(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.

Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).

Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:

3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.

(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).

4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.

 

Субъективный подход.

1. Личностные опросники.

2. Опросники состояния и настроения.

3. Опросники мнений.

4. Опросники–анкеты.

… для получения информации в большей степени не имеющей отношения к личности человека.

 

Проективный подход.

Классификация Розенцвейга:

1. Моторно-экспрессивные методики (все рисуночные тесты).

2. Перцептивно-структурные (методики на структурирование материала (пр: тест чернильных пятен Роршарха)).

3. Апперцептивно-динамические (интерпретационные методики).

 

 

Классификация Шванцара:

I. по используемому материалу:

1. Вербальные (задания формулируются словами).

2. Невербальные (пр: прогрессивные матрицы Ровена).

3. Манипуляционные (пр: Векслер, кубики Коса).

4. Тесты бумаги и карандаша (пр: тест шифровки фигур).

 

II. по количеству получаемых показателей:

1. Простые показатели (пр: Айзенк).

2. Комплексные показатели (пр: ОФДСИ Русалова).

 

III. по качеству ответа:

1. Тесты с правильным решением (пр: тесты интеллекта).

2. Тесты с возможностью различных ответов (пр: опросники).

 

IV. по психической активности обследуемых:

1. Интраспективные методики – предполагают ответы испытуемых, в которых сообщается о личном опыте субъекта, о его отношении к чему-либо (анкеты и беседы).

2. Экстраспективные – те методики, которые представлены различного рода наблюдениями.

3. Проективные – методики, в которых исследуемый проецирует неосознаваемые свойства личности на малоструктурированный, многозначный материал.

4. Исполнительные – те, в которых обследуемый осуществляет какое-либо действие, и уровень выполнения этого действия является показателем свойств личности.

 

Классификация Бодалева, Столина:

I. Методический принцип.

1. Объективные тесты – где существуют правильные ответы.

2. Стандартизированные самоотчеты:

– тесты-опросники,

– открытые опросники,

– шкальные техники,

– семантичекий дифференциал,

– субъективная классификация,

– индивидуально ориентированные техники.

3. Проективные техники.

4. Диалогические техники:

– беседы,

– интервью,

– диагностические игры.

II. Мера вовлеченности диагноста в диагностическую процедуру и мера его влияния на результат психодиагностики.

1. Объективные методики – минимальная степень вовлеченности диагноста в процедуру диагностики.

2. Диалогические методики – большая степень вовлеченности.

– беседы,

– интервью,

– диагностические игры,

– некоторые проективные методики.

 

 

В.К. Гайда, В.П. Захаров.

I. по качеству:

1. Стандартизированные.

2. Нестандартизированные.

 

II. по назначению методик:

1. Общедиагностические (пр: тесты личности, тесты общего интеллекта и др.).

2. Тесты проф. пригодности.

3. Тесты специальных способностей.

4. Тесты достижений.

 

III. по материалу, с которым работает обследуемый:

1. Бланковые методики.

2. Предметные методики (пр: кубики Коса, сложение картинок и т.д.).

3. Аппаратурные методики – работа обследуемого на специальных приборах.

Компьютерная диагностика.

 

IV. по количеству обследуемых:

1. Индивидуальные.

2. Групповые.

 

V. по форме ответа:

1. Устные.

2. Письменные.

 

VI. ведущая ориентация:

1. Тесты скорости – характеристики скорости решения задач.

2. Тесты мощности – характеристики успешности решения задач.

3. Смешанные тесты – и то, и другое.

 

VII. степень однородности задач:

1. Гомогенные тесты – задачи схожи и применяются для диагностики определенных личностных или интеллектуальных свойств.

2. Гетерогенные тесты – задачи разнообразны, для оценки разнообразных характеристик интеллекта, личности.

 

VIII. комплексность:

1. Изолированные тесты.

2. Тестовые наборы.

 

IX. характер ответов на задачи:

1. Тесты с описанными ответами (с закрытыми вопросами).

2. Тесты со свободными ответами (с открытыми вопросами).

 

X. область охвата психического:

1. Тесты личности.

2. Интеллектуальные тесты.

 

XI. характер умственных действий:

1. Вербальные.

2. Невербальные.

 

Классификация (еще одна):

I. тип применяемых тестовых задач:

1. Опросные методики – используются вопросы.

2. Утверждающие методики – используются суждения и утверждения, с которыми обследуемый может согласиться или не согласиться.

3. Продуктивные методики – имеет место собственная творческая продукция обследуемых (вербальная, образная, материальная).

4. Действенные методики – предлагается выполнить практические действия.

5. Физиологические методики – особенности человека изучаются на основе анализа непроизвольных физических и физиологических реакций организма.

 

II. адресат используемого тестового материла:

1. Сознательные – апеллируют к сознанию.

2. Бессознательные – направлены на неосознаваемые реакции организма, человека.

 

III. форма представления тестового материала:

1. Бланковые методики.

2. Технические методики – материал представляется через аудио-, видео- или др. технические устройства.

3. Сенсорные – материал в виде физических стимулов, адресованных органам чувств.

 

IV. по типу анализа данных:

1. Качественные – диагностируемое свойство описывается.

2. Количественные – диагностируемое свойство измеряется, устанавливается степень его выраженности по отношению к др.

 

V. по направленности:

1. Интеллектуальные – измерение интеллекта и развития отдельных когнитивных процессов.

2. Личностные – диагностика различных личностных особенностей человека.

3. Межличностные – оценка межличностных отношений в различных социальных группах.

 

Операциональная классификация:

1. Бланковые методики.

2. Опросные методики (предполагают беседу с обследуемым).

3. Рисуночные психодиагностические методики.

4. Проективные методики (м.б. и (1), и (2), и (3)).

5. Объективно-манипулятивные методики (в качестве материала предлагаются разные предметы, с которыми испытуемый должен что-то сделать).

 

 


Билет 22.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...