Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13. Материализм, спиритизм. 14. Причина смерти.. 1. Самопознание есть путь к единению в Боге.




13. Материализм, спиритизм...

Всё равно как Мороз в сказке не верить, чтобы где-либо существовали теплые края, — ибо где ему ни приводилось бывать, везде он встречал только холод, — так и материалисты не верят в существование духовного начала, ибо во всем, что они исследуют, они видят только материю. Это хотя близоруко, но зато последовательно и потому понятно.

Непонятна мне только ограниченность и непоследовательность спиритов, для которых материальные явления призраков, — материализация душ, как они выражаются — служит доказательством существования духа.

Ведь это все равно, как если бы Мороз принимал производимый им холод за доказательство тепла.

Но если уж считать явления материализации за доказательство существования духа, то разве наши-то тела, — тела людей, еще не умерших, не представляют из себя все ту же мaтepиaлизaцию духа? А если так, то какая причина одну материализацию, — естественную, всеобщую и всем очевидную не принимать за доказательство существования духа, а другую — искусственную, исключительную и далеко не всем доступную, принимать за такое доказательство? Причина этому та же самая, по которой мнимую способность нарушения вечных и неизменных законов считают удивительной и чудесной, действительную же способность проявлять и выполнять их ни во что не ставят.

14. Причина смерти.

Так как жизнь наша управляется не одними только низшими, физическими законами, а еще и высшими: духовными, моральными, то, следовательно, нельзя допустить, чтобы и смерть наша наступала для нас под влиянием одних только физических причин.

Правда, действия моральных причин, от которых я ставлю в зависимость продолжительность нашего пребывания на земле, не доступны, физические же факторы доступны для нашего наблюдения: пища, воздух, поддерживающее наше существование, пуля, микроб, яд и т. п., прекращающее его.

Но тем не менее, несмотря на кажущуюся случайность чисто физических причин, спасающих или прекращающих нашу жизнь, продолжение или прекращение ее все-таки не может не стоять в причинной связи с моральным фактором, т. е. с нашим духом, с Богом.

Если читателю покажется это невероятным, то пусть он попробует в теле человека или животного найти такую же осязаемую причину, приводящую в движете весь организм, какую представляет из себя пружина по отношению к часам.

Может быть, это сердце? Но ведь сердце действует вследcтвие мускульных сокращений, причина которых вне его.

Так может быть, это один из нервных центров, из которых выходят импульсы для мускульных сокращений? Да, ведь, эти импульсы не могли бы исходить из нервных центров, если бы они в свою очередь не питались кровью, изготовляемою желудком и посылаемою по всему телу сокращениями сердечных мускулов и т. п. — очевидный заколдованный круг, отсутствующий в часовом механизме.

Вот эта-то невозможность найти осязаемую пружину, приводящую в действие чисто животные процессы в человеке, и служит не маловажным основанием для подтверждения моей мысли о том, что нельзя допустить, чтобы смерть наша наступала для нас под влиянием одних только физических причин.

II. Б о г.

1. Самопознание есть путь к единению в Боге.

" Природа-мать хочет сделать нас во всем не объединенными только, а едиными"

Ла-Боэти.

" Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф. V, 8).

— Покажи нам того самого Бога, о котором ты так часто нам толкуешь, — обратились раз ученики к учителю своему, великому мудрецу Востока, жившему за много столетий до нашего времени.

— Исполнить вашу просьбу в точности я не могу, — отвечал мудрец своим ученикам, — ибо Бог есть дух и потому невидим для вещественного глаза. Но если вы уж непременно хотите, чтобы Бог для вас был не тайным, а явным, то извольте, я попытаюсь показать вам Его. Смотрите на меня: я и Бог — одно!

Когда ученики, обрадованные, что видят и даже руками могут осязать своего Бога, пали ниц перед своим учителем и стали целовать его ноги, мудрец остановил их и сказал:

— Если вы считаете за Бога мое тело, то ошибаетесь. Если принимаете за Бога мое нетелесное существо, особое от других существ, тоже ошибаетесь.

Не ошибетесь только тогда, когда сумеете проникнуть до истинного моего я, которое действительно едино с Богом. Путь же к обретению этого моего я есть только один — это обретение каждым из вас своего я, которое едино и с моим я, и с Богом. Когда вы это сделаете, т. е. возвысите в себе человека, то увидите, что между тем человеком, которого вы в себе возвысите, и тем, которого уже возвысил в себе я, нет никакой разницы по существу. Как увидеть тот предмет, который я вижу и на который вам указываю, вам нельзя иначе, как посмотрев на него собственными глазами, так и почувствовать ту связь с Богом, то единство с Ним, которое я чувствую и о котором вам толкую, вы тоже не можете иначе, как почувствовав самостоятельно это единство. Углубитесь в недра вашего существа на ту же глубину, на которую углубился я, и вы встретитесь там и соединитесь с тем же Богом, с каким встретился и соединился я. Это только так кажется, что мы представляем из себя отдельные, обособленные одна от другой личности, как кажется и то, что каждый из вулканов, далеко разбросанных друг от друга по земной поверхности, дышит своим особым пламенем. На самом же деле, как верно и несомненно то, что единый и нераздельный огонь, скрытый в центре земли, проникает все вулканы1, так же верно и несомненно то, что единое и нераздельное божественное начало живет во всех людях и что, следовательно, все люди, несмотря на свою множественность и обособленность, представляют из себя одно.

Таков был ответ учителя на вопрос учеников о Боге. Услышав этот ответь, они не просили более своего учителя показать им Бога. Они хорошо теперь поняли, насколько невидим и неосязаем Бог в Его сущности и насколько делается явным, т. е. воплощается, благодаря самоуглублению людей, приводящему их к единению в любви.

1 Хотя эта гипотеза уже опровергнута учеными, однако я пользуюсь ею, как хорошей иллюстрацией моей мысли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...