Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ работы с одаренными детьми по состоянию на 2009 год




С середины 80-х годов XX века до настоящего времени в Красноярском крае осуществляется деятельность по систематизации и развитию отдельных направлений и аспектов работы с одарёнными детьми в соответствии с такими документами федерального уровня, как: Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы (постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 172), Российская научно-социальная программа "Шаг в будущее", Положение о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Минобрнауки РФ от 22.07.2007 № 286), «Рабочая концепция одаренности»; документ «Образование для инновационных обществ в ХХI веке», принятый на саммите Группы восьми в г.Санкт-Петербурге 16.07.206, а также в соответствии с краевыми документами: авторской разработкой «Система работы с одарёнными детьми в Красноярском крае», Законом Красноярского края «О краевых именных стипендиях для одаренных учащихся общеобразовательных учреждений Красноярского края» (от 10.12.2002 № 4-714), краевой целевой программой «Дети», программой развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала», концепцией развития кадетского и женского гимназического образования Красноярского края.

Сегодня в крае реализуются различные образовательные программы, проекты и модели работы с одаренными школьниками, как в рамках обозначенных выше документов, так и краевых положений о традиционно проводимых мероприятиях, а также положения о предлагаемых другими регионами услугах по проведению различного рода конкурсов и состязаний для такой категории детей. При этом указанные регулирующие документы используют различные теоретические взгляды на одаренность, различные подходы содержательного и организационного плана.

Работа с одаренными детьми осуществляется, как правило, на трех уровнях проявления способностей, включающих: поиск одаренных учащихся посредством предоставления детям возможности участвовать в школьном и муниципальном этапах краевых конкурсных мероприятий (олимпиады, научно-практические конференции учащихся, турниры, конкурсы, состязания, смотры и др.); сопровождение одаренных школьников (интенсивные школы, дистанционные образовательные программы и проекты, обучение в школах-интернатах для способных и одаренных детей, в гимназиях, лицеях, школах и классах с углубленным изучением отдельных предметов); предъявление результатов учащимися на школьном, муниципальном, краевом, федеральном и международном уровнях (губернаторские стипендии, предметные олимпиады, грантовые программы, научно-практические конференции, конкурсы и турниры школьников). В организации этой работы определяющим бывает чаще не подбор видов и форм деятельности, обеспечивающей развитие способностей конкретных детей, а предлагаемые организаторами (в зависимости от их профессионализма и представлений) виды и формы деятельности, в которых дети в принципе могут проявить и развивать способности: не мероприятия под детей, а дети под мероприятия.

Отдельным направлением в работе с интеллектуально одаренными детьми является всероссийская олимпиада школьников, включающая школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы. Количество предметов, по которым проводится олимпиада в крае увеличилось с 10 до 15 предметов за последние 5 лет, при этом заключительный этап проводится уже по 21 предмету. Количество участников школьного и муниципального этапов возросло за этот период на 30%; регионального – с 360 до 739 участников. Победителями и призерами заключительного этапа олимпиады в 2009 году стало 8 человек из 30 участников, в 2008 было 8 из 22, в 2007 - 8 из 28. Все указанные выше цифры хоть и показывают незначительную положительную динамику, но в целом говорят об отсутствии целенаправленной системной работы по развитию олимпиадного движения.

Центрами работы других направлений с интеллектуально одаренными детьми стали краевые образовательные учреждения: КГОАУ «Школа космонавтики» и КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников». Дистанционными образовательными курсами, программами интенсивных предметных школ и курсов, интеллектуальными конкурсами, олимпиадами, турнирами и конференциями, которые проводит КГОАУ «Школа космонавтики», ежегодно охвачено около 3,5 тысяч учащихся из различных районов Красноярского края. До 2008 – 2009 учебного года в этом учреждении обучались и проживали школьники только старшей ступени, в текущем году открыты 9-ые классы и количество обучающихся возросло до 323 учащихся. В образовательной программе учреждения выделено 7 профилей, доминирующими в последнее время становятся физико-математический и естественно-научный. База данных «Талант», созданная и используемая в рамках этого учреждения, содержит данные о 18,5 тысячах детей края, проявивших себя в интеллектуальной сфере.

