Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1856, Владимир - 1915, с. Дюдьково под Москвой




1856, Владимир - 1915, с. Дюдьково под Москвой

 

Выдающийся русский композитор, пианист, педагог, 1-ый в России крупный уче­ный-музыковед.

Отец - чиновник, окончил Московский университет по 3 факультетам, обладал литера­турными и музыкальными данными, играл на фортепиано, флейте, гобое и гитаре. Мать иг­рала на фортепиано.

Занятия музыкой с 5 лет. 1866-75 гг. - учеба в Московской консерватории, окончание ее с Большой золотой медалью по двум специальностям (композитор и пианист). Активная концертная деятельность (до середины 80-х гг. ). 1878-1905 гг. – преподавание теоретических дисциплин и фортепиано в Московской консерватории (в 1885-89 гг. - директор консервато­рии), среди его учеников - Рахманинов и Скрябин. Дружба с Чайковским (оказал влияние на творчество Танеева), знакомство с Римским-Корсаковым, Лядовым, Глазуновым, Л. Толстым, Тургеневым и др.

90-900 гг. - создание музыкально-теоретических трудов по полифонии. Творческое на­следие: 4 симфонии, кантаты (в т. ч. " Иоанн Дамаскин" на ст. А. К. Толстого, посвященная памяти Н. Г. Рубинштейна), камерные ансамбли, хоры, романсы, произведения для фортепиа­но, опера " Орестея".

Тема первой части самой известной, до-минорной симфонии:

 

 

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН

1872, Москва - 1915, Москва

 

Великий русский композитор и пианист. " Одних его достижений достаточно, чтобы увековечить величие русской музыки" (Асафьев).

Родился в культурной семье: отец - дипломат, мать - пианистка, окончила Петербург­скую консерваторию; после ее смерти Скрябина воспитывала тетка (сестра отца).

Раннее проявление музыкальной одаренности, занятия музыкой у Конюса и Зверева. 1882-89 гг. – учеба в Кадетском корпусе, 1888-92 гг. – в Московской консерватории (педаго­ги – Сафонов, Танеев, Аренский). 1894 г. – первое выступление со своими произведениями в Петербурге, знакомство с Римским-Корсаковым, Лядовым, Глазуновым, Стасовым; их вос­торженная оценка творчества Скрябина: " Взошедшая в Москве звезда первой величины" (Р. ­Корсаков). Поддержка мецената Беляева.

1898-1903 гг. – профессор Московской консерватории по классу фортепиано. 1904-1909 гг. – пребывание за границей. Последние годы жизни провел в Москве, выезжая на га­строли по городам России, Германии, Голландии, Англии.

Современник Рахманинова (учились в Московской консерватории у одних педагогов), но во многом ему противоположен: не писал опер и романсов, не цитировал русских народ­ных песен, не обращался к традициям православного пения. Национальные черты сказыва­лись иначе: в отражении настроений эпохи (предчувствие близких перемен), в развитии тра­диций симфонизма Чайковского и Танеева.

Основа творчества – романтизм, но есть также черты символизма (образность, те­мы-символы – например, в " Поэме экстаза" ), импрессионизма (красочность, обновление гармонического языка), экспрессионизма (повышенная эмоциональность). Влияние фило­софии на творчество. Мечта о преобразовании мира с помощью искусства (неосуществлен­ный замысел " Мистерии" ). Глубина контрастов творчества: " Высшая утонченность и высшая грандиозность" - сказалась в содержании (изысканность, хрупкость и героика), в стиле, жан­рах (лаконичные фортепианные миниатюры и грандиозные симфонические поэмы).

Творческое наследие: 3 симфонии. №3 – " Божественная поэма" – 1ч – «Борьба», 2-я – «Наслаждения», 3-я – «Божественная игра» идут без перерыва. Центром всей композиции является тема Самоутверждения:

 

 К симфоническим произведениям относятся " Поэма экстаза", " Прометей", " Мечты". Много произведений написано для фортепиано – концерт, 10 сонат, поэмы, прелюдии (в т. ч. цикл из 24 прелюдий ор. 11 – тема прелюдии ми-минор:

 

этюды (самый известный ор. 8 №12, ре-диез минор:

 

 ноктюрны, мазурки, программные пьесы.

3 периода творчества: 1 (ранний) – 80-90гг. – в основном фортепианные сочинения, развитие традиций Шопена; 2 – до 1907г. (завершился созданием " Поэмы экстаза" ), 3 – наи­более сложные произведения.

                     

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...