Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 5 - 6. Алкоголь и его влияние на человека




Занятие 5 - 6. Алкоголь и его влияние на человека

Цель: формирование ответственного поведения и установки на отказ от употребления алкоголя.

Задачи: повысить уровень знаний по проблеме влияния алкоголя на различные сферы человеческой жизни; определить причины и последствия употребления алкоголя.

Методическое оснащение: карточки «Степени алкогольного опьянения» составляются тренером с использованием литературы пособия [18, 23, 31, 35, 50], где описаны 4 стадии алкогольной зависимости. Необходимы бумага и принадлежности для рисования, скотч.

Работа. 1. Упражнение на приветствие.

2. Для того, чтобы помочь группе погрузиться в проблему злоупотребления алкоголем тренер проводит мини-лекцию «Влияние алкоголя на различные сферы человеческой жизни» с данными статистики, вводит понятия «алкоголь, алкоголизм, стадии зависимости от алкоголя» и вывешивает определения и иллюстрации на стены.

3. Упражнение «Степени алкогольного опьянения». Тренер делит участников на 4 группы. Инструкция: «Каждая группа получит конверт, в котором находятся карточки, описывающие поведение человека с различной степенью опьянения, и лист с названием одной из стадий алкогольной зависимости. На протяжении 10 минут обсудите в своей группе, выберите и скрепите скотчем те карточки, которые описывают указанную стадию, затем представьте результаты своей работы». Обсуждение: 4 стадии алкогольной зависимости характеризуются определенной степенью опьянения человека. Каковы критерии перехода от одной стадии к другой?

4. Упражнение «Причины употребления алкоголя и его последствия». Участники делятся на 2 группы. Тренер выдает маркеры и листы бумаги. Инструкция: Первой группе необходимо назвать как можно больше причин, по которым люди употребляют спиртные напитки. Вторая группа должна ответить на вопрос: «Какие могут быть последствия употребления алкоголя? »

Обсуждение.

5. Упражнение «Опасная ситуация». Разыгрываются небольшие сценки, где смоделированы ситуации, подталкивающие человека к употреблению спиртных напитков (влияние семьи, друзей, рекламы и др. ). Работа в малых группах. Обсуждение.

6. Упражнение «Мои цели». Тренер инструктирует: «Плыть по течению всегда легче, чем против него. Противостоять давлению всегда тяжело, но если ты твердо знаешь, чего хочешь достичь, ты сможешь преодолеть любые препятствия. Следующее упражнение поможет нам задуматься над собственными жизненными целями. Каждый из вас получит по 3 листочка. На них необходимо написать 3 цели (по одной цели на листке), к которым вы стремитесь в жизни, то, чего вы хотели бы достичь. Это могут быть материальные или духовные ценности, собственные чувства или отношения с окружающими».

Когда все закончат, тренер предупреждает: «Далее я буду выступать в роли оракула Вашей судьбы, и действовать директивно. Вы вынуждены смиряться. Наркологи и психологи утверждают, что алкоголь губит:

1. Деньги, поэтому отдайте мне те карточки, где написано слово «деньги» (рвет все по очереди); 2. время – отдайте «время»; 3. здоровье; 4. характер; 5. независимость; 6. чувства; 7. самоуважение; 8. уважение окружающих; 9. спокойствие; 10. благополучие семьи; 11. честь Отечества; 12. душу, приводя к сумасшествию, 13. наконец губит саму жизнь». Обсуждение: участники высказывают свои переживания и ощущения критической ситуации уничтожения жизненных ценностей

Осмысление полученного опыта: Что можно сделать, чтобы не потерять свои жизненные ценности? Что было для вас самым важным на занятии? Было ли что-то неожиданное? Что еще вы хотите сказать здесь присутствующим?

Связь с семьей: обсудить проблему употребления алкоголя с членами семьи.

Занятие 7 - 8: Наркотики – ложный способ решения проблем

Цель: формирование установки на отказ от употребления наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ).

Задачи: сформировать убеждение, что психоактивные вещества являются ложным способом решения жизненных проблем; развить стремление искать конструктивные способы решения личностных проблем.

Методическое оснащение: ватман с анкетой № 1 «Наиболее типичные жизненные проблемы», ватман для анкеты № 2 «Неизбежный риск употребления ПАВ»; 4 листа бумаги, с написанными утверждениями: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен»; каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см); шприцы.

Работа.

1. Упражнение на приветствие.

2. Анкетирование. Учащимся предлагается индивидуально ответить, насколько опасны представленные в анкете № 1 «Наиболее типичные жизненные проблемы» ситуации: нужно напротив каждой из них поставить цифры от 1 до 6. Наименее опасная ситуация - 1, самая опасная - 6. Каждую цифру можно использовать только один раз.

Анкета № 1: Наиболее типичные жизненные проблемы:

1. Иван каждый день ходит с коллегами в кафе, где пьет пиво. Дома за ужином он выпивает стопку водки или бокал вина, вечера проводит дома перед телевизором, употребляя отечественное пиво.

2. Маша курит, чтобы расслабиться. Она знает, какому риску подвергает свое здоровье курением, но считает, что все люди когда-нибудь умирают.

3. Семья Сидоровых ездит в отпуск на Черное море на машине, стараясь проделать весь путь за одни сутки. Это достаточно неудобно, но отец выпивает по дороге много кофе и тонизирующих напитков, поэтому ему удается вести машину и ночью.

4. Вера успешно сдала экзамены и отметила это событие с несколькими хорошими подругами. Праздник длился весь вечер и всю ночь, было весело, много алкоголя. Однако Вера плохо помнит о последних часах вечеринки и совершенно не помнит, как попала домой.

