Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1 Упражнение описано М. А. Чеховым в технике актера: Чехов М. А. Литературное наследие: В 2-х т. М.: Искусство. 1995. Т. 2. С. 183.




13. 11, 93

План. «Клубок ниток». Сесть на корточки, сгруппироваться. Ку­вырки в разных направлениях, как будто разматывается клубок ниток. Хорошая разминка позвоночника, чередование напряжения и расслаб­ления.

Встать, преодолевая усталость, при помощи стихотворения. Регуля­тор усилий — звук. Есть только одна сила — звук, он поднимает тело,

дает энергию.

Было. В качестве общего стихотворения была предложена строчка из песни В. Высоцкого «Сон мне — желтые огни». Ее можно было повто­рять сколько угодно или читать стихотворение дальше. Первое упраж­нение приводит к естественному головокружению, усталости, тяжести. После него действительно трудно встать. Строчка из песни, собствен­ный голос становятся «рычагом» для воли. Стих — это внутренняя речь, сказанная другими словами, как молитва, заклинание, которые повто­ряются снова и снова.

16. 11. 93

План. Закройте глаза, вспомните, кого сегодня нет, выберите себе партнера из присутствующих, вспомните, во что он одет, как он выгля­дит сегодня, о чем вы говорили в последний раз, где он находится сейчас (в каком месте аудитории), повернитесь к нему лицом. Откройте глаза. Попытайтесь понять, кого выбрал ваш избранник. Постарайтесь, чтобы он понял, что вы выбрали его. Подойдите к нему, всмотритесь в его лицо, нужно увидеть то, чего раньше не замечал. Скажите ему что-то глазами.

Было. Начала «сосредоточение» с более раннего времени — с заня­тий оркестром. Они были подробны в следовании по времени. Я торопи­лась и заставляла перескакивать к следующим известным мне общим моментам. Этого делать нельзя, концентрация внимания уменьшается. Далее, когда все дошли до настоящего момента, попросила с точностью до деталей вообразить картинку аудитории: кто где стоит, в чем одет и т. д.

Затем попросила с закрытыми глазами выбрать себе партнера и по­звать его к себе без слов и жестов, без движения, только мыслью. Следу­ющее усложнение заключалось в том, что они должны были отправить­ся к выбранному партнеру с закрытыми глазами, не сталкиваясь, чув­ствуя тех, кто находится рядом. Совпали в выборе и нашли друг друга с закрытыми глазами три пары. Остальные соединились, открыв глаза. Последняя часть упражнения — сказать что-то без слов, глазами — по­лучилась почти у всех. Причина этого, видимо, в предшествующей дли­тельной концентрации внимания.

18. 11. 93

План. «Снять резиновый скафандр, охватывающий все тело». «Зву­чащее тело».

Было. Упражнение «Снять резиновый скафандр» не дает достаточ­ного напряжения, и поэтому последующего настоящего расслабления не наступает. Это пример того, как подлинное напряжение всех групп мышц заменяется «игрой» — предлагаемыми обстоятельствами. Сту­денты начинают «искать препятствия» и делать вид, что им трудно, вме­сто настоящего труда напряжения мышц. Упражнение теряет смысл. Нужно называть вещи своими именами. Напрягать последовательно группы мышц до изнеможения, слушать ощущения в теле. Иначе полу­чается «память физических действий» в худшем варианте — с показом результата и без ощущений.

Добавила упражнение на напряжение «Электрический ток»: все группы мышц последовательно, начиная с кистей, включаются в «элект­рическую сеть» — кисти, до локтей, предплечья, плечи и шея, голова, до пояса, до колен, все тело. На каждую добавленную группу мышц выде­ляется одна минута «биения током». Общее время выполнения — 6 ми­нут. После этого упражнения расслабление полное, возникает ощуще­ние, что позвоночника нет. Все упали на пол.

«Звучащее тело» получилось у тех, кто не ленился в расслабленном состоянии управлять звуком — в голову, в плечи, в ноги и т. д. Студент­ка Л. стала помогать себе руками — продвигать звук по телу из солнеч­ного сплетения в живот, из живота в ноги. Она говорила, что вместе со звуком «продвигает по телу поток энергии».

«Халтурщики» не звучали, не пытались отдаться заданию. Я думаю, зажатые плечи Ю. — результат того, что она не включается в трудные мышечные задания, не позволяет себе напрягаться и «потеть».

19. 11. 93

План. Читать стихотворение в разных обстоятельствах — один в лесу, один в горах, один в своей комнате, на концерте, на вступительном экзамене в институт, пьяный, на морозе, под душем. Переключаться по моей команде. Почувствуйте атмосферу, свое настроение, ощущение себя, «состояние души».

Было. Наиболее трудно переключаться от одиночества к публич­ности, это получилось не у всех, кто-то скис в ожидании следующего переключения. После предложила всем выбрать «состояние души», ко­торое больше всего понравилось при выполнении. Предложила побыть в нем, получились интересные этюды: в лесу, один дома, впервые напил­ся пьяным. Возникли обстоятельства (не из головы, а от стихов).

23. 11. 93

План. Переключение из одной атмосферы1 в другую. Представьте (не надо ничего играть, только в воображении), что вы 1) входите в ста­ринный замок, 2) в тихой лунной ночи, 3) перед долгожданным свидани­ем, 4) перед штурмом Белого Дома. Как бьется сердце? Какое дыхание? Как сжимается или расслабляется тело?

1 Упражнение описано М. А. Чеховым в технике актера: Чехов М. А. Литературное наследие: В 2-х т. М.: Искусство. 1995. Т. 2. С. 183.

Выберите одну атмосферу. Попробуйте сделать в соответствии с ней только один жест. Какие «картинки» возникают? Какие обстоятельства? Меняется ли атмосфера? От жеста перейдите к простому физическому действию.

Объединитесь парами, один ведущий (остается в своей атмосфере), другой ведомый (почувствовать атмосферу партнера, делать в ней свое физическое действие или помочь ведущему).

Было. Конечно, сложные «обстоятельственные» атмосферы вроде штурма Белого дома, хотя много об этом говорили и смотрели по телеви­дению, не получились. И не должны были, они требуют не только «со­стояния души», но и ума — знаний. Что касается лунной ночи, то ее выбрали почти все, а кто не выбрал сразу, захотел быть ведомым и пере­ключился в нее. Почему?

Есть связи и противоречия в механизмах атмосферы и действия. Об­стоятельства «материализуют» атмосферу, а действие иногда разруша­ет ее. Не все обстоятельства можно проговорить. В старом замке есть полумрак, сырость, сквозняки, эхо, странные запахи и необъяснимые страхи. Но есть что-то еще, не переводимое в слова. Может быть, это смирение перед многовековой историей, которое не зависит от знаний, но влияет на физическое самочувствие, на дыхание, на тело, может быть, это наши мистические страхи. Цель, действие — опасные слова для сохранения почти мистического, а не физического самочувствия. С ним нужно обходится осторожно.

Атмосфера — это окраска, интонация события. К сумме предлагае­мых обстоятельств здесь добавляется эмоциональная память каждого участника. Память ощущений развивается вместе с развитием органов чувств, а как развивать страстность, склонность к отчаянию, безумный оптимизм? Перевоплощение — это присвоение ассоциативного ряда, реакций организма, способа думать. Это много труднее, чем поступки. А мы начинаем навязывать действие, ведь поступки раскрывают нам че­ловека. Так нас учили. И все остается мертвым, на уровне партитуры физических действий, вне мышления, вне реактивности—восприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...