Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы артикуляции гражданами своих интересов




Таблица 4.1
Форма артикуляции Масштаб интересов Уровень давления на элиты
Голосование на выборах Широкие, коллективные решения относительно лидеров правительства и их программ Умеренное, но несфокусированное давление
Неформальная группа, социальное движение Коллективное действие, направленное на достижение общего интереса Сильное давление
Непосредственный контакт Как правило, конкретная, личная проблема Слабое давление
Протестная деятельность Активно выраженная поддержка особых интересов Высокое давление

присутствует и во многих авторитарных системах, - голосование на выборах. Выборы обеспечивают основания для выражения общественностью своих интересов, а также для коллективной оценки прежних действий правительства и коллективного решения по поводу будущего политического курса государства. Но хотя через данный механизм отбирается политическая элита, его влияние на политический курс часто бывает смазанным. Одна из причин такого положения вещей заключается в том, что в ходе выборов затрагивается слишком много разнообразных проблемных сфер. Кроме того, в период между выборами должностные лица могут отклониться от пути, обозначенного предпочтениями избирателей.

Иная форма артикуляции интересов возникает тогда, когда люди объединяются с другими членами своего сообщества ради удовлетворения общих социальных или политических нужд (например, родители совместными усилиями пытаются добиться улучшения местных школ или жители того или иного населенного пункта демонстрируют озабоченность уровнем его развития). Эти виды деятельности обычно имеют отчетливо выраженную политическую направленность и оказывают прямое давление на лиц, принимающих решения. Подобные формы групповой активности встречаются как в демократических, так и в авторитарных системах, хотя в последних арсенал доступных методов нередко бывает ограничен теми, которые не предполагают открытого противостояния властям.

Иногда в артикуляцию интересов оказываются вовлечены лишь отдельные индивиды и члены их семей, как это бывает в случаях, когда ветеран обращается в своему конгрессмену с просьбой помочь в получении пенсии или домовладелица требует от районного руководителя местной партии позаботиться о том, чтобы подъезды к ее жилью регулярно очищались от снега. Такого рода личные контакты по поводу интереса существуют в политических системах всех типов, в том числе авторитарных. Однако выражаемые посредством данного механизма интересы, как правило, сводятся к нуждам конкретного индивида либо небольшой группы людей.

Способы выражения интересов и политических требований нередко могут выходить за общепринятые политические рамки и включать в себя акции протеста или другие виды прямых действий. Стихийные митинги возмущенных жителей трущоб, общественные выступления, низвергнувшие коммунистические правительства в странах Восточной Европы, акции защитников окружающей среды из "Гринпис" - все это примеры того, как политический протест может фокусировать политические интересы и влияние. Протест и иные формы прямых действий обычно относятся к числу весьма сильных средств воздействия, которые в состоянии как мобилизовать общественность, так и оказать непосредственное давление на элиты; эти формы активности зачастую тоже бывают крайне насыщенными по своему политическому содержанию.

Суммируя, можно сказать, что перед гражданами открыто множество путей для выражения их политических интересов и каждый из этих путей имеет свои особые характеристики.

Формы участия граждан

Степень участия граждан в политической жизни существенно варьируется в зависимости от формы активности и типа политической системы. В табл. 4.2 приведены примеры различных видов гражданского участия в пяти странах - в США, Великобритании, Германии, Франции и бывшем Советском Союзе. Из таблицы видно, что общепринятые формы политического участия так или иначе связаны с электоральным процессом: явка на выборы, попытки повлиять на

Уровень политического участия граждан в пяти странах (%)

Таблица 4.2
Тип участия США Германия Великобритания Франция СССР
Явка избирателей на последние общенацио­нальные выборы*          
Попытки повлиять на электоральный выбор других людей          
Содействие партии или кандидату       -  
Сотрудничество с другими для решения коммунитарной проблемы          
Контакты с местными чиновниками          
Подписание петиций          
Участие в мирных демонстрациях протеста          

Источники:. Verba S., Schlozman К. L., Brady H. E. Voice and Equality. Cambridge, MA, 1995. P.72 (США); Parry G.,Moser G.,Day N. Political Participation and Democracy in Britain. Cambridge, 1992. P. 44 (Великобритания); Dalton R. Politics in Germany. N.Y., 1993, ch. 6 (Германия); Dalton R. Citizen Politics. Chatham, 1996, chs. 4, 5 (Франция); данные по Советскому Союзу подготовлены Р. М. Дачем и Дж. Л. Гибсоном на основании опроса, проведенного ими в 1990 г. совместно с Институтом социологии АН СССР; показатели петиционной и протестной деятельности подсчитаны по: World Values Survey, 1990-1993; данные по явке избирателей взяты из материалов по последним выборам в каждой стране.

