Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.2. Операционный анализ в управлении прибылью




 

Одним из методов управления прибылью предприятия является операционный (или маржинальный) анализ. В зарубежной литературе он получил название CVP-анализ (Cost – Value – Profit).

Операционный (маржинальный) анализ это комплексный взаимосвязанный анализ выручки, затрат и прибыли предприятия. Основными элементами этого анализа в корпоративных финансах выступают:

- порог рентабельности (порог безубыточности); - запас финансовой прочности;

- операционный рычаг (эффект операционного рычага).

 

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации (объем реализации), которая покрывает все затраты предприятия. В экономической литературе можно встретить и другие названия этого показателя – критический объем производства, точка безубыточности, точка нулевой прибыли и др.

В данном случае за основу изложения принята методика Е. С. Стояновой, где определения порога рентабельности и порога безубыточности не являются

идентичными. Это относится к крупным предприятиям (корпорациям), где

 

выпускают несколько видов продукции (предоставляют разнообразные услуги). Постоянные затраты таких предприятий достаточно разнообразны, и их делят на прямые постоянные (относящиеся непосредственно к тому или иному виду продукции) и косвенные постоянные (общие затраты предприятия, такие как аренда офиса, зарплата администрации и пр. ). Если же на предприятии отсутствует такое деление постоянных затрат, то и не разделяются понятия порога рентабельности и порога безубыточности.

Порог рентабельности может быть определен в натуральных, либо денежных единицах, ниже представим формулы определения натурального и


стоимостного показателя.

 

,
ПР =
Пост. З

н      Цед.  - Пер. ед.

 

где ПРн – порог рентабельности в натуральных единицах; Цед. – цена единицы продукции, ден. ед.;

Пер. ед. – переменные затраты на единицу продукции.


 

(6. 5)


 

Для определения стоимостного показателя определяется также

 


коэффициент валовой маржи (маржинальной прибыли):

 

,
=
К
ВМ ВМ  В

 

где КВМ – коэффициент валовой маржи;


 

(6. 6)


 

ВМ – валовая маржа, или разность между выручкой от реализации и

 

суммой переменных затрат, ден. ед.;

 

В – выручка от реализации, ден. ед.

 

К
с
ПР = Пост. З ,                                          (6. 7) ВМ

 

где ПРс – порог рентабельности в стоимостных единицах.

 

Соответственно, между натуральным и стоимостным порогом рентабельности имеется следующая взаимосвязь:

ПРс= ПРн× Цед..                                           (6. 8)

 

Из формулы 6. 6 видно, что на величину порога рентабельности

 

оказывают влияние три основных фактора: - цена реализации продукции;

- переменные затраты на единицу продукции; - общая сумма постоянных затрат.

Влияние перечисленных факторов на величину порога рентабельности представлено в табл. 6. 1.

Таблица 6. 1 Влияние основных факторов на величину порога рентабельности

Фактор Зависимость между фактором и порогом рентабельности Изменение фактора Изменение порога рентабельности

1. Цена реализации

Обратная

Увеличивается Снижается
Снижается Увеличивается

2. Переменные затраты на

ед. продукции

Прямая

Увеличивается Увеличивается
Снижается Снижается

3. Общая сумма постоянных затрат

Прямая

Увеличивается Увеличивается
Снижается Снижается

 

 

Если на предприятии выпускают несколько видов продукции, то постоянные затраты распределяют между ними согласно методу, принятому в учетной политике. Существуют различные методы деления постоянных затрат, но изложение их сути не является задачей данного раздела. Для практических и учебных   целей в      корпоративных   финансах часто используют некий универсальный метод – деление постоянных затрат пропорционально выручке от   реализации  продукции (услуг).  Согласно  данному методу,  порог рентабельности условного товара А будет определяться по формулам:

 

 


А
А
,
ПР =


А        Пост. З× Квыр.  н     Цед.  - Пер. ед. А

 

н
где ПРА – порог рентабельности в натуральных единицах для товара А;


 

(6. 9)


 

А
Квыр.    – коэффициент выручки товара А в общей выручке (или доля

 

выручки товара А);

 

А
Цед.  – цена единицы товара А, ден. ед.;

 

Пер. ед. А – переменные затраты на единицу товара А, ден. ед.

 

А
К
А
с
ПРА = Пост. З× Квыр.  ,                                              (6. 10) ВМ

 

с
где ПРА – порог рентабельности в стоимостных единицах для товара А;

 

А
КВМ – коэффициент валовой маржи для товара А.

 

Как было отмечено выше, если постоянные затраты в корпорации подразделяют на прямые и косвенные, то в рамках углубленного операционного анализа рассчитывают еще показатель порога безубыточности.

Порог безубыточности это такой объем реализации продукции (или выручка от реализации), который покрывает переменные и прямые постоянные затраты.

В зависимости от целей анализа порог безубыточности (также как и порог

 


рентабельности) может быть натуральным или стоимостным:

 

.
,
ПБ =
Пр. постЗ

н     Цед.  - Пер. ед.

 

где ПБн – порог безубыточности в натуральных единицах;

 

.
Пр. постЗ – прямые постоянные затраты, ден. ед.

 

К
ПБс = Пр. пост. З , ВМ

 

где ПБс – порог безубыточности в стоимостных единицах.


 

(6. 11)

 

(6. 12)


 

Также между натуральным и стоимостным порогом безубыточности имеется следующая взаимосвязь:

ПБс= ПБ н× Цед.  .                                        (6. 13)

 

 


Если товар (или услуга) имеет объем (выручку) меньше порога

 

безубыточности, то это означает, что данный товар не может покрыть свои прямые затраты и, следовательно, необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности его производства.

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. Очень часто запас финансовой прочности называют еще пределом безопасности, так как он напрямую связан с уровнем операционного (производственного) риска и подробнее будет рассмотрен в п. 6. 3.

В зависимости от целей анализа запас финансовой прочности может быть выражен в натуральных единицах, стоимостных и в процентах к выручке.

н
н
ЗФП =V - ПР,                                        (6. 14)

н

 

где ЗФПн – запас финансовой прочности в натуральных единицах;

 

 – объем реализации продукции в натуральных единицах.

 

ЗФП с= В - ПРс ,                                         (6. 15)

 

где ЗФПс – запас финансовой прочности в стоимостных единицах.

 

В
ЗФП%= ЗФПс × 100%.                                      (6. 16)

 

Для нормальной бесперебойной работы предприятия необходимо чтобы запас финансовой прочности был не менее 20 % от выручки от реализации (в ситуации экономической нестабильности целесообразно иметь показатель от 30 % и более).

Чем выше запас финансовой прочности, тем меньше операционный (производственный) риск, связанный с предприятием, и наоборот.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...