Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение качественных характеристик услуг культуры и продуктов материального производства




 

I Сфера культуры Сфера материального производства
"Продукт имеет нематериалыгую природу (форму), что не исключает его существо­вание на материальных носителях Продукт имеет материальную природу (форму)
"Продукция не поддается точному количе­ственному измерению Продукция поддается количественному измерению
Производство носит индивидуальный характер Производство носит массовый, серийный характер
Определяющее значение имеют внеэконо­мические факторы (эстетические, психо­логические, социальные и др.) Определяющее значение имеют экономиче­ские факторы
Слабая стандартизируемость услуг в силу их неповторимости и оригинальности Возможность унификации, стремление к одинаковому набору свойств в каждом из­делии
Одновременность производства и потреб­ления и, как следствие, невозможность сохранения и перемещения продукции Несовпадение производства и потребления, возможность хранения и перемещения про­дукции
Активное участие потребителей в произ­водстве продукта Пассивная роль потребителя в производстве продукта
Коллективный характер потребления при сохранении индивидуальности восприятия Как правило, индивидуальный характер потребления продукта
Эффект от услуг не ограничен во времени Эффект от продукта ограничен во времени

Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления.

Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, "неразборчивого" потребителя.

Появление новых видов культурной продукции — информацион­ных продуктов и услуг, в том числе и виртуальных. Повышение роли смысловых" продуктов (производство смыслов, создание культурных кодов, ценностей, образцов).

4.2.4. Понятие доступности услуг культуры и ее виды.

В Конституции РФ предусмотрено право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).


 


12 Гринберг Р. С, Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика. М., 2000. С 56. п Гринберг Р. С, Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика; Рубин­штейн А. Я. Структура и эволюция социального интереса. М., 2002.


В данной схеме частично использован материал из учебного пособия: Вороно-'■■ И- Экономика культуры. Рязань, 1997. С. 19.


В Бюджетных посланиях Президента РФ последних лет ставится задача повышения доступности бюджетных услуг, в том числе услуг культуры.

Доступность услуг культуры — возможность населения получать услуги культуры.

Виды доступности услуг культуры:

физическая — возможность получения определенных услуг культуры или их комплекса в конкретном регионе (населенном пункте);

территориальная — приближенность организаций (услуг) культуры к месту жительства, подразделяется на пешеходную и транс­портную;

временная — время, затраченное на дорогу и потребление услуг культуры;

экономическая — возможность потребления услуг культуры при сложившемся уровне цен и доходов населения;

интеллектуальная — уровень художественного вкуса, эстети­ческого развития индивида;

информационная — наличие информации об организациях и услугах культуры.


Тема 5. ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ. ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС

5.1. Организация культуры как хозяйствующий субъект.

Подчинение деятельности организаций культуры общим законо-мерностям развития экономики страны.

Примеры: 1919 год — огосударствление, то есть национализация организаций культуры (театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д.), пери­од военного коммунизма — начало становления системы государствен­ного управления организациями культуры, период НЭПа — возрожде­ние частного сектора в культуре и т.п.

5.1.1. Общие признаки, объединяющие организации культуры с
другими хозяйствующими субъектами:

— ставят перед собой определенную цель деятельности;

— производят продукт, способный удовлетворять конкретные за­просы людей;

— используют в процессе производства соответствующие ресурсы. Ресурсы, выраженные в денежной форме, называются затратами;

— возмещают затраты, обеспечивают рациональное расходование средств, соизмеряют затраты и полученные результаты;

— организуют продвижение своей продукции (с использованием маркетинговых коммуникаций).

5.1.2. Специфика организаций культуры как хозяйствующих
субъектов.

Приоритет социально-культурных целей над экономическими, вы­полнение социальной миссии.

Сочетание творческо-производственной и финансово-хозяйствен­ной сторон деятельности.

В соответствии со ст. 3 "Основ законодательства РФ о культуре" творческая деятельность понимается как создание культурных ценно­стей и их интерпретация.

Производственная деятельность — техническое обеспечение твор­ческой деятельности.

Финансовая деятельность — привлечение и использование финан­совых средств.

Хозяйственная деятельность — эксплуатация здания.

5-2. Правовой статус организаций культуры.

По целям хозяйствования все организации культуры делятся на коммерческие и некоммерческие.

5.2.1. Коммерческие организации культуры.

Коммерческие организации — организации, преследующие извле-ие пРибыли в качестве основной цели своей деятельности.



