Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

11. Творческий процесс в мире.




11. Творческий процесс в мире.

Так как из одних только физических и химических сил природы нельзя объяснить ни превращение яйца в птицу, ни тот коренной переворот в строю жизни человечества, который суждено совершить человеку под внушением нравственного чувства совести, несмотря на то, что и то и другое происходит, нимало не противореча физическим и химическим законам природы, то ради объяснения того и другого мы должны предположить существование иных, таинственных сил, — сил высшего порядка.

На первый взгляд кажется, что скрытые от нас силы, превращающие яйцо в птицу, и силы, порождающая нравственные чувства в человеке, суть разные силы. На самом же деле обе они имеют своим первоисточником одну и ту же творческую силу, которая ведет мирк своей собственной великой, непостижимой для нас цели, непрерывно обновляя и совершенствуя его.

И эта-то творческая сила и есть Бог.

" Верховное Существо", — сказал Эмерсон, — " не создает природы вокруг нас, но проявляет ее через нас, подобно тому, как жизнь дерева пускает новые ветки через поры старых".

Вот чему подобен творческий процесс в миpе. Мир никогда не переставал твориться, и мы же, люди, представляем из себя непосредственное орудие творения его.

Но наше участие в творческом процессе мира двоякое: пассивное и активное.

Будучи одновременно представителями четырех царств природы, — минерального, растительного, животного и чисто человеческого, — человек участвует в процессе творчества: пассивно, в качестве представителя первых трех царств, и активно, в качестве человека, как такового.

И насколько мы — люди, т. е. существа нравственные, настолько мы должны не то, чтобы нарушать физические и химические законы природы, — не нарушает их, как мы видели, и процесс, превращающий яйцо в птицу, — а должны пренебрегать их требованиями в меру требований законов нравственных. Ибо, по словам апостола Павла, " человек должен видеть в членах своих иной закон, противоборствующий закону ума его", и " плоть желает противного духу, а дух противного плоти" (Посл. к Галат. V, 17; Посл. к Римл. VII, 23).

О том же говорится и в евангелии, в текстах о мире высшей любви, а также в текстах об идеале целомудрия.

Человек, полагающий душу свою за други своя (Иоанн XV, и3), согласно заповедям о любви к Богу и ближнему, не может не пренебречь животными своими потребностями, властно требующими от него сохранения его животной личности. Человек, принявший обет целомудрия и тем сделавшийся скопцом для Царства Небесного" (Mф. XIX, 12), по метафорическому выражению Христа, не может не пренебречь животными своими влечениями, обеспечивающими продолжение рода.

Будем же участвовать в творчестве мира не на низших ступенях этого процесса, — на них мы и без того участвуем и до пробуждения религиозно-нравственных чувств наших и после их пробуждения: в случаях падения нашего с высшей, свойственной нам, людям, ступени, — а будем участвовать в творчестве мира на высшей, вполне доступной для нас ступени религиозно-нравственного сознания. Будем людьми в истинном значении этого слова.

12. Познай себя!

" Человек есть мера всех вещей".

Протагор.

Часто случается, что человеку, едущему вдоль реки на лодке, кажется, что едет не он, а берег, или — человеку, впервые видящему туманные картины, кажется, что картины эти изображены не на стеклянных пластинках, вдвинутых во внутренность волшебного фонаря, а на экране, или, наконец, человеку, провинившемуся в каком-нибудь деле, кажется, что виноват не он, а его ближний.

Отчего все это происходит?

От одной общей причины: от неведения всего того, что находится ближе к нам или в нас самих, и вследствие этого склонности переносить собственные наши свойства или деяния на внешние окружающие нас предметы.

В этой нашей склонности коренится главное наше невежество, состоящее не столько в недостаточности наших знаний, сколько в ложности, извращенности их. Отсюда же проистекают и все бедствия и невзгоды нашей жизни.

Не даром учил Сократ: " познай самого себя", и Христос: " вынь прежде бревно из твоегоглаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Лука VI, 42).

И вот, с тех пор как заметили люди, благодаря открытию Коперника, движение собственной планеты вокруг солнца, перестали они приписывать движение солнцу и всему звездному небу вокруг земли.

Благодаря этому, узкий кругозор геоцентрического сменился широким кругозором гелиоцентрического — космического миропонимания.

С тех пор, как появилась критическая система философии, предпославшая изучению внешнего мира изучение собственных познавательных способностей человека (" Критика разума" Канта), перестали люди приписывать абсолютную реальность внешнему, вещественному, миpy, а перенесли ее с материального мира на мир внутренний, духовный.

Благодаря этому, путь, ведущий нас в область божественных сил, был проложен уже не через пространства внешнего мира, а в противоположном направлении, — через тайники нашего духа.

И наконец, когда, вместо того, чтобы начинать с поучения и наставления других, мы примемся совершенствовать себя самих, когда станем открывать и познавать в себе скрытые в нас духовные и нравственные силы и таким путем будем приближаться к совершенству Отца нашего Небесного (Mф. V, 48), тогда перестанем слепо доверять внешнему авторитету других.

Благодаря этому, исчезнет порабощенное состояние людей перед людьми, и они, познав истину сыновности Богу, сделаются свободными служителями Бога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...