Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренинг и текст. 1 Премьера спектакля «Мщение» в постановке В. М. Фильштинского состоялась 19 мая 1997г. ЛИТЕРАТУРА. Раздел 1




Тренинг и текст

В заключение размышлений об актерском тренинге хочется привес­ти пример, который, как мне кажется, нуждается в особом выделении. Пример применения тренинга в работе над ролью, который, в свою оче­редь, стал импульсом для разработки целого направления тренинга, о котором мы здесь подробно говорили — тренинга воображения при по­мощи навязанного ритма, при помощи слова.

Все началось с А. С. Пушкина.

Мы начали работу над спектаклем по трагедиям «Каменный гость» и «Русалка»1. В определенный момент стало понятно, что перейти к ав­торскому тексту в стихах невозможно. Стихи не рождаются. К этому времени было проделано множество этюдов, сделан разбор. Некоторые сцены этюдно (без текста Пушкина) получались интересно, эмоциональ­но, звонко. А стихи? Что делать с этим? Студенты предложили «сочи­нять» свои стихи в связи с событиями этюда. Играешь этюд на «пред-жизнь» (так называются у нас этюды на события, предшествующие началу пьесы), обязан говорить «стихами». Например, «Последнее сви­дание дочки мельника с князем девять дней назад». Пушкинского текста нет, но не могли же они говорить иначе всего девять дней назад. Есть пушкинский ритм речи каждого. Говори в этом ритме, рифмы не обяза­тельны, то есть думай в этом ритме. Начать можно с рассказа каждого участника об этом событии. Актриса —дочка мельник5" =: гт5ассказыва-ет свое воспоминание:

Он ласков был, он целовал мои ладони. Мы шли к реке, я оступилась. Он Взял на руки и нес по склону До воды. А там поставил

1 Премьера спектакля «Мщение» в постановке В. М. Фильштинского состоялась 19 мая 1997г.

на камень, как на постамент, сказал:

— Ты светишься, как солнце.

Без света этого я день не проживу.

И спрашивал, что рада ль я ему

И в очи целовал.

Отец кричал нам что-то сверху

Мы спрятаться хотели, да куда?

Я с камня в воду прыгнула в одежде.

Ты вслед за мной

Мы вместе воздуха набрали

И спрятались в пучине вод

И сколько можно не дышали,

Ты обнимал меня пока

Не захватило дух, и вместе

Мы выпрыгнули из воды,

Как рыбы, играющие на свободе.

Отец махнул рукой, ушел...

Смысл этих текстов — не в качестве стихов и даже не в содержании события, про которое они рассказывали, разгадывая его таким образом. Смысл в настройке мышления и языка на ритм, заданный А. С. Пушки­ным. Приучение себя к органике «говорения», мышления в таком ритме.

Нам понравилось это упражнение, и мы стали разговаривать, общать­ся на темы спектакля только этим ритмом.

Мы обсуждали так этюды, так говорили о заданьях, так сочиняли их костюмы и место действия. И вот, потом уйдя из зала, нам уж было не остановится, мы продолжали этим ритмом про что угодно говорить.

Вначале это было интересной игрой, хотелось, чтобы появлялись рифмы, потом надоело, но договорились не останавливаться. Потом эта речь стала для нас естественной и органичной. Трудно было пере­ключиться на бытовую аритмичную речь, потому что ритм Пушкина (хотя, конечно, это был только похожий ритм), как будто давал нам ка­кое-то особое чувство удовольствия от общения.

Дальше пробовались этюды по сценам, где не обязательно было гово­рить точный Пушкинский текст, но обязательно говорить «стихами».

В конце концов, мы пришли к необходимости ежедневной разминки перед репетицией для настройки мышления и речи на ритм. Причем в разминках уже часто использовали и точный пушкинский текст, он уже стал близким, и оказался выученным к тому времени. Полный текст сцены знали все участники.

