Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 18. Жанры научного стиля




Практическое занятие 7.

Тема. Жанровое своеобразие собственно научного и научно-популярного стилей русского языка

Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа, опрос.

Вопросы для обсуждения:

1. Научная статья.

2. Аннотация как жанр научного стиля языка.

3. Особенности жанров научно-популярного стиля.

Методические рекомендации

В первом вопросе прежде чем характеризовать жанры научного стиля следует сказать о существования первичных и вторичных научных текстов, определить их отличия. Следует проанализировать специфику жанра статьи, композицию научного сочинения, охарактеризовать требования к оформлению статьи.

Во втором вопросе нужно дать определение аннотации, охарактеризовать особенности композиции и стиля аннотации.

В третьем вопросе следует выявить отличительные особенности научно-популярных жанров русского языка.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 2. Структурные и коммуникативные свойства языка); Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. (Глава 2. Разновидности речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru – Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Прочитайте статью Л.П. Крысина «Иноязычие в нашей речи – мода или необходимость» (сайт http://www.gramota.ru/mag_rub.html?id=7) и определите ее тему. Каковы цель и задачи автора? Сформулируйте основные проблемы, затрагиваемые в статье. Охарактеризуйте композицию статьи. Укажите вводную, основную и заключительную части статьи. Назовите доказательства, приводимые автором в поддержку своих идей. К каким выводам приходит автор? Каковы ваши выводы относительно данной статьи? Назовите 10 ключевых слов, описывающих основное содержание статьи.

Задание 2. Ниже даются примеры двух аннотаций к монографиям. Укажите характерные особенности композиции и стиля аннотации.

1. АННОТАЦИЯ

Ганшмахер В.Ф., Левинсон И.Б. Рассеяние носителей тока в металлах и полупроводниках. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы. 1984. – 380 с.

В книге описываются механизмы рассеивания электронов и дырок в нормальных металлах, полуметаллах и полупроводниках на фононах, примесях, дислокациях и поверхности. Рассмотрено рассеяние с переворотом спина, а также рассеяния в условиях сложной зонной структуры и квантования уровней в магнитном поле. Обсуждаются эксперименты, демонстрирующие отдельные механизмы рассеяния и позволяющие измерять со­ответствующие времена релаксации. Книга построена на концепции пробной частицы, времена релаксации которой содержат информацию, достаточную для качественного понимания кинетики и полуколичественных оценок кинетических коэффициентов.

2. АННОТАЦИЯ

Тахтаджян Л.А., Фаддеев Л.Д. Гамильтонов подход в теории солитонов. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы. 1986. – 526 с.

Посвящается одному из наиболее активно развивающихся направлений современной математической физики – теории солитонов – методу обратной задачи. Приводится полное и систематическое изложение основ метода обратной задачи с гамильтоновой точки зрения, что позволяет связать воедино различные аспекты теории. Основные понятия теории солитонов вначале излагаются на избранном примере нелинейного управления Шредингера и лишь затем вводятся в общем виде.

Для специалистов математиков и физиков-теоретиков, а также для студентов математических и физических факультетов университетов.

Рецензент академик С.П. Новиков

Задание 3. Напишите статью или научные тезисы по материалам своей курсовой работы. Статья должна быть снабжена аннотацией.

Задание 4. Какие жанры научного стиля соответствуют данным описаниям?

1. Достаточно объемная книга одного автора или группы соавторов, придерживающихся общей точки зрения на исследуемую научную проблему. 2. Небольшая по объему (часто очень тонкая) книжка в мягком переплете. Обычно представляет собой популяризированный текст, излагающий в адаптированном к пониманию неспециалиста виде содержание теорий, открытий, описывающий новые проблемы, вставшие перед учеными. 1) брошюра; 2) методическое пособие; 3) монография; 4) учебник.  

Задание 5. Подберите несколько небольших отрывков из научно-по­пулярных произведений. Укажите основные лексические, морфологические и синтаксические их черты. В чем их особенность? Какие стилистические свойства сочетают в себе эти отрывки?

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Практическое занятие 8.

Тема. Жанры учебно-научного подстиля русского языка

Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа, опрос.

Вопросы для обсуждения:

1. Письменные научные жанры студенческих работ.

2. Реферат как вид научной работы студента.

3. Конспект как разновидность научной письменной речи.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос подразумевает общую характеристику письменных научных учебных жанров: доклада, курсовой работы, дипломной работы.

При ответе на второй вопрос нужно дать понятие «реферат», охарактеризовать требования к написанию и оформлению реферата, описать структуру реферата.

Отвечая на третий вопрос, следует не только определить специфику конспекта как вторичного научного жанра, но и охарактеризовать основные приемы конспектирования (сокращение слов, словосочетаний, терминов; переработка фразы использование цвета (рубрикация, выделение цветом существенных деталей).

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 2. Структурные и коммуникативные свойства языка); Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. (Глава 2. Разновидности речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru – Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Какие композиционные блоки содержит курсовая (дипломная) работа? Что в себя включает каждый из этих блоков?

Задание 2. Сравните реферат, аннотацию и конспект как разновидности научной письменной речи. Выделите общие и дифференцирующие признаки жанров. Результаты сравнительного анализа оформите в виде таблицы.

Задание 4. Проверьте свое умение, законспектируйте данный абзац.

Мы знаем, что в большинстве языков, в том числе и в русском, существуют такие особые слова, которые принято называть модальными. Модальные слова способны выразить различные оттенки отношений говорящего к действительности. Например, различный смысл имеют высказывания: Петр должен уехать. Петр может уехать. Петр хочет уехать. Здесь модальность выражена словами «должен, хочет, может».

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.zipsites.ru/ - Бесплатная электронная интернет библиотека.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

Практическое занятие 9 - 10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...