Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средние внутрипарные корреляции, полученные в близнецовых исследо-




ваниях специальных способностей [по: 132]

Специальные

способности

rМЗ rДЗ rМЗ— rДЗ h2 Количест

-

во

исследо-

ваний

Вербальная понятливость 0,78 0,59 0,19 0,38 27

Математические 0,78 0,59 0,19 0,38 27

Пространственные

представления

0,65 0,41 0,23 0,46 31

Память 0,52 0,36 0,16 0,32 16

Логическое рассуждение 0,74 0,50 0,24 0,48 16

Беглость речи 0,67 0,52 0,15 0,30 12

Дивергентное мышление 0,61 0,50 0,11 0,22 10

Точность 0,70 0,47 0,23 0,46 15

Успешность в усвоении

языка

0,81 0,58 0,23 0,46 28

Успешность в изучении

социальных дисциплин

0,85 0,61 0,24 0,48 7

Успешность в изучении

естественных дисциплин

0,79 0,64 0,15 0,30 14

Все способности 0,74 0,54 0.21 0,42 211

Наименьший коэффициент наследуемости — в изменчивости оце-

нок дивергентного мышления — способности человека генерировать

новые идеи, альтернативные решения проблем и т. д., т.е. способнос-

ти, близкой к понятию творческости, креативности. Максимальное

влияние генотипа — опять-таки в вербальном субтесте — способнос-

ти к логическому рассуждению, в перцептивной скорости и простран-

ственных способностях. Однако и в этих оценках роль среды достаточно

велика (средовую изменчивость читатель может оценить в первом при-

ближении сам, воспользовавшись формулами, изложенными в гл. VIII).

В работе Л. Кардона и Д. Фулкера [228] были объединены данные,

полученные при лонгитюдном прослеживании приемных и биоло-

гических сиблингов (по 100 человек) и при использовании метода

близнецов (по 50 пар МЗ и ДЗ). Авторы исходили из иерархической

модели интеллекта, предполагающей наличие нескольких уровней

специфических, но коррелирующих между собой способностей, фор-

мирующих, в конечном счете, общий интеллект — фактор «g». Соот-

ветственно такому пониманию для выделения компонентов феноти-

пической дисперсии они использовали и иерархическую генетико-

математичсскуго модель,

В данных отчетливо прослеживаются некоторые тенденции. Во-

первых, структура дисперсии всех способностей подвержена возрас-

тным изменениям, — разным для разных признаков. Например, раз-

личия по памяти в 3, 4 и 7 лет почти полностью определяются на-

следственностью, в 9 лет — индивидуальной средой. Во-вторых,

наиболее стабильно обнаруживается генетическая обусловленность

опять-таки вербальных способностей: h2 изменяется от 0,46 до 0,74,

в то время как в дисперсии других признаков он иногда опускается

до нуля или незначительной величины, Наконец, в-третьих, в боль-

шинстве случаев средовые воздействия относятся к индивидуальной

среде (e2); большее влияние общей среды констатируется только триж-

ды. Это — особенно ценный момент, так как примененный авторами

вариант генетико-математического анализа позволил освободить этот

коэффициент от обычно включенной в него ошибки измерения (см.

гл. VIII).

Возрастная динамика генотип-средовых отношений в изменчиво-

сти отдельных когнитивных характеристик в диапазоне 6-14 лет была

показана Н.М. Зыряновой [35а]: оказалось, что невербальный интел-

лект в большей мере определяется наследственностью, чем вербаль-

ный, и самое большое значение h2 = 0,84 констатируется в 7 лет. Оценки

наследуемости вербального и общего интеллекта значительно ниже:

0,03—0,26 для первого и 0,26—0,52 — для второго (с максимумом в

10 лет).

В.Ф. Михеев [97] и И.С. Аверина [2] показали большую наслед-

ственную обусловленность невербальной памяти по сравнению со сло-

весно-логической. В первой из этих работ, проведенной на близнецах

10-20 лет (39 пар МЗ и 59 ДЗ), коэффицbенты Холзингера для невер-

бальных стимулов трех модальностей (зрительные, тактильные, слу-

ховые) были равны соответственно — 0,93, 0,69 и 0,86, для вербаль-

ных зрительных и слуховых — 0,38 и 0,37.

В работе И.С. Авериной, правда, на небольших близнецовых груп-

пах, обнаружен больший вклад генотипа в узнавании, чем в воспро-

изведении. Интересно и показанное в ее работе снижение с возрастом

генетического контроля в интегральной оценке мнемической функ-

ции: он констатирован только у младших школьников; в среднем и

старшем школьном возрасте изменчивость этого показателя форми-

руется в основном под влиянием среды.

В.Д. Мозговой [97] исследовал устойчивость, переключение и

распределение внимания у близнецов 10-11, 14-15 и 20-50 лет. Ока-

залось, что в младшей возрастной группе генетическая обусловлен-

ность обнаруживается во всех характеристиках внимания, в двух стар-

ших — только в его устойчивости.

В целом в этой области пока можно лишь констатировать разную

природу изменчивости и отдельных способностей, и даже их разных

характеристик — во-первых, и возрастную динамику генотип-средо-

вых соотношений — во-вторых; по-видимому, детальные исследова-

ния конкретных психологических функций еще впереди.

