Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О Заповедях Божиих. О первой заповеди




О Заповедях Божиих

Вопрос 46. Поелику о добродетелях и пороках довольно сказано, то прошу научить меня заповедям Божиим?

Ответ. Заповедей Божиих десять, но в сих заключаются и другие.

Вопрос 47. Но ведь заповеди Ветхого Завета кончились?

Ответ. Те заповеди Ветхого Завета, которые касались обрядов и таинств, и прообразовали дела Христовы, все кончились. Как тень проходит при появлении истины, так равным образом и они прешли, и Христиане не обязываются исполнять оных. Но те заповеди, которые предписывают сохранять любовь к Богу и ближнему, не только обязаны соблюдать Христиане, но гораздо с большею точностию и с большею полнотою, нежели как соблюдали оные ветхозаветные Израильтяне. Поелику мы гораздо большие получили благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом пред ними прияли благодать Святаго Духа чрез Господа нашего Иисуса Христа: то посему и добродетели наши должны превосходить дела Иудеев, как сказано: «аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное» (Мф.   5,   20). Также: «Слышасте, яко речено быст древним: не убиеши: иже [бо] аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду: иже бо аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу: а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней» (Мф.   5,   21–22). То же самое и о других некоторых заповедях говорится в сем месте. И так все заповеди, относящиеся к люблению Бога и ближнего, должны быть соблюдаемы; поелику на сей двоякой любви весь закон и Пророки основаны, как говорит Господь: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф.   22,   37–40).

Вопрос 48. Как могут быть десять заповедей, когда Христос Господь наш только две утвердил?

Ответ. Две сии заповеди суть общие и главные, на коих все прочие основываются. Посему-то оные десять заповедей разделяются на две скрижали, из коих на первой изложены заповеди, предписывающие нам любовь к Богу, а на второй – те, которые научают нас, каким образом мы должны любить ближнего. И так Христос, утвердив сии две заповеди, утвердил и узаконил все десять. О сем законе Он говорит: «удобее же есть небу и земли прейти, неже от закона единей черте погибнути» (Лк.   16,   17).

О первой заповеди

Вопрос 49. Какая первая заповедь первой скрижали?

Ответ. Первая заповедь первой скрижали, или доски, есть сия: «Аз есм Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх.   20,   2–3).

Вопрос 50. Как должно разуметь сию заповедь?

Ответ. В сей первой заповеди Господь Бог сообщает человеку познание о Себе Самом, дабы он познал Его: поелику на тот конец и сотворил Бог разумного человека, чтобы он признавал его Господом и Творцом своим, и Его прославлял. Однако, не начал сотворением мира, и не сказал: «Аз есмь Бог, сотворивый мир»; но: «Аз есм Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетский», потому что гораздо приличнее было, по отношению к Иудеям, – начать законодательство происшествием новым и чудесным, совершившимся тогда в их глазах, дабы отселе они яснее и лучше познали человеколюбие Божие, и потому усерднее прославляли Его, и Ему одному служили. В другом же месте так свидетельствует о Себе: «Аз сотворих землю и человека на ней, Аз рукою Моею утвердих небо, Аз всем звездам заповедах». И немного выше: «Аз Господь Бог, и несть разве Мене еще Бога» (Ис.   45: 12,   5). Сию заповедь обязаны соблюдать Христиане более Иудеев: поелику Христианам гораздо большая дарована свобода от Господа и Бога нашего, нежели Иудеям, как говорит Апостол: «Иже избави нас от власти темныя и престави в Царство Сына любве Своея, о Немже имамы избавление Кровию Его, [и] оставление грехов» (Кол.   1,   15–14). Во второй части сей заповеди запрещается Израилю поклоняться и служить другому богу, кроме Сего единого Бога. И так сия заповедь говорит о внутреннему сердечном прославлении Бога, рождающемся из познания Его разумом человеческим.

Вопрос 51. Кто грешит против сей заповеди, и каким образом?

Ответ. Против сей заповеди грешат к смерти, во-первых, все те, которые не признают никакого Бога, по словам Псалмопевца: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.   52,   2). Во-вторых, грешат те, которые поставляют для себя многих богов и воздают им славу и поклонение, как истинному Богу, что делали язычники. В-третьих, грешат против сей заповеди те, которые предают самих себя диаволу, как-то: волшебники и подражающие их делам, например: которые носят привески для предохранения себя от вреда и значки. В-четвертых, те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся. В-пятых, которые из всякого случая выводят предзнаменования. В-шестых, которые не веруют Православному учению, что Бог есть един по существу в трех Лицах. В-седьмых, которые надеются более на свою собственную деятельность, нежели на благодать и провидение Божие, более на свою мудрость и дарования, или на свою силу, или на множество и знаменитость своих друзей. В-восьмых, которые самих себя и временные блага и другие предметы любят более, нежели Бога. Кратко сказать: грешит против сей заповеди тот, кто каким-нибудь образом, кроме Бога истинного, почитает что-нибудь другое богом своим, и на то возлагает всю надежду и упование.