5. Сергей с приятелями курит марихуану. Иногда он покупает определенное количество, но не перепродает. По выходным он подрабатывает сторожем и, чтобы время проходило быстрее, не было скучно, курит «самокрутку» с марихуаной.

6. Миша – застенчивый молодой человек. На вечеринках ему очень трудно расслабиться. Но в последний раз он был весел. Все были очень удивлены. Оказалось, он принял наркотик «экстези».

Обсуждение результатов анкетирования.

3. Анкетирование. Учащимся предлагается выразить свое отношение к проблеме риска употребления ПАВ. Тренер зачитывает утверждения приведенной ниже анкеты № 2 «Неизбежный риск употребления ПАВ». Указывает критерии ответа: «всегда», «часто», «редко». Участники индивидуально диагностируют себя, затем совместно заполняют анкету на ватмане.

Анкета № 2. Неизбежным риском употребления ПАВ являются:

1. Ухудшение здоровья.

2. Потеря доверительных отношений с родителями.

3. Нарушение закона.

4. Потеря друзей.

5. Физическая зависимость.

6. Духовная зависимость.

7. Снижение успехов в учебе.

8. Потеря возможности учиться/работать.

9. Денежные проблемы.

10.  Контакт с криминальным миром.

11. Наркотик как «волшебное» средство решения проблем.

12.  Использование сильных наркотиков в последующем.

ШКАЛА оценивания: «всегда», «часто», «редко».

Обсуждение: акцент делается на том, что реальным содержанием жизни наркомана являются все перечисленные утверждения.

4. Упражнение «Стратегии решения жизненных проблем без употребления ПАВ». Участники, сравнив данные двух анкет «Наиболее типичные жизненные проблемы…» и «Неизбежный риск употребления ПАВ…», продолжают фразу: «Решая жизненную проблему (выбрать из «Наиболее типичных жизненных проблем…»), я …». Обсуждение: какую стратегию решения жизненных проблем без употребления ПАВ вы сегодня приобрели?

5. Упражнение «Аукцион идей». Учащиеся в командах обсуждают проблему «По настоящему ценным в жизни является …». Ответы записываются на доске. Обсуждение: подчеркиваются ответы, связанные со здоровым образом жизни, созданием положительной жизненной перспективы без употребления ПАВ.

6. Упражнение «Спорные утверждения». По четырем сторонам комнаты прикреплены 4 листа бумаги, на каждом написаны утверждения: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен». Тренер зачитывает по одному спорному утверждению, связанному с проблемой наркомании, участники должны разойтись и встать у листов ватмана, где отражена их точка зрения, и объяснить ее. Выслушав все мнения, участники могут поменять местоположение, предпочтя листы с утверждениями, теперь более подходящими для них (экспресс-диагностика).

Спорные утверждения:

Наркомания – это преступление.

Легкие наркотики безвредны.

Наркотики повышают творческий потенциал.

Наркомания – это болезнь.

У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

Наркомания излечима.

Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию».

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

Наркоман может умереть от СПИДа.

Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

Наркоман может умереть от передозировки.

Продажа наркотиков не предусмотрена законом.

Наркомания неизлечима.

Программа обмена шприцев стимулирует распространение наркомании.

Легкие наркотики необходимо разрешить употреблять.

Лечение и реабилитация наркопотребителей должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить проблему наркомании.

Обсуждение: почему вы выбрали именно эти утверждения? Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами? Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве? Легко ли изменить свою точку зрения?

7. Упражнение «Откажись от наркотиков». Участникам дается задание самостоятельно придумать 10 вариантов отказа от принятия наркотика и 10 вариантов предложения его попробовать. Группа разбивается на пары по кругу. Один участник берет предмет, условно обозначающий наркотик (шприц, таблетки, клей). Другой участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Время, отведенное на работу пары – 3 минуты. После этого «наркотик» переходит к партнеру, и уже он предлагает своему соседу попробовать его.

Обсуждение: легко ли было подбирать отказы? Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными? Почему? Как себя чувствовали участники в роли уговаривающего и отказывающего?

8. Упражнение «Обсуждение историй». С целью определения индивидуальных стратегий выхода из кризисных ситуаций предлагается участникам написать мини-сочинение (из 5-7 предложений) на тему: «Что будет, если меня попросят принести наркотик» или «Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика». Вся группа пишет сочинение на одну тему.

Обсуждение: Сколько было позитивных и негативных окончаний историй? Какие возможные стратегии могут быть наиболее эффективными?

9. Упражнение «Вред наркомании». Тренер выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках – названия любимых блюд, на 4-х – названия любимых занятий, увлечений, на 4-х – имена близких или любимых людей. Когда все участники готовы, тренер говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того, чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить…и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листка. После этого тренер сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листочку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека».

Обсуждение: Как себя чувствовали во время игры? Как сейчас себя чувствуете? С кем (с чем) труднее всего было расставаться?

Комментарий: необходимо соблюдать осторожность при проведении данной игры, т. к. в группе могут быть участники, попробовавшие наркотик. В этом случае упражнение может вызвать у человека чувство безысходности. Еще раз вспомним заповедь тренера, как и врача – не навреди! Упражнение направлено на осознание участниками проблем, связанных с наркоманией; изменение взглядов на проблему наркоманов.

Осмысление полученного опыта: Что было для вас самым важным на занятии? Было ли что-то неожиданное? Что еще вы хотите сказать здесь присутствующим?

Ритуал завершение тренинга: чаепитие, поход в кинотеатр или другие ситуации получения удовольствия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...