Наконец, рассмотрим _______исследование когнитивных стилей — ин-

дивидуальных особенностей переработки информации, которые,

по-видимому, служат своеобразным связующим звеном между лич-

ностными и когнитивными характеристиками в общей структуре ин-

дивидуальности [165 и др.]. Наиболее изучена в психогенетике зави-

симость-независимость от поля, т.е. когнитивный стиль, свидетель-

ствующий о способности человека «преодолевать контекст» и,

очевидно, являющийся одним из показателей психологической диф-

ференцированное™ [см. 132]. Как показали многие исследования, он

связан с самыми разными личностными особенностями: автономно-

стью, критичностью, социальной независимостью и т.д. [165].

Суммарные данные по исследованиям этого стиля в психогенети-

ке привели в своей работе Е.А. Григоренко и М. ЛаБуда [44] (табл. 9.8).

Таблица 9.8

Психогенетические исследования зависимости-независимости

От поля

Пары родственников Корреляция

(взвешен.)

Количество пар

МЗ близнецы 0,663 356

ДЗ близнецы 0,355 240

Сиблинги 0,268 944

Родители Х дети 0,282 7022

Разлученные родители Х дети 0,065 287

Приемные родители Х дети 0,020 287

Co-близнецы Х их дети 0,015 100

Супруги со-близнецов Х их дети, 0.170 100

Ассортативность 0,177 841

Всего обследовано таким образом более 9000 пар родственников.

Этот материал, будучи подвергнут современному генетико-математи-

ческому анализу — структурному моделированию, которое позволяет

объединить данные, полученные разными психогенетическими мето-

дами, дал оценку наследуемости в 50% ± 1,3%, Это — меньше, чем

коэффициент наследуемости, вычисленный только по близнецовым

данным h2 = 2(0,663 — 0,355) = 0,61, и точнее, так как меньше ошиб-

ка. Но в обоих случаях в средовом компоненте доминирует индивиду-

альная среда.

Возможно, не учтенные в исследованиях особенности именно этой сре-

ды послужили причиной практически нулевой корреляции между биологи-

ческими родителями и их отданными в чужие семьи детьми (см. табл. 9.8),

Обратим внимание: если бы использовался только метод приемных детей

(как говорилось в гл. VII, имеющий высокую разрешающую способность), то

нужно было бы признать средовую природу этого стиля.

* * *

Объединение данных, полученных на группах родственников раз-

ных степеней родства, и использование адекватных такой экспери-

ментальной схеме методов генетико-математического анализа дает

возможность получить более надежные и дифференцированные оцен-

ки генетического и средового компонентов в изменчивости оценок

интеллекта. В целом результаты такого анализа говорят о том, что в

общих когнитивных способностях генетические влияния обнаружива-

ются вполне отчетливо, отвечая в среднем примерно за 50% их вари-

ативности, хотя оценки наследуемости колеблются в широких преде-

лах — 0,4-0,8. Это означает: от 40 до 80% различий между людьми по

этому признаку объясняется различиями между ними по их наслед-

ственности.

Отдельные когнитивные способности исследованы несравненно

менее систематично, поэтому и выводы менее надежны, Среди субте-

стов IQ надежно выделить более и менее зависящие от факторов гено-

типа пока не удалось, хотя намечается парадоксальная тенденция к

большей наследуемости вербального интеллекта по сравнению с не-

вербальным и, по-видимому, наиболее отчетливо генетические влия-

ния обнаруживаются в пространственных способностях.

Психогенетические исследования не ограничиваются выделением

генетического компонента в вариативности психологического при-

знака_______. Не меньше внимания современная психогенетика уделяет и

средовой составляющей. Показано, что общесемейная среда, т.е. те

параметры среды, которые варьируют от семьи к семье, но одинако-

вы для членов каждой семьи и потому повышают их сходство между

собой, объясняет 10-40% межиндивидуальной вариативности по об-

щему интеллекту. Индивидуальная среда, по разным работам, ответ-

ственна за немного меньшую часть дисперсии баллов IQ (10-30%),

но надо помнить, что в эту оценку входит и ошибка измерения.

Помимо общесемейной и индивидуальной среды выделяется сре-

да, специфичная для разных вариантов внутрисемейных диад, при-

чем ее влияние на когнитивные способности различно в разных диа-

дах. Общая тенденция такова: близнецовая среда > сиблинговая > ро-

дительско-детская > двоюродных родственников; эти типы сред

объясняют, соответственно, 35, 22, 20, 11% дисперсии [444]. При

этом влияние общесемейной среды падает к подростковому возрасту

и практически исчезает у взрослых.

Важно иметь в виду, что, как уже говорилось, речь идет о мате-

матическом выражении той доли межиндивидуальной вариативнос-

ти, за _______которую ответствен данный тип средовых воздействий. Конк-

ретное же психологическое содержание каждого средового компо-

нента — дело специальных, скорее же собственно психологических

исследований. Однако значимость сравнительных оценок средовых

компонентов (которые можно получить только в психогенетическом

исследовании) трудно переоценить: именно они должны указать

психологу, где надо искать релевантные исследуемой черте средовые

переменные (например, в особенностях общей или индивидуальной

среды). В этом — один из продуктивных аспектов взаимодействия

двух наук.

Г л а в а X

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...