Вопрос 52. Как мы должны думать о призывании Святых; ибо место сие кажется приличнейшим для рассуждения о сем предмете?

Ответ. Мы призываем Святых в посредничество между Богом и нами, чтобы они молили Его за нас, но призываем их не как богов каких, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его, и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам своею собственною силою; но поелику ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать. Ибо и Священное Писание научает нас, чтобы мы просили Святых еще при жизни их принять посредничество между Богом и нами, и молиться о нас, по примеру Апостола Павла, который сказал: «Молю же вы, братие, Господем нашим Иисус Христом и любовию Духа, споспешствуйте ми в молитвах о мне к Богу» (Рим.   15,   30). И в другом месте: «Наньже (Бога) и уповахом, яко и еще избавит, споспешествующим и вам по нас молитвою, да от многих лиц, еже в нас дарование, многими благодарится о вас» (2Кор.   1,   10–11). Кроме того, сам он за других молил Бога, как сам же свидетельствует словами: «всегда во всяцей молитве моей за всех вас с радостию молитву мою творя» (Флп.   1,   4). Из сих свидетельств открываются две истины; во-первых, что Святые во время земной жизни своей сами просят других молиться и ходатайствовать за них пред Богом; во-вторых, что и они взаимно молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как подтверждает Писание: «И убо Петра стрежаху в темнице: молитва же бе прилежна бываемая от Церкве к Богу о нем» (Деян.   12,   5). Но тем более по смерти своей сии Святые молят о нас Бога; ибо тогда ничто им в сем не препятствует; и если они просят об отмщении нечестивым, как говорит Писание: «видех под олтарем души избиеных за слово Божие и за свидетельство, еже имеяху. И возопиша гласом великим, глаголяще: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судиши и не мстиши крове нашея от живущих на земли» (Откр.   6,   9–10), то несравненно более будут молиться за братьев своих, и особенно за тех, которые имеют нужду в их заступлении пред Богом, как учит Писание: «И двадесят и четыри старцы, пред Богом седящии на престолех своих, падоша на лица своя и поклонишася Богу, глаголюще: хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю», и ниже: «и прииде... время... дати мзду рабом Твоим, Пророком и Святым и боящымся имене Твоего, малым и великим» (Откр.   11,   16–18).

Но кто-нибудь скажет, что Святые не познают и не разумеют молитв наших. На сие ответствуем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но по откровению и Божественной благодати, которую Бог обильно даровал им, они и разумеют и слышат, как и Елисей узнал, что сделал слуга его на пути (4Цар.   5,   20–27). Также Святые знают и слышат, по откровению Божию, все нужды призывающих их; притом, мы просим Ангелов, чтобы они ходатайствовали за нас пред Богом предстательством своим: ибо они приносят пред величество Божие молитвы, милостыни и все добрые дела человеков. А Святые, по смерти своей, подобны Ангелам; следовательно, тогда они могут знать нужды наши, и слышать молитвы наши, и ходатайствовать за нас. Из сего явствует, что мы не погрешаем против сей заповеди Божией, когда призываем Святых, которые, как верные слуги, предстоя величеству Божию, ходатайствуют за нас у единого истинного Бога. Напротив, презирая посредничество Святых, мы весьма много будем оскорблять величество Божие, не уважая тех, кои свято служат пред Ним.

Заключая учение сей заповеди, завещаем каждому православному Христианину твердо содержать следующие две истины. Во-первых, то, что призыванием Святых мы не нарушаем и не ослабляем силы и достоинства сей заповеди Десятословия, и нимало не противоречим смыслу ее. Поелику честь, воздаваемая Святым, относится к величеству Божию, которому благоугождали Святые верою и добродетельною жизнию на земле. И так справедливо мы почитаем Святых Божиих, по словам Писания: «Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже» (Пс.   138,   17); и испрашиваем чрез них помощь у Бога, как повелел Бог друзьям Иова прибегнуть к сему верному рабу Его, чтобы он принес жертву за них и помолился о них, дабы для него простить им грех их (Иов.   42,   8). Во-вторых, то, что заповедь сия запрещает людям воздавать Божеское поклонение и служение твари. И мы не отдаем Божеской чести Святым Божиим, но молим их, как братий наших и другов Божиих, чтобы они испрашивали нам, братиям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом. Это не противоречит сей заповеди Десятословия. Ибо как Израильтяне не согрешили, призывая Моисея в посредничество между ими и Богом: так равно и мы не погрешаем, когда просим Святых о помощи и заступлении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...