Прибыль — один из обобщающих показателей эффективности хо­зяйствования организации. Определяется как разница между выруч­кой от реализации продукции (работ, услуг) и суммой всех затрат на производство и реализацию. К обобщающим показателям, характери­зующим эффективность хозяйствования за определенный период вре­мени, относится и рентабельность. Рентабельность организации рас­считывается как отношение полученной прибыли к размерам ее произ­водственных фондов, рентабельность продукции — как отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости, общая рентабельность производства — как отношение всей балансовой при­были организации к среднегодовой стоимости основных производст­венных фондов и нормируемых оборотных средств.

Достоинства коммерческой организации: возможность получения значительной прибыли, хозяйственная самостоятельность, более высо­кий уровень оплаты работников.

Недостатки коммерческой организации: отсутствие ощутимой государственной поддержки; нестабильность, риск, зависимость от за­просов и платежеспособности потребителя; налоговый статус, не пре­дусматривающий существенных льгот при уплате налогов.

Коммерческие организации могут создаваться в следующих орга­низационно-правовых формах:

— хозяйственные товарищества: полные товарищества и товари­
щества на вере;

—хозяйственные общества: общества с ограниченной и дополни­тельной ответственностью, акционерные общества (закрытые и откры­тые);

— производственные кооперативы;

— государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Перечень организационно-правовых форм коммерческих организа­
ций является закрытым (см. главу 4 ГК РФ).

В сфере культуры наибольшее распространение получили государ­ственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйст­венные общества (общества с ограниченной ответственностью, акцио­нерные общества).

Коммерческий характер организации жестко не связан с видами осуществляемой ею деятельности.

Тем не менее, в основном коммерческими в культуре могут быть концертные организации, ориентированные на шоу-бизнес, галереи (арт-бизнес), киностудии, оборудованные современной техникой кино­театры, отдельные театральные проекты, цирки, ПКиО.


5.2.2. Некоммерческие организации культуры.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извле-

е Прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не рас­пределяющие полученную прибыль между участниками.

Достоинство некоммерческой организации: относительная ста­бильность, поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти.

Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйст­венной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работни­ков.

Преимущественно некоммерческий характер организаций культуры.

Причины выбора статуса некоммерческой организации:

— бюджетное финансирование;

— льготное налогообложение;

— поддержка общественности (добровольные пожертвования фи­зических и юридических лиц и т.п.);

— общественное признание, известность.

Некоммерческие организации (НКО), согласно ГК РФ, могут соз­даваться в следующих организационно-правовых формах:

— потребительские кооперативы;

— общественные и религиозные организации (объединения);

— фонды;

— учреждения;

— объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих органи­заций не является закрытым. НКО могут существовать и в других фор­мах, предусмотренных федеральными законами. Так, ФЗ РФ "О неком­мерческих организациях" предусмотрено еще три формы НКО:

— автономная некоммерческая организация;

— некоммерческое партнерство;

— государственная корпорация.

Учреждение — основная организационно-правовая форма неком­мерческой организации культуры на современном этапе.

Под учреждением понимается некоммерческая организация, соз­данная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финанси­руемая полностью или частично этим собственником. Учреждения мо­гут быть государственными, муниципальными и частными, в том числе общественными.

Специфика учреждения определяется ст. 120 ГК РФ.

Учреждение:

полностью или частично финансируется собственником;


 




— распоряжается закрепленным за ним имуществом на праве опе­ративного управления (см. тему 6);

— отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоря­жении денежными средствами; при их недостаточности субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет собст­венник соответствующего имущества.

Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

В настоящее время все государственные и муниципальные учреж­дения культуры являются бюджетными и функционируют в соответст­вии с нормами Бюджетного кодекса РФ.

Бюджетное учреждение — учреждение, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета (федерального, субъекта РФ, местного или бюджета государственного внебюджетного фонда) на основе сметы доходов и расходов.

В рамках бюджетной реформы предполагается создание нового ти­па государственного (муниципального) учреждения — автономного учреждения. Автономные учреждения также будут получать финансо­вые средства из соответствующих бюджетов, но в отличие от бюджет­ных — не по смете, а под установленное плановое задание на предос­тавление государственных (муниципальных) услуг культуры15.

Для осуществления культурной деятельности также могут исполь­зоваться такие формы НКО, как частные учреждения, автономные не­коммерческие организации, некоммерческие партнерства, фонды.

