Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БАЛЕТ "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА"




1935-36 гг.

 

Премьера в 1938г. (г. Брно), 2-ая постановка - 1940г. (Ленинград). Новаторское про­изведение:

1) Необычайный для балета сюжет - трагедия Шекспира; воплощена не только лирико-драматическая линия (как у Чайковского), но и народно-жанровая (танцы - показ жизни итальянского города эпохи Возрождения, жизнелюбивого характера нации), образы трагиче­ские и комические;

2) Балет-симфония(не случайно музыка популярна и вне сцены): сквозное развитие, лейттональности, лейтмотивы - их изменение передает ход драмы;

3) 3 действия и эпилог балета разделены на короткие номера, каждый - неотъемлемая часть действия (портреты, сцены), нет нейтральных эпизодов.

Вступление - 3 темы: лейтмотив любви (словно эпиграф) - просветленный характер, До мажор (тональность любви), распевная мелодия, сложные гармонии; лейтмотив Джульетты - изящный, жизнерадостный; диатоническая мелодия в широком диапазоне; лейтмотив Ромео - эмоциональный, порывистый, сложная мелодическая линия.

" Улица просыпается" (I д. ) - скерцозность, легкость, юмор (неожиданные акценты на слабых долях, сочетание двух м. 2, резкие модуляции, тембр фагота):

 

" Джульетта-девочка" (I д. ) - портрет главной героини - беззаботной и очень юной. Рондообразность, Все темы - лейтмотивы: 1-ый - стремительное гаммообразное движение и ряд мажорных трезвучий, отстоящих друг от друга на б. З (Ля бемоль. Ми и До мажор):

 

 

На­звание этого номера определяет именно 1 тема, 2 - лейтмотив - из Вступления к балету:

 

 

 3 - лейтмотив грез (До мажор, флейты в высоком регистре, небыстрый темп):

 

 

 В конце номера - неожиданно мрачная тема судьбы (прозвучит в дальнейшем еще 2 раза).

" Танец рыцарей" (1 д. ) - образы зла. Тяжелые размеренные басы, движение мелодии по звукам аккордов, резкие тембры:

 

 

 2 тема - лейтмотив вражды: гаммообразное движение в низком регистре у медных духовых инструментов – тема вражды:

 

 

" Меркуцио" (1 д. ) - друг Ромео. Символ жизнелюбия итальянской нации. Стреми­тельный темп, разнообразие ритмов, скачки на широкие интервалы, неожиданные детали (резкие повороты в мелодии, акценты). Он характеризуется несколькими лейттемами. Одна из них -

 

 

" Гавот" (" Разъезд гостей" ) - из 1 симфонии (" Классической" ). Соединение традици­онных (сложная 3-частная форма, размер 4/4, затакт, ритмическая размеренность) и новатор­ских (сложный гармонический язык) принципов - неоклассицизм.

" Народный танец" (2 д. ) - ритм тарантеллы, жизнерадостный характер.

" Танец пяти пар" (2 д. ) - народное веселье, несколько грубоватые диссонансы на сильных долях.

" Ромео у патера Лоренцо" (2 д. ) - спокойный характер, неторопливый темп, диато­ническая мелодия, ритм медленного шага, средний и низкий регистр - " портрет" патера Ло­ренцо: мудрость, доброта.

" Тибальд бьется с Меркуцио" (2 д. ) - конфликтная сцена. Лейтмотивы Меркуцио. Тибальд (двоюродный брат Джульетты) индивидуальной характеристики не имеет.

" Меркуцио умирает" (2 д. ) - трагическая сцена. Искаженное звучание лейтмотива " Улица просыпается".

" Прощание перед разлукой" (3 д. ) - страстное и одновременно скорбное звучание лейтмотивов любви и темы Ромео (из вступления).

" У Лоренцо" (3 д. ) - Джульетта получает от патера Лоренцо яд. Сопоставление лейт­мотивов любви и двух лейтмотивов смерти: 1 - монотонное ритмически ровное движение в тесном диапазоне, 2 - напоминает тему " Танца рыцарей" (низкий регистр, движение по зву­кам аккордов, мрачные тембры - туба, бас-кларнет, контрафагот, контрабасы).

" Утренняя серенада" - для создания итальянского колорита вводятся мандолины. Соло скрипки в высоком регистре - звонкое и радостное звучание, контраст следующем) номеру - призрачному " Танцу девушек с лилиями" (жизнь - смерть).

" Смерть Джульетты" (эпилог) - лейтмотив грез Джульетты (минорный, затем ма­жорный варианты). Гибель главных героев и примирение враждующих семейств. Окончание балета в тональности любви (До мажор).

Новаторство в балете сочетается с традициями Чайковского (симфонизация жанра) и русской литературы XIX века: более подробная и разнообразная характеристика добра, чем зла (все положительные персонажи имеют индивидуальные лейтмотивы, отрицательные - только темы общие - из " Танца рыцарей" ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...