Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические методы.




Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим н°рмам поведения, использования мер морального поощрения и т.п.

ти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их зна­чение больше, чем в других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к пре-

1УЩественно экономическим методам. Это означает учет экономиче-

х интересов (организации и отдельного работника), ориентацию на


партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на не­экономических интересах.

7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма органи­заций культуры.

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:

— планирование;

— финансирование;

— ценообразование;

— стимулирование.

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации систе­мы хозяйствования.

7.5.1. Планирование.
Планы
могут:

— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;

— разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;

— разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

7.5.2. Финансирование.

По типу финансирования выделяют:

— бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);

— смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных ис­точников);

— самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).

7.5.3. Ценообразование.

Цены на услуги культуры могут быть:

— регулируемыми органами власти;

— свободно устанавливаемыми;

— договорными.

7.5.4. Стимулирование.
Стимулирование
бывает:

— материальное и моральное;

— индивидуальное и коллективное и т.д.

7.6. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры.

Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением общего и специального законодательства.


Важнейшая черта хозяйственного механизма— степень само-тельности организаций культуры, проявляющаяся через их права

иобязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма

ожено соотношение в разное время прав и обязанностей организа-ий культуры и вышестоящих органов управления.

Годы военного коммунизма (1917—1921гг.) — попытка огосударст-пения культуры и искусства. Начало формирования системы прямого государственного руководства, централизованного управления органи­зациями культуры.

Годы НЭПа (1922—1927гг.) — разгосударствление, децентрализа­ция системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельно­сти.

Конец 20-хсередина 60-х годов XX века — восстановление и ут­верждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производственной и финан­сово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры пар­тийно-государственным аппаратом.

Середина 60-хконец 80-х годов XX века — попытка усиления ро­ли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предпри­ятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха (1972 г.). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.

Конец 80-х90-е годы XX века — попытка перехода к экономиче­ским методам управления.

1987 — 1988 годы — театральный эксперимент.

С 1989 года— перевод организаций культуры на новые условия хозяйствования18. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйствен­ной самостоятельности. Добровольность перехода на новые условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах всей страны. Разработка отдельных документов для теат­ров, концертных организаций, культурно-просветительных учреждений. Появление частных организаций культуры.

Конец 90-х годов XX веканачало XXI века — сужение хозяйст­венной самостоятельности государственных и муниципальных учреж­дений культуры в свете принятия нового Гражданского кодекса РФ

Сборник документов по переводу учреждений культуры и искусства на новые ус­ловия хозяйствования. М., 1989.


(I ч. — 1994 г., И ч. — 1996 г.), а также Налогового кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.)- Введение в действие Бюджетного кодекса РФ (с 2000 г.)- Государственные и муниципальные учреждения культуры как проводники культурной политики соответствующих органов государст­венной власти и местного самоуправления. Гарантированное финанси­рование, налоговые и иные экономические льготы бюджетным учреж­дениям в обмен на хозяйственную "несвободу".

Несформированность рынка культурных услуг в России. Слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственному (муниципальному).

Отсутствие адекватных форм государственной поддержки частных некоммерческих организаций культуры.

Возможные формы подобной поддержки:

— целевое бюджетное финансирование проектов;

— выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;

— расширение налоговых льгот;

— предоставление льготных кредитов;

— оказание помощи в подготовке кадров;

— обеспечение доступа к соответствующей информации.

Сеть бюджетных учреждений продолжает оставаться основным "поставщиком" услуг культуры на современном этапе. Попытки наса­ждения рынка "сверху" путем проведения бюджетной реформы. Вне­сение в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона РФ "Об автономных учреждениях" и соответствующих изменений и до­полнений в действующие законодательные акты, предусматривающих преобразование значительной части бюджетных в автономные учреж­дения. Дальнейшее сужение финансово-хозяйственной самостоятель­ности бюджетных учреждений. Предоставление автономным учреж­дениям большей свободы в распоряжении имуществом, в том числе до­ходами от собственной деятельности, при отмене субсидиарной от­ветственности собственников по их обязательствам. Вместе с тем, пре­образование бюджетного учреждения в автономное не предполагает смену собственника, а значит, не повлечет некоммерческую прива­тизацию.


Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ

$.1. Общие положения. 8.1.1-Понятие планирования.

Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствова­ния включающая разработку, реализацию планов и контроль их выпол­нения.

Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно

разделить на две части:

_ философия планирования — основное содержание и направлен­
ность плановых документов;

_ технология планирования — принципы, методы и показатели

планирования, информационное обеспечение планов.

При этом технология планирования определяется его философией.

8.1.2. Виды планов.

А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы феде­ральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, поселенческие и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные пла­ны.

Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосроч­ные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) пла­ны.

Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, сред­несрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, кратко­срочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месяч­ные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на де­каду, неделю, день.

В) По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др.

Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировоч­ные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содер­жащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обя­зательному выполнению).

Д) Различают также стратегические и тактические планы.19 Вы-

раоотка стратегии предполагает формулировку миссии, обоснование

Ратегических целей и задач на планируемый период. Стратегические

аны определяют содержание тактических, а последние, в свою оче-

Дь, обеспечивают организацию их выполнения.


Тульчинскгш Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2001. С. 242-244


8.1.3. Принципы планирования.

Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования.

Перспективный подход — постановка целей; ведущая роль пер­спективных планов.

Комплексность:

— учет социально-экономической ситуации;

— преодоление ведомственного подхода к планированию;

— взаимосвязь всех аспектов развития культуры. Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов

и пропорций планов.

Федерализм —сочетание разработки федеральных планов с само­стоятельным планированием регионов и организаций.

Непрерывность планирования — планы больших временных гори­зонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.

Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с помо­щью наиболее адекватных методов планирования.