голосование других людей, сотрудничество с политическими партиями. Поскольку выборы являются самой распространенной формой вовлечения граждан в политический процесс, они играют важную роль в артикуляции интересов. Во время выборов граждане открыто высказывают свои мнения по поводу текущих проблем через разговоры, посещение митингов, участие в избирательных кампаниях, а то и просто сообщают их лицам, проводящим социологические опросы. Конечным выражением предпочтений индивидов становится их электоральный выбор. Вместе с тем выборы выполняют и множество других функций: агрегации политических интересов (см. главу 5), рекрутирования политических элит и даже воспитания у граждан политических ценностей и предпочтений в процессе электоральной борьбы.

Демократии замечательны тем, что там конкурентные выборы предоставляют всем гражданам важные политические ресурсы. Соединенные Штаты выделяются среди демократий довольно низким уровнем участия в общенациональных выборах: и европейцы (с их давним демократическим опытом), и россияне (которые только-только познакомились с демократическими выборами) участвуют в голосовании чаще американцев. Но, как показывает таблица, низкие уровни явки американцев на выборы отнюдь не свидетельствуют об их апатии. Американцы значительно чаще, чем англичане, пытаются повлиять на электоральный выбор других людей и гораздо более склонны работать на ту или иную партию или кандидата, нежели те же англичане или немцы (обсуждение политической активности в США).

Однако электоральная активность - отнюдь не единственная форма реализации усилий общественности, направленных на выражение политических интересов и влияние на государственный курс. Непосредственным методом артикуляции политических интересов и воздействия на политический курс выступает и политическая деятельность на низовом уровне, т.е. объединение людей для совместного решения общих проблем. Алексис де Токвиль видел в подобных акциях, исходящих из самой гущи общества, основу демократической политики. Сегодня такого рода активность часто отождествляется с характерными для богатых обществ формами участия средних слоев - с различного рода коммунитарными ассоциациями и группами по защите общественных интересов, но групповая активность как форма политического участия возможна в любой стране [1]. Индийские крестьяне, совместными усилиями строящие общественный туалет или проводящие в свою деревню электричество, туземцы, защищающие свои права на землю, - все это тоже примеры коммунитарного действия.

Табл. 4.2 фиксирует также тот факт, что в индустриально развитых демократиях групповая активность стала одной из распространенных форм политического самовыражения. Почти треть американцев, а также заметная доля европейцев объединяются со своими согражданами для решения некой коммунитарной проблемы. Имеются косвенные

свидетельства того, что подобные формы активности регулярно используются и в развивающемся мире, хотя и не так часто, как в передовых странах.

Наверное, самой выразительной и зримой формой гражданской активности является участие в акциях протеста, демонстрациях или других видах прямого действия. Есть ли лучшие способы артикуляции своей заинтересованности в предотвращении загрязнения окружающей среды, нежели водружение знамени борьбы за экологию на задымляющую воздух трубу, проведение массовой демонстрации вне стен парламента или бойкотирование тех, кто повинен в отравлении природы? Стимулом к участию в политическом протесте могут выступать два совершенно разных обстоятельства. С одной стороны, к акциям протеста и иным формам прямого действия часто прибегают индивиды, которые лишены (или которым кажется, что они лишены) доступа к легитимным политическим каналам выражения своих интересов. Периодические беспорядки среди жителей трущоб, массовые выступления протеста в Восточной Европе в конце 1980-х годов, акции протеста чернокожего населения Южной Африки против апартеида иллюстрируют тот факт, что протест нередко становится последним средством обездоленных. С другой стороны, мирные формы протеста все чаще используются молодыми и хорошо образованными гражданами западных демократий. Для многих граждан демократических стран акции протеста - это продолжение "нормальной" политики другими средствами.

Значительной части населения большинства рассмотренных в табл. 4.2 стран приходилось подписывать петиции, и эта форма политического действия стала настолько привычной, что уже не может считаться неконвенциональной. Приблизительно от 10 до 15% граждан США и Германии когда-либо принимали участие в дозволенных законом демонстрациях. Протестные акции используются сегодня многими секторами общества [2]. Среди граждан упрочившихся демократий сильнее всего вовлечены в протестную активность французы, свыше четверти которых сообщают, что они так или иначе участвовали в акциях протеста. Эти цифры отражают как присущие Франции традиции общественного протеста, так и тот факт, что ее жителям часто бывает крайне сложно добиться внимания со стороны и правых, и левых правительств большинства. Что же касается граждан Советского Союза, то лишь 4% из них признавались в участии в акциях протеста. Это объясняется тем, что подобного рода действия перестали жестко подавляться правительством лишь за несколько лет до распада страны. Учитывая нынешние обстоятельства, в том числе широкое недовольство народа при высоком уровне образования, отсутствии упорядоченной партийной конкуренции и ослаблении правительственного контроля, можно предположить, что в дальнейшем размах протестной активности в России и других государствах, возникших на

ВСТАВКА 4.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...