Следующие эксперименты с пушкинским текстом в тренинге имели разнообразные повороты. Студент, проводящий тренинг, мог менять ведущее предлагаемое обстоятельство, текст звучал иначе, остальные должны были включиться в иное событие, подхватывая текст, когда им передавался «мяч внимания», меняли место действия, время действия, переводили текст в прошлое или будущее: рассказываю о том, что уже произошло в доме у Лауры («Каменный гость»), вместе с Лаурой расска­зываю о том, как все это произошло. Или перед приходом к ней предпо­лагаю, как это может произойти.

***

Это было первое прикосновение к тренировке ритма мышления, а, следовательно, воображения. Это было начало того, что потом захотелось проверять практически и экспериментально психофизиологические. Эти упражнения открыли путь, по которому захотелось идти.


ЛИТЕРАТУРА

Раздел 1

Книги, сборники статей и научных трудов

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Библер В. С. Идея культуры в работах Бахтина//Одиссей. Сб. статей. М.: Наука, 1979.

3. Биомедицннская информатика и эниология (проблемы, результаты, перспективы). Сб. трудов. СПб.: Ольга, 1995.

4. Бродский И. Собр. соч.: В 3 т. Ред. Я. А. Гордин, СПб.: МСМХСУП, 1997.

5. Бродский И. Большая книга интервью. М.: Захаров, 2000.

6. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психически процессов. М.: Смысл, 1998.

7. Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. Л.: ЛГИТМиК, 1990.

8. Грачева Л. В. Тренинг Участия. Методические рекомендации. Л.: ЛГИТМиК, 1992.

9. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. СПб.: Речь, 2003.

10. Как рождаются актеры. Книга о сценической педагогике. Коллект. Монография под ред. В. М. Фильштинского, Л. В. Грачевой. СПб.: СОТИС, 2001.

11. Короткое К. Г. От эффекта Кирлиан к биоэлектрографии. СПб.: Ольга, 1998.

12. Лебедев Е. А. Мой Бессеменов. М.: Искусство, 1973.

13. Ленинградский государственный Институт театра музыки и кинематогра­
фии. Сб. статей, Л., 1971.

14. Лотман Ю. М. Асимметрия и диалог. Текст и культура//Серия: Труды по знаковым системам. Тарту, 1989, Вып. 16.

15. 1отюеп 'А. ВюепегцеПсз. Ьопо'оп, 1976.

16. Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

17. Налимов В. В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989.

18. Нейрофизиологические механизмы внимания. Сб. статей. Под ред. Е. Д. Хомс-
кой. Изд. Моск. Университета, 1979.

19. Norman D. F/ Memory and Fttention. Fn introduction to human information processing, ets: John Wiiey & Sons, Inc 1969.

20. Основы психофизиологии. Учебник. Ответственный редактор Ю. И. Александров, М.: ИНФРА-М, 1997.

21. Охнянская Л. Г., Мишин В. П. О роли колебательных и волновых процессов в
жизнедеятельности организма //Физиологическая кибернетика. М., 1981.

22. Рерих Н. К. Человек и природа. М., 1994.

23. Смолянинов В. В. Локомоторная теория относительности. Препринт. ИПИ
АН СССР, 1984.

24. Станиславский К. С. Театральное
наследство. М., 1955.

25. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т., М.: Искусство, Т. 2, 1989.

26. Ухтомский А. А. Собр. Соч. Л., 1951, Т. 2.

27. Учение А. А. Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология. Сб.
научи, трудов//Под ред. А. С. Батуева, Р. И. Кругликова, М. Г. Ярошевского. Л.: Наука, 1990.

28. Чехов М. А. Литературное наследие: В 2-х т. М.: Искусство, 1986.

29. Чехов М. А. Литературное наследие: В 2-х т. Второе изд, исправл. и дополн.,
Общ. научн. ред. М. О. Кнебель, М.: Искусство, 1995.

30. Шведерский А. С. Внутренняя речь в работе над ролью. Методическая разработка. Л.: ЛГИТМиК, 1988.

31. Штайнер Р. Как достигнуть познания высших миров. Ереван, 1992.

32. Щепкин М. С. Записки крепостного актера. М., 1928.

33. Эйзенштейн С. М. Одолжайтесь! Собр. соч. Т. 2. М.: Искусство, 1964.

34. Якимович А. К. Магическая вселенная. М.: ГАЛАРТ, 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...