Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Ограниченность человеческого понимания Бога.




2. Ограниченность человеческого понимания Бога.

" Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (I посл. к Коринф. XIII, 12).

Подобно тому, как человек, с рождения запертый в горнице с матовыми стеклами в окне, стал бы называть солнце матовым стеклом, т. е. именем единственного предмета, пропускающего через себя свет солнца в горницу, — так и мы определяем понятие Бога именем того высшего чувства или той высшей человеческой способности, которая служит проводником Божественного откровения свыше. А именно называем Бога любовью или разумением (словом).

И как лишь освобождение из заключения дает возможность узнику отличить само солнце от освещенного им матового стекла, — так точно лишь та или иная степень освобождения от уз телесности, материальности дает душе человеческой возможность более непосредственного единения с сущностью Божества.

А до тех пор люди, чтущие выше всего разум, будут отождествлять Бога с разумом и называть Его разумом; люди, чтущие выше всего чувство любви, будут отождествлять Бога с любовью и называть Его любовью.

И, наконец, люди, еще не верящие ни в свой разум, ни в свою любовь и именно вследствие этого слепо и беспрекословно верующие в авторитет чужой личности, будут отождествлять Бога с личностью.

3. Искание Бога.

Бога искать все равно, что воду сетью зачерпывать. Пока зачерпываешь, вода находится в сети. Как потащил, ничего не захватил. Пока ищешь Бога мыслью и делом, Бог в тебе, Как только решил, что нашел Бога, и успокоился, потерял Его.

4. Все ли от Бога?

" Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Mф. ХV, 13).

Христос все Свое учение строил на Своем особом понимании человеческой личности, которую Он ставил в особое отношение к Богу в сравнении с тем, какое признавалось до Него.

Раньше, до Него, на людей смотрели как на неразумные, невменяемые существа, — как детей, по словам пророка Иеремии (гл. 31, ст. 31 — 34), водимых за руку высшим существом — Богом, живущим вне земли, — на небе. Причем это высшее руководство очень было похоже на то управление, которое существует в деспотических государствах.

Христос же понимал Бога совсем иначе, чем при ветхом завете. Для Него Бог был не внешней грозной и карающей личностью, извне распоряжающейся миром и требующей себе особого поклонения и служения, а внутренней, духовной, разумной силой, действующей в каждом человеке. По определению автора Деяний Апостолов1. (Деян. XVII, 28) Бог — это то, чем мы живем, движемся и существуем. " Все из Него, Им и к Нему". " Он производить в нас и хотение и действие", — сказал ап. Павел (Рим. XI, 36; Филипп. II, 13).

1 Вероятнее всего это был евангелист Лука.

Я знаю, отсюда выходит, что если я превращаюсь из зародыша в ребенка и из ребенка во взрослого человека, если я двигаюсь, мыслю, чувствую, люблю и даже гневаюсь, даже делаю злое, то все это производить во мне Бог. Так выходит по этому общему определению, потому что мы " Им движемся и существуем".

Но необходимо заметить здесь же, что человеку, в отличие от животного, дана способность сознавать в себе побуждения, противоречащие одни другим. Я, например, знаю в себе очень много таких чувств, которые я в себе же ненавижу: ненавижу, например, чувство злобы к людям, мстительности, потому что знаю в себе противоположное чувство — любви. Так как же приписывать происхождение всех этих разнообразных побуждений и чувств единому источнику — Богу, если есть, из них такие, которые прямо исключают друг друга? Примирить это противоречие было бы невозможно, если бы мы не признавали в себе роста, или совершенствования. А если есть рост, то непременно должно быть как то, из чего вырастает человек, так и то, чем он должен сделаться. В роде того, как если человек идет, то должно быть то место, откуда он идет, и то, куда он идет.

Мы застаем себя. в таком положении, что нам не надо заботиться, чтобы быть истинными животными. Все животное, плотское уже без нашего старания выработалось в нас когда-то. И если представить себе такое время, когда это плотское еще вырабатывалось, то мы можем сказать, что это Бог его вырабатывал внутрикаждого животного существа.

Но нельзя того же сказать о духовном существе, рождающемся в нас, т. е., что оно уже выработано в нас. Нет, его, это духовное существо, мы призваны растить, перерабатывать из того плотского, чувства которого: гнев, ненависть, месть и т. д., противоречат чувствам духовного существа: любви, всепрощению, самоотречению и т. д. Мы должны родиться от Духа (Иоанн III, 3, 5) из того плотского существа, в котором мы себя застаем при пробуждении нашего разумного сознания.

Так что, если судить в широком смысле, то, конечно, все наши движения, без отличия их нравственных оттенков, происходят от Бога. Но если принять во внимание, что плотское существо мы находим уже готовым и действующим в нас, а духовное — только в зародыше, то от Бога исходящими мы должны будем признать только добрые, любовные наши чувства, противоречащие нашим животным, плотским вожделениям.

Важно, следовательно, то, чтобы мы, в противоположность плотской силе, почувствовали в себе присутствие силы божеской.

И вот в этом-то сознании в себе силы божеской и заключается особенность Христова понимания человеческой личности. Это-то сознание и побудило Христа признать Себя и всех людей сынами Бога, а отсюда уже вывести братство и равенство людей между собою.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...