Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Художественный стиль речи




Цель: формирование навыков практического применения знаний для построения текстов в художественном стиле.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: беседа, выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1. Художественный стиль, его языковые особенности.

2. Влияние художественного стиля на газетно-публицистический стиль.

 

Методические рекомендации

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Проанализируйте текст с точки зрения приемов, создающих образность в художественном тексте. Почему автор выбрал именно этот тип изложения? Как создается эмоциональный фон текста? Какие приемы помогают автору раскрыть содержание данного текста?

Далеко за городом, за пустырями окраин, за сорными ольховыми перелесками, в стороне от больших дорог, посреди сосновых лесов и полян иван-чая, заброшенная, окруженная разросшейся сиренью, тихо стареет дача. Ржавеет замок, подгнивает крыльцо, чертополох заглушил цветочные грядки, и, одичавшая, отойдя от забора, сначала несмело, потом все увереннее движется по саду малина, сплетаясь с крапивой в колючую изгородь.

…Надвигается август, спускается вечер. Спиной к нам, лицом к закату стоит черный лес, смотрит, как высоко над головой в апельсинных морях догорают жидкие алые острова. Вышла первая звезда, и подбирается ночная сырость. Женщины, сидящие на крылечках, натягивают подолы на колени, говорят тише, подняв темные лица к небесной тишине. Черный кот бесшумно выходит из черной травы, кладет на ступеньку черную мышку. Скоро погаснет последний небесный остров, с востока надвинется тьма, озеро глухо заговорит тяжелыми волнами; заворочается клубами, застонет, распрямляясь, дикий озерный ветер и понесется в безлюдные темные просторы с единственной осенней целью – пригибать кусты, ронять созревшие семена, гнать колючие безымянные клубки по остывающим клеверным долинам, по нехоженым перелескам и, загудев, взвиваясь к растревоженному небу, сдует первый пучок слабых, мимолетных, соскальзывающих в бездну звезд.

Задание 2. Проанализируйте текст с точки зрения приемов, создающих образность в художественном тексте. Почему автор выбрал именно этот тип изложения? Как создается эмоциональный фон текста? Какие приемы помогают автору раскрыть содержание данного текста?

Далеко за городом, за пустырями окраин, за сорными ольховыми перелесками, в стороне от больших дорог, посреди сосновых лесов и полян иван-чая, заброшенная, окруженная разросшейся сиренью, тихо стареет дача. Ржавеет замок, подгнивает крыльцо, чертополох заглушил цветочные грядки, и, одичавшая, отойдя от забора, сначала несмело, потом все увереннее движется по саду малина, сплетаясь с крапивой в колючую изгородь.

Задание 3. Верно ли сформулированы следующие тезисы по отношению к языку художественной литературы? Отметьте лишнее.

Ø Функции (задачи) – воздействие на мысли и чувства читателя

Ø наличие большого числа выразительно-изобразительных средств;

Ø важнейшим компонентом текста является широкое использование слов в переносном значении;

Ø тексты насыщены терминами;

Ø морфологической особенностью является экспрессивное употребление разных форм слов (домик, большущий, громаднейший и др.);

Ø широко используются предложения всех структурных типов;

Ø к художественной речи относится репортаж.

Задание 4. Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный».

- Дозволь, боярин, слово молвить.

- Говори.

-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.

Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам…

- Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?

- Что у тебя глаза лопнули, что ли? - отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!

Задание 5. В приведенных ниже предложениях отметьте случаи неудачного использования изобразительных средств. Исправьте текст там, где это необходимо и возможно.

1.Свирепые горные реки обладают большой разрушительной силой.

2.Улицы полны разгулом, веселья и радости.

3.Это был какой-то укромный и радостный месяц в городе, просвеченном солнцем, более тихим, чем обычно, пронизанном свежим ветром, дующим с Невы.

4.Подхалимство ярким букетом процветает в тресте.

5.Мы попали в объятья настежь распахнутых рук.

6.У девушки были бирюзовые глаза, коралловые губы и жемчужные зубы.

7.Переплетались дни и ночи, цветущим маем улыбались украинские дали.

8.Густо заиндевевший и совсем белесый в декабрьских сумерках автобус, как прорубь, одним своим видом вызывал неуемную зубовную дрожь.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.zipsites.ru/ - Бесплатная электронная интернет библиотека.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

ТЕМА 22. РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНАЯ РЕЧЬ

Практическое занятие 16.

Тема. Разговорный стиль

Цель: познакомить студентов с отличительными чертами разговорного стиля речи; классификацией и характеристикой жанров устной разговорной речи.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: опрос.

Вопросы для обсуждения:

1. Отличительные особенности разговорного стиля речи.

2. Жанры разговорного стиля речи.

3. Лингвистические признаки: лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические, орфоэпические.

Методические рекомендации

«Круглый стол» - одна из организационных форм познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию. Наряду с активным обменом знаниями, у студентов вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций, а также выявления проблем и вопросов для обсуждения.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Запишите данные ниже слова по группам: а) общеупотребительные; б) разговорные; в) просторечные.

Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, беспорядок, беспредел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, дом, стол, нахапать, приработок, большущий, шабашка, заморозки, побережье, водица, кисонька, дождик, бродяга, достоинство, болтун, беленький, толстенный, сестрица, ножик, толстенький, говорунья, нажарить, поговорить, билетерша, кусачий, ночевка, нарвать, врунишка, голосистый, дворняга, развеселый, добряк, хвастун, головушка, антисанитарный, договоренность.

Задание 2. Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной, а какие – просторечию.

Лягу - ляжу, кладу - ложу, лихоражу - лихорадю, награжу -- наградю, наплещу - наплескаю, налягу - наляжу; ляг - ляжь, положи - поклади, напои - напой; мозоль - мозоля, дуршлаг - друшлаг, противень - протвень, туфля -туфель, задолжность - задолженность, междугородный - междугородний, мягонький – мяконький.

Задание 3. На основе приведенных ниже примеров охарактеризуйте основные морфологические особенности разговорной речи.

а) Тань! Коль!; б) стакан чаю, кусок сахару, в цеху, в отпуску; в) два молока, две сметаны, два кофе; г) с пятьсот шестьюдесятью рублями, в триста пятидесяти метрах; д) сто грамм, пять килограмм помидор; е) инструктора, прожектора, отпуска (мн.ч., И.п.); ж) Видели этого твоего… Так оно и есть! Такая красота кругом!

Задание 4. Укажите черты разговорного стиля в отрывке из повести А.Калинина «Возврата нет».

- Посмотри-ка, какую я ночью корягу вытянул на берег, - похвалился он ей однажды, показывая под яр.

Заглянув туда, она ужаснулась:

- Сам?!

Он довольно рассмеялся:

- А кто еще? Правда, большая? Но ты, когда по воду пойдешь, пожалуйста, еще больше ее подтяни. А то ее может течением сорвать. На это у меня пока силенки не хватило. – И он виновато улыбнулся.

С недоумением глядя на большую, с узловатыми корневищами корягу у подошвы яра, она спросила:

- Зачем она тебе?

В свою очередь удивился он:

- Как зачем? Мне, пока вода еще теплая, надо уходить. Иначе мне ни за что Дон не переплыть.

Она попробовала возразить:

- А может, Николай, тебе лучше тут дождаться, когда фронт начнет двигаться назад?..

И мгновенно осеклась, впервые увидев, каким чужим, даже враждебным, беспощадно синим может быть его взгляд из-под белесых бровей.

- Приймаком у тебя под подолом, да? Для этого ты тут и откармливаешь меня?!

Она даже рукой заслонилась от него: - Что ты, Николай!

И тут же, отводя ее руку своей, он взглянул ей в глаза.

- Ты прости, Антонина. Не могу я дальше в этой яме от каждого шороха дрожать. Я ведь себе уже на всю дорогу сухарей насушил. Если до Сталинграда идти, то, как раз мне должно будет хватить недели на две. А там я по голосам наших пушек через фронт проберусь.

Еще раз она попыталась разубедить его:

- Ты же совсем слабый еще, а под яром течение так и бьет, потому он весь дрожит. Тебя под него может сразу затянуть.

И, глянув в его тоскующие синие-синие глаза, она поняла, что больше уже не следует его разубеждать. Все равно бесполезно.

Задание 5. Верно ли сформулированы следующие тезисы по отношению к разговорной речи? Отметьте лишние:

Ø Функция (задачи) – общение;

Ø наличие большого числа общеупотребительных слов;

Ø наличие слов, имеющих высокую стилистическую окраску;

Ø наличие большого числа просторечных слов;

Ø наличие большого числа фразеологизмов;

Ø частое употребление причастий и деепричастий;

Ø часто присутствуют неполные предложения;

Ø тексты насыщены терминами;

Ø широко используются предложения всех структурных типов;

Ø к художественной речи относится репортаж.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.zipsites.ru/ - Бесплатная электронная интернет библиотека.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2009.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 2009.

4. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

5.Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

6. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с..

Дополнительная литература:

7. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

8. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – Москва: Логос, 2009. – 342 с.

9. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

10. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум / [Н. С. Водина, А. Ю. Иванова, В. С. Клюев и др.]; [ред. коллегия: И. М. Рожкова и др.]. – 13-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 320 Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2007.

11. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М., 2008.

12. Мучник Е.С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления. – М., 2009.

13. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. - М., 2008.

14. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов н/Д, 2004.

Интернет-ресурсы:

e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»http:// www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»:

http://www.gramma.ru Культура письменной речи:

http://www.rusword.org – Мир слова русского:

http://gramota.ru/book/ritorika – Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы:

http://www.twirpx.com – Ярцева В.Н. Большой энциклопедический словарь. Языкознание

http://www.twirpx.com – Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов

http://www.twirpx.com – Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс

http://slovari.yandex.ru – Словари

http://www.zipsites.ru – Бесплатная электронная интернет библиотека

http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...