8.1.4. Этапы развития и методы планирования.

Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с из­менением его "философии":

— традиционное (директивное) планирование;

— нормативно-целевое планирование;

— программно-целевое планирование.

Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом (см. таблицу №3)

Таблица№3

Этапы и методы планирования

 

Этапы планирования Методы планирования Период наибольшего распространения
Традиционное (дирек­тивное) планирование Экстраполяция До начала 80-х годов XX века
Нормативно-целевое планирование Нормативный 80-е годы XX века
Программно-целевое планирование Программный С начала 90-х годов XX века по настоящее врем_я__

Методы планирования.

Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявле­ние тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тен­денции и факторы будут действовать в планируемом периоде.


Иоомативный — обоснование плановых заданий с помощью норм ативов. в научной литературе и на практике отсутствует четкое И " паничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия ,а3тоебляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой У имается научно обоснованная (расчетная) величина, регламенти-"уюшая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), пактеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом — совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на еди­ницу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)

Программный — разработка программ культурного развития (фе­деральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.

8.1.5. Плановые показатели.

Плановый показатель — краткая характеристика планируемого процесса или явления. Плановые показатели состоят из ряда групп, от­ражающих различные аспекты развития сферы и организаций культуры.

Плановые показатели подразделяются:

— по способу установления — на утверждаемые вышестоящим ор­ганом, нормативные и расчетные (определяемые самостоятельно);

— по содержанию — на показатели ресурсного обеспечения, ха­рактеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресур­сы, и показатели деятельности, характеризующие предложение и по­требление культурных благ;

— по способу расчета — на абсолютные и относительные. Абсо­лютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостными (объем доходов, стоимость основных фондов и т.д.) и натуральными (количество организаций, число мест, численность работников и др.). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах и т.д.

В практике планирования в сфере культуры могут применяться ко­личественные показатели (характеризующие развитие сети организаций и объемную сторону их деятельности) и качественные (определяющие эффективность работы, ее качественный уровень).

Показатели могут отражать статику (состояние на определенный момент времени) и динамику (изменение за определенный период вре­мени).

8.1.6. Технологические этапы планирования.

Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из оторых решаются свои специфические задачи. А) Организационно-подготовительный этап: определение круга исполнителей;


— определение сроков разработки;

— информационное обеспечение;

— методическое обеспечение;

Б) Этап разработки проекта плана:

— определение целей и задач на планируемый период;

— выбор круга показателей и нахождение их конкретных значе­ний;

— обоснование механизма реализации плана;

— оформление проекта плана;

В) Этап согласования и утверждения плана:

— согласование плана;

— утверждение плана.

Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения:

— информирование общественности о содержании планов (с ис­пользованием СМИ, различных технологий РиЬНс Ке1атло№з);

— организация контроля исполнения плана.

8.2. Планирование в сфере культуры. 8.2.1. Директивное планирование.

Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития могут быть регламентированы сверху, в тех или иных единицах, а их выполнение будет осуществляться автома­тически.

Данный подход отличает:

— неразработанность целевых параметров, слабая целевая ориен­тация планов;

— установление плановых заданий "сверху", регламентация всех сторон деятельности;

— слабая взаимосвязь заданий с имеющимся ресурсным обеспе­чением;

— игнорирование специфики и реальных потребностей террито­рий;

— недостаточная обоснованность планов;

— отсутствие комплексности планов, которые составлялись по отдельным ведомствам, а внутри системы Минкультуры — по подотраслям.

В целом, реализация таких планов на практике была затруднена. Планы не выполнялись.

8.2.2. Нормативно-целевое планирование.

Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формиро­вании целевых установок на длительную перспективу.


Достоинства нормативно-целевого подхода:

__ усилилась целевая ориентация планов, были разработаны целе­
вые параметры;

__ разработке планов стал предшествовать предплановой анализ;

__ сократилось число централизованно устанавливаемых показа­
телей, появилась самостоятельность в планировании регионов
и конкретных организаций;

__ повысилась обоснованность планов, так как они стали базиро­
ваться на нормах и нормативах;

__ предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на

народнохозяйственном уровне в плане создан раздел "Культура и средства массовой информации");

__ усилилась территориальная дифференциация планов.

Недостатки нормативно-целевого подхода:

— считалось, что стратегическую цель можно количественно из­мерить, причем при помощи какого-то одного показателя;

— предплановый, анализ велся традиционным способом, по под­отраслям культуры. Подмена культурных процессов учрежде­ниями культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультурной ситуации;

— число централизованно устанавливаемых показателей сократи­лось недостаточно. При этом показатели выражали не самые существенные стороны культурного развития, а те, которые поддаются количественному измерению;

— система норм и нормативов так и не была внедрена на практи­ке. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы куль­туры, которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятельности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой средств для обеспечения нормативов, не­возможностью гарантировать их стабильность в условиях ин­фляции;

— ведомственный подход к культуре по существу не был преодо­лен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственно­го плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей;

■ культурная самобытность регионов не могла быть учтена в полной мере при планировании "сверху"; недостаточно прорабатывался механизм реализации планов. В целом этап нормативно-целевого планирования был существенным агом вперед на пути совершенствования планирования в культуре.


8.2.3. Программно-целевое планирование.

Основной формой планирования должны стать программы куль­турного развития, тогда как на предыдущем этапе они выступали лишь дополнением к традиционным планам.

Внедрение программного метода сдерживалось:

— трудностями экономического характера: недостатком финансо­вых средств, нерегулярностью их поступления;

— инерционностью мышления руководителей органов управле­ния и организаций культуры, недооценкой роли программ;

— отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ.
Дальнейшее развитие программно-целевых методов бюджетного

планирования — основное направление реформирования бюджетного процесса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...