Основным институтом, определяющим задачи и подходы к работе по развитию одаренных школьников в сфере дополнительного образования, является КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников». Это учреждение координирует деятельность научных обществ учащихся, детских общественных объединений (некоммерческих организаций, советов старшеклассников, школьных музеев, добровольческих отрядов социальной помощи, городских и районных отделений краевого Школьного парламента), реализацию образовательных программ и проектов различных направлений, организацию краевых массовых мероприятий, концертных и игровых программ с участием более 20-ти тысяч детей ежегодно. В территориях края эта работа организуется краевыми и муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, их количество 195. Ведущим направлением в работе этих учреждений является художественное творчество. Такое направление как научно-техническое и техническое творчество претерпевало определенный спад, поэтому в последние годы разработаны и принимаются дополнительные меры по развитию этого направления. Этому способствует успешная реализация на региональном этапе Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее».

В крае создана сеть муниципальных общеобразовательных учреждений, предусматривающих работу с интеллектуально одаренными детьми: 35 гимназий (25 702 школьника), 19 лицеев (16 816 школьников), 26 общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов (5695 школьников), 14 общеобразовательных учреждений с классами углубленного изучения отдельных предметов (около 4 тысяч школьников). Однако общих региональных подходов к реализации гимназического и лицейского образования, а также к определению специфики работы с одаренностью в условиях таких учреждений не определено, имеется только статистика.

Система кадетского и женского гимназического образования в Красноярском крае, ориентированная на способных и мотивированных к получению качественного образования детей, включает 8 кадетских корпусов, 2 Мариинские женские гимназии, в которых обучается 2 750 кадет и гимназисток. В систему входит два учреждения дополнительного образования, осуществляющих сопровождение одаренных детей в художественно-эстетической и спортивной сфере.

Поиск, сопровождение и развитие спортивно одаренных школьников осуществляется учреждениями следующих типов: учреждениями дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (детско-юношескими спортивными школами), их в крае 61; физкультурно-спортивными клубами общеобразовательных школ. С 2008 года в крае реализуется Губернаторский проект «Школьная спортивная лига». На сегодняшний день около 40% школьников края охвачены физкультурно-спортивной деятельностью, из них: в спортивных школах – 13% обучающихся, в физкультурно-спортивных клубах занимается более 26%. Координатором этой деятельности является КГБОУ ДОД «Краевая специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».

Главным организационным элементом работы с одаренными детьми в крае является краевой комплексный календарь массовых мероприятий со школьниками. В него включены традиционные и вновь организуемые мероприятия интеллектуальной, художественно-творческой, научно-технической, физкультурно-спортивной направленности, которые представляют собой многоступенчатую систему, включающую школьный, муниципальный и краевой этапы. Именно календарь задает определенные параметры обогащения образовательной среды для выявления и развития одаренных детей на всех трех уровнях.

Профессиональную деятельность по отношению к одаренным школьникам осуществляют педагоги и психологи, не получившие специальную подготовку для этого в период обучения в вузе, а также в рамках повышения квалификации. Сегодня эта подготовка не обеспечена в полной мере ни содержательно, ни организационно.

Вся деятельность с одаренными детьми в крае разрознена, не четко структурирована, она осуществляется различными индивидуальными и коллективными субъектами, иногда параллельно, дублируя друг друга. В процессе управления работой с одаренными детьми можно выделить следующие тенденции: отдельные аспекты работы осуществляются в рамках программы, проекта, положения; ряд направлений координируется опосредованно через другой образовательный контекст; в управлении доминирует организационная функция, а аналитическая и координационная представлены фрагментарно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...