Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды программ культурного развития.




Программы культурного развития могут быть федеральными, ре­гиональными и территориальными (муниципальными).

Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решае­мых программами разного уровня.

Федеральные программы направлены на решение задач, приори­тетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Региональные программы позволяют определить стратегию культур­ного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов.

Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской окРуг, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно Для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из ме­стных бюджетов.

Большое значение имеет взаимодействие между органами управле-Ия кУльтурой разного уровня в области разработки и реализации про­грамм.

Основные федеральные программы в области культуры.

Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусст-ва Российской Федерации (1993-1995 гг.)". Ее пролонгация на 1996 год.

Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие и сохранение Ультуры и искусства Российской Федерации (1997—1999 гг.)". Прида-


ние ей статуса Президентской Указом Президента РФ "О мерах по уси­лению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" (1996 г.)

Федеральная целевая программа "Культура России (2001— 2005 гг.)".

Федеральная целевая программа "Культура России (2006— 2010 гг.)".

Ее основные разделы.

1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.

2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.

3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.

4. Обеспечение условий для художественного творчества и инно­вационной деятельности.

5. Обеспечение культурного обмена.

6. Разработка и внедрение информационных продуктов и техноло­гий в сфере культуры.

7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.

8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.

9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.

10. Научное, организационное и информационное обеспечение феде­ральной целевой программы "Культура России (2006—2010 гг.)".

Возможность участия организаций культуры в реализации других целевых программ (федеральных, региональных, территориальных).

ФЦП, в которые могут "вписываться" субъекты культурной дея­тельности:

— "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 годы";

— "Социальное развитие села до 2010 года";

— "Дети России" (2003—2006 гг.);

— "Электронная Россия (2002—2010 гг.)";

— "Жилище" на 2002—2010 гг. и др.

Количество ФЦП в перспективе будет значительно сокращено в соответствии с основными приоритетами развития страны. Предполага­ется совершенствование методологии и процедуры их разработки и реа­лизации.

Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) являет­ся одним из разделов федерального бюджета. В рамках ФАИП финан­сируется строительство, реконструкция или техническое перевооруже­ние объектов культуры вне зависимости от подчиненности.


8.3-4. Типы программ.

Реформирование бюджетного процесса предполагает разработку

х типов бюджетных программ: федеральных (региональных, муници-

Д ьных) целевых и ведомственных целевых программ. Они едины по

инципам формирования и реализации, но различаются по содержанию

и статусу.

Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым

программам, являются:

__ четкая формулировка цели программы, соответствующей пол­
номочиям и сфере ответственности администратора (координа­
тора) программы;

__ описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых

результатов реализации программ;

— наличие системы показателей для измерения результатов про­граммы;

— обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;

— описание системы управления программой, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления, их отчетности.

Программы первого типа рассмотрены в пункте 8.3.3.

Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, кото­рыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между от­раслевой стратегией и бюджетным финансированием.

Достоинства: не требуется утверждение органами законодатель­ной и исполнительной власти разного уровня, расширяются полномочия органов управления культурой в администрировании программных рас­ходов по сравнению со сметными расходами.

Недостатки: более низкий статус, возможность досрочного пре­кращения их реализации по инициативе экономических ведомств.

Ведомственные целевые программы могут быть утверждаемыми и аналитическими.

Под утверждаемой ведомственной целевой программой понимает­ся утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаи­моувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной так-ической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюд-ета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая рограмма является самостоятельным документом.


 




Аналитическая ведомственная целевая программа — выделяемая в аналитических целях группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядите­лем средств бюджета, описываемой целевыми индикаторами.

Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных це­левых программ определяется Правительством РФ.21

8.3.5.Важнейшие особенности и преимущества программ. Отличие программ от традиционных планов.

Выступают инструментом самопланирования, реализации собст­венной культурной политики (страны, региона и т.д.).

Направлены на достижение определенных целей, решение кон­кретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и соз­нательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии культурно­го развития. Серьезная проработка целей с привлечением общественно­сти. Формулировка целей на содержательном уровне, но в достаточно конкретной форме.

Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок действия программы определяется спецификой поставленных целей.

Оперируют не количественными показателями, а мероприятиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает документ более детализированным.

Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную ра­зобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация дей­ствий и ресурсов всех участников.

Для реализации программ культурного развития требуется привле­чение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. По­иск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ.

Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при оп­ределении объемов финансирования.

К программному методу примыкает социально-культурное проек­тирование. "Проект — это идея, реализуемая в процессе, дающем опре-деленные результаты".

Таким образом, проект включает в себя замысел, средства его реа­лизации и получаемые результаты.

Основные характеристики проекта.

1. Ориентирован на достижение определенных целей.

21 Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о разработке, ут­
верждении и реализации ведомственных целевых программ" от 19.04.05. №239

22 Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, марке­
тинг. Новосибирск, 2000. С. 153.


? Ограничен четкими временными рамками.

3 Предполагает систему взаимосвязанных действий.

4 Имеет разовый характер, уникален, неповторим.

5 Дает определенные результаты, сопряжен с изменениями.

В целом, проектный метод достаточно близок по сути, но отличает­ся от программного подхода.

8.4. Планирование в организациях культуры. 8.4.1.Директивное планирование.

Данный этап характеризует:

__ отсутствие пятилетних планов, целевой стадии планирования;

__ избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало

инициативу организаций культуры, ограничивало возможность

оперативного маневрирования ресурсами;

— установление значений плановых показателей методом "от дос­тигнутого уровня";

— отсутствие прямой связи между планируемым объемом финан­сирования организаций культуры и измеримыми результатами их деятельности. В итоге исчезали стимулы к более эффектив­ной работе, появлялись иждивенческие настроения.

В сущности, такой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) — проявление затратного метода хозяйствования. 8.4.2. Нормативно-целевое планирование. Указанный этап отличает:

разработка пятилетних планов экономического и социального

развития;

— появление целевой стадии планирования;

— отказ от жесткой регламентации; "сверху" доводятся лишь кон­трольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых планов;

попытка перехода к планированию на основе стабильных эко­номических норм и нормативов.

8.4.3.Программно-целевое планирование.

На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабаты-ают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений).

Перспективное планирование осуществляется путем разработки це-ых программ. Перспективы развития определяются исходя из мис-> Целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных рческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-изводственного и социального развития организации.


Текущее планирование осуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных пла­нов (на год, квартал, месяц).

Творческие, экономические, социальные и прочие планы опреде­ляют соответствующие стороны развития организации.

Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат те­кущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план).

К планам экономической деятельности можно отнести инвестици­онные планы и сметы.

Инвестиционный план отражает объемы и направления капиталь­ных вложений на строительство, реконструкцию или техническое пере­вооружение объектов культуры.

Смета — план доходов и расходов организации. Она является ос­новным документом, определяющим финансово-хозяйственную дея­тельность в течение текущего года.

В сметах НКО культуры, в отличие от финансовых планов коммер­ческих организаций, более детально обосновываются расходы, в то вре­мя как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников (целе­вые поступления, доходы от предпринимательской деятельности).

Существует взаимосвязь планов творческой и экономической дея­тельности. При изменении объемов финансирования возможна коррек­тировка творческих планов.

План социального развития включает вопросы формирования кад­ров (поиска, отбора, оценки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации), улучшения условий труда и отдыха работников.

План внешнеэкономической деятельности составляется организа­циями, которые участвуют в проведении мероприятий для развития международных культурных связей.

Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики орга­низации культуры.

Бизнес-план — подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организа­ция, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения.

Структура бизнес-плана: краткое содержание (резюме), характери­стика сферы деятельности, описание организации и производимых ею товаров и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга; орга­низационный, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков.


Тема 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

финансирование — выделение денежных средств из определенных очников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и конструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, прове­дение социально-культурных мероприятий и другие нужды.

финансирование является ключевым вопросом экономики культу-

Вычленяют две составные части процесса финансирования:

__ формирование финансовых средств;

__ использование финансовых средств.

Вопросы финансирования рассмотрены на уровне сферы и на уров­не организаций культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...