Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1915, Фатеж Курской губ. - 1998, Москва




1915, Фатеж Курской губ. - 1998, Москва

 

Выдающийся композитор и пианист. Продолжатель традиций русской музыки XIX века. Основная часть творческого наследия - вокально-инструментальные произведения: оратория «Декабристы» («Песня вольницы») на ст. поэтов декабристов и Пушкина), «Патетическая оратория» (на ст. Маяковского), «Поэма памяти Сергея Есенина», «Пушкинский венок», кантаты «Светлый гость» (ст. Есенина), «Памяти Юрлова», «Курские песни» (на народные слова), маленькие кантаты «Деревянная Русь» (ст. Есенина), «Снег идет» (ст. Пастернака), вокальный цикл «У меня отец - крестьянин» (ст. Есенина), романсы на ст. Пушкина, Лермонтова, песни на стихи Р. Бернса и т. д. Сочинения других жанров: фортепианные и симфонические, трио, симфония, музыка кК кинофильмам (например, «Метель» и «Время, вперед».

Семья: отец - служащий, погиб в 1919г. Мать -учительница. 1929г. - переезд в Курск. Музыкальное образование: частные уроки игры на фортепиано, участие в оркестре народных инструментов (играл на балалайке), 1929-30 гг. - музыкальная школа, 1932-36 - музыкальный техникум в Ленинграде, 1936-41 - Ленинградская консерватория (педагог - Шостакович). 1941-44 гг. - работа в Новосибирске, 1944-56 гг. - в Ленинграде. 1956г. - переезд в Москву. 60-е годы - мировое признание.

Композитор эпического склада: историческая тематика, образы России, русского народа; контрастное сопоставление тем, частей произведений; обращение к жанрам народного творчества. Любимый поэт - Есенин (привлекало сочетание эпических черт и лирики, национальный характер, музыкальность стиха).

 

«ПОЭМА ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»

(1955-56гг. ) - 10 частей. Стихотворения разных лет и фрагменты из поэм. 1-6 части - показ старой Руси; 7-8 части - Русь в годы революции и гражданской войны; 9-10 части - трагический вывод: уход в прошлое старой Руси, наступление нового времени, в котором поэт не находит места. 2 линии в драматургии: лирико-эпическая (образ Поэта - обобщенный) и жанрово-эпическая. Соединение интонаций крестьянской песни и городского романса. Колокольность. Исполнительский состав: солист (тенор), хор, оркестр (необычный солирующий инструмент альтовая флейта - характеристика Поэта). Начало поэмы – тоскливая песня с горестно ниспадающими фразами:

 

 

Среди лучших музыкальных тем композитора - музыка из кинофильмов: «Время, вперед», «Метель»:

 

(Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»)

 

РОДИОН КОНСТАНТИНОВИЯ ЩЕДРИН

Выдающийся композитор и пианист. Родился в 1932 г. в Москве в семье музыканта. Образование: Московское хоровое училище, Московская консерватория (1950-55), педагоги: Шапорин (композиция), Флиер (Фортепиано), аспирантура при Московской консерватории (1955-59). 1965-69 - преподавал в Московской консерватории.

 

Сочинения: балеты «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» (созданы для балерины Майи Плисецкой - жены композитора), оперы (например, «Мертвые души»), симфонические произведения (концерты для оркестра «Озорные частушки» и «Звоны»), фортепиано (24 прелюдии и фуги, 2 сонаты, концерты), вокально-симфонические («Поэтория» на стихи А. Вознесенского), камерно-вокальные, музыка к театральным спектаклям и кинофильмам.

АЛЬФРЕД ГАРРИЕВИЧ ШНИТКЕ

1934 (г. Энгельс Саратовской обл. ) - 1998 (Гамбург)

Выдающийся композитор, пианист, дирижер, автор музыкально-критических работ. Родился в интеллигентной семье: отец - журналист и переводчик, мат - преподавательница немецкого языка. 1946-68 семья находилась в Вене. Занятия игрой на фортепиано у Ш. Рубер. 1949-53 гг. -учеба на дирижерско-хоровом отделении Московского музыкального училища. 1953-58 - студент, 1959-61 гг. - аспирант Московской консерватории. 1958-72 гг. - преподавательская деятельность (музыкальная школа им. Дунаевского, муз училище им. Октябрьской революции, Московская консерватория). С 1972 г. полностью посвятил себя творчеству.

Сочинения: 9 симфоний, оперы («История доктора Иоганна Фауста», «Джезуальдо», «Жизнь с идиотом» и др), балеты (например, «Лабиринты», «Пер-Гюнт»), хоровые (Реквием, «Стихи покаянные» - к 1000-летию крещения Руси), камерно-вокальные (3 стихотворения М. Цветаевой), камерно-инструментальные, фортепианные произведения, музыка к кинофильмам, обработки и транскрипции, концерты (в том числе Concerto-grosso).

Композитор с трагическим мировоззрением (как Мусоргский, Шостакович): «Шнитке -композитор, который верно знает, где и для чего в искусстве живет красота. Но он - также вместитель драм, трагедий, выразитель тревог действительности» (Холопова).

 

Очень много музыки написано композитором к художественным и мультипликационным фильмам.

 

 

Альфред Шнитке - последний из великих композиторов XX столетия. Истинное раскрытие глубин его творчества еще впереди - следующие поколения откроют в его музыке (как в произведениях Шостаковича, Прокофьева, Стравинского) новые грани. Значение же его для нашего времени неоспоримо: «... в каждом поколении музыкантов есть свои путеводные звезды. По отношению к моему поколению - это Альфред Шнитке» (Ю. Башмет).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...