Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О второй заповеди




Вопрос 53. Какая вторая заповедь?

Ответ. «Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им» (Исх.   20,   4).

Вопрос 54. Как должно разуметь сию заповедь?

Ответ. Заповедь сия отличается от первой; ибо та говорит о едином истинном Боге, запрещая и истребляя многобожие, а сия касается некоторых внешних Священнодействий: т. е. мы не только не должны почитать ложных богов, но также не должны делать в честь их никакого изваяния, ни воздавать им Божеского служения, ни приносить жертв Богослужения. Посему против сей заповеди грешат те, которые поклоняются идолам, как богам, и приносят им жертвы, и все свое упование и надежду на них возлагают, как свидетельствует Псалмопевец, говоря: «Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их. Подобии им да будут творящии я и еси надеющийся на ня» (Пс.   134,   15–18). Также против сей заповеди грешат те, кои преданы любостяжанию, о каковых Святое Писание так говорит: «Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение» (Кол.   3,   5). Равно также и чревоугодники, о которых Писание говорит: «имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют» (Флп.   3,   19). Еще преступают сию заповедь те, которые прибегают к волхвованиям и чародействам, которые признают неизменными и верными счастие и судьбу, замечают полет птиц, гадают по рукам, вопрошают мертвых, волхвуют над чашею и пр.; также превращают людей в овец и других животных; которые носят на шее привески для отвращения зла; носят при себе записочки; верят или волшебным изречениям или знакам, изображенным на оных; и когда смотрят на них, или нашептывают над ними молитвы, или окладывают себя таковыми записочками, думая, что с ними не могут ни сгореть, ни потонуть, ни быть ранеными; которые употребляют привески и другие какие врачевства (коих врачебная наука не одобряет), состоят ли они в очаровательных словах, или в знаках, или в других каких-нибудь вещах, которые привешивают, надевают, снимают, каковы суть серьги в ушах, или кольца на руках, и тому подобное.

Вопрос 55. Как должно думать об иконах, коим поклоняется и кои почитает Православная Церковь?

Ответ. Велико различие между идолами и иконами. Идолы вымышлены и изобретены человеками, как свидетельствует Апостол, говоря: «вемы, яко идол ничтоже есть в мире» (1Кор.   8,   4). А икона есть изображение, представляющее вещь истинную, на самом деле существующую в мире, как-то икона Спасителя нашего Христа, и Святыя Девы Марии, и всех Святых. Язычники поклонялись идолам, как богам, и приносили им жертвы, почитая золото и серебро за богов, например, Навуходоносор. Напротив, мы, почитая иконы и поклоняясь им, поклоняемся не краскам или дереву; но тех Святых, кои изображены на иконах, чтим поклонением, представляя в своем уме присутствие их так, как бы они были пред нашими глазами. Например, когда поклоняемся Распятому, представляем в мысли нашей Христа, висящего на Кресте для нашего спасения, преклоняем пред Ним главу и колена со благодарением; также когда поклоняемся иконе Девы Марии, возводим ум наш ко Пресвятой Богородице, преклоняя пред Нею главу и колена, и вместе с Архангелом Гавриилом, называя Ее блаженною паче всех мужей и жен. Итак, поклонение святым иконам, совершаемое Православною Церковию, не нарушает сей заповеди: поелику оно не есть тождественно с поклонением, которое воздаем Богу; притом Православные поклоняются не живописи, но лицам тех Святых, которые представлены на иконах. Как Херувимы, осенявшие Скинию Свидения, изображали истинных Херувимов, предстоящих на небесах Богу; и как Израильтяне поклонялись им и чтили их без малейшего нарушения сей заповеди Божией; так же, когда сыны Израилевы поклонялись Скинии Свидения и воздавали ей надлежащую честь (2Цар.   6), то не делали чрез то никакого греха, и не нарушали сей заповеди Десятословия, но сим еще более прославляли Бога: так равно и мы, почитая святые иконы, не преступаем сей заповеди Десятословия, но тем более восхваляем дивнаго во Святых Своих Бога (Пс.   67,   36). О том только мы должны стараться, чтобы всякая икона имела свое надписание, которое бы означало, кто именно из Святых изображен на ней, и сие для того, чтобы скорее мог удовлетвориться дух молящегося. А дабы более утвердить поклонение святым иконам, Церковь Божия на Седьмом Вселенском Соборе предала проклятию всех иконоборцев и установила почитание честных икон навеки, как показывает девятое правило сего Собора.

Вопрос 56. Почему же в Писании Ветхого Завета (4Цар.   18,   4) похваляется тот (Езекия), кто сокрушил медного змия, прежде самим Моисеем вознесенного?

Ответ. По той причине, что Иудеи начали отступать от поклонения истинному Богу и стали поклоняться сему змию, как истинному Богу, и приносить фимиам, по свидетельству Писания. Посему, желая пресечь это зло, и воспрепятствовать дальнейшему его распространению, Езекия сокрушил сего змия, дабы Израильтяне не имели более повода к идолослужению. Прежде же, когда они не воздавали сему змию Божеского поклонения и служения, никто не осуждал их в идолопоклонстве, никто не сокрушал и змия. Но Христиане не почитают иконы за Богов и, кланяясь им, не отступают от служения истинному Богу, но еще более чрез них руководятся к Богу, когда в изображениях Святых с умилением, как рабы, чтут самых Святых, яко другов Божиих, и молят их ходатайствовать за них пред Богом. Ежели же кто, по простоте своей, поклоняется им и не так, как мы говорим: то лучше такового наставить, нежели изгонять из Церкви обряд поклонения честным иконам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...