Защитой профессиональных интересов деятелей культуры и искус­ства должны заниматься общественные организации, ассоциации и сою­зы.

Разновидностью некоммерческой организации является благотво­рительная организация.

Благотворительная организация — некоммерческая организация (негосударственная и немуниципальная), созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или от­дельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах обществен­ных организаций (объединений), фондов, учреждений и иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных ор­ганизаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреж­дения, если ее учредителем является благотворительная организация.


4 2 3. Отличительные черты некоммерческих организации.

Некоммерческие организации:

_ обладают правами юридического лица;

_ не преследуют в качестве основной цели своей деятельности по­
лучение прибыли;

__ не распределяют возможную прибыль между участниками, на­
правляя ее на обеспечение основной деятельности.

Под основной понимают деятельность некоммерческой организа­ции соответствующую целям, ради осуществления которых эта орга­низация создана, и предусмотренную ее учредительными документа­ми.

Ограничено право НКО на ведение предпринимательской деятель­ности: некоммерческие организации могут осуществлять предпринима­тельскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит дости­жению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям

(ст. 50 ГК РФ).

Предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Необходимость общественного контроля деятельности НКО. За ру­бежом подобный контроль осуществляется путем создания Попечитель­ских советов.

Попечительский совет — орган управления, осуществляющий над­зор за деятельностью некоммерческой организации принятием другими органами управления решений и обеспечением их исполнения, исполь­зованием средств, соблюдением законодательства.

В нашей стране этот орган не получил широкого распространения. В соответствии с ФЗ РФ "О некоммерческих организациях" наличие Попечительских советов обязательно только для одной формы НКО-фонда.

Факторы, сдерживающие распространение Попечительских советов в НКО России:

— отсутствие общественного признания подобного рода деятель­ности;

несовершенство законодательной базы; — неприятие надзорных органов директорским корпусом. Перспективность развития Попечительских советов как одного из оолее действенных демократических способов влияния на культур­ную политику со стороны общества.


 


15 Игнатьева Е. Л. Бюджетная реформа. Реструктуризация бюджетного сектора культуры//Справочник руководителя учреждения культуры. М., 2006. №1. С. 15-24


сключение составляют потребительские кооперативы.


5.2.4. Права и обязанности НКО культуры и их учредителей.

Учредители НКО культуры. Права:

— определять цели, условия и порядок деятельности организации;

— утверждать устав и изменения к нему;

— назначать и снимать руководителя;

— утверждать сметы доходов и расходов;

— осуществлять контроль деятельности организации. Вправе приос­тановить предпринимательскую деятельность организации, если счита­ют, что она наносит ущерб основной, до решения суда по этому поводу;

 

— создавать, реорганизовывать, ликвидировать организации;

— согласовывать создание филиалов и представительств. Обязанности:

— наделять имуществом и финансировать организации;

— обеспечивать социальную защиту и правовое регулирование;

— оказывать информационную поддержку и методическую помощь;

— создавать условия для подготовки, профессиональной перепод­
готовки и повышения квалификации кадров.

НКО культуры. Права:

— самостоятельно осуществлять творческо-производственную и
финансово-хозяйственную деятельность в рамках, установленных зако­
нодательством и учредительными документами;

— создавать филиалы и представительства по согласованию с уч­редителем;

— вступать в различные ассоциации и союзы;

— осуществлять международную деятельность в соответствии с за­конодательством РФ.

Обязанности:

— осуществлять основные виды деятельности, предусмотренные учредительными документами;

— обеспечивать сохранность и эффективное использование закре­пленного имущества;

— осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязатель­ного страхования работников в соответствии с законодательством РФ;

 

— обеспечивать гарантированные законодательством РФ мини­мальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной заши­ты работников;

— обеспечивать безопасность работников и посетителей, нести от­ветственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью;

— вести бухгалтерский и статистический учет и отчетность в по­рядке, установленном законодательством РФ.


с 2 5. Порядок создания, реорганизации и ликвидации НКО куль-

т Определяется ГК РФ, ФЗ РФ "О некоммерческих организациях", ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц".

5 2.6. Основные законодательные акты, регулирующие деятель­ность НКО культуры.

Закон РФ "Основы законодательства РФ о культуре".

Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и II.

Налоговый кодекс Российской Федерации, части I и II.

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях".

Федеральный закон Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Федеральный закон Российской Федерации "О некоммерческих ор­ганизациях".

5.3. Организации культуры как юридические лица17.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...