Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О собенности несовершеннолетних лиц с девиантным поведением.




ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня в общество вливается все больше и больше детей и подростков с различными депривациями и девиациями, возникающими по причинам семейного или общественного характера. Это порождает развитие в подростковой среде такого явления как социально-педагогическая запущенность и трудновоспитуемость, что приводит к развитию в обществе безнадзорности и беспризорности, а также распространению правонарушений среди несовершеннолетних. В связи с этим, все больше подростков приобретают статус несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня на фоне постоянно изменяющихся условия развития общества проявления девиации среди несовершеннолетних составляют большую угрозу как для самого ребенка, так и для всего общества. Тенденции развития общества регулярно обновляются. В связи с этим возникает потребность в совершенствовании методов социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Особое внимание на сегодняшний день уделяется межведомственному взаимодействию учреждений социальной реабилитации в работе с несовершеннолетними лицами девиантного поведения. Проблема взаимодействия социальных служб в вопросах организации социальной реабилитации несовершеннолетних приобретает все большее распространение, так как в нашем современном обществе делается ставка на решение тех или иных проблем социальной сферы комплексным путем. Поэтому для разрешения проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних требуется такой подход, который бы обеспечивал аккумулирование информации о несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также о новых формах и методах работы с ними. Необходимо также постоянно совершенствовать технологии работы с данной категорией подростков, что максимально может обеспечить межведомственное взаимодействие социальных служб и учреждений. Для этого необходимо, чтобы социальные службы и учреждения непрерывно взаимодействовали друг с другом в решении данных вопросов.

Проанализировав научную литературу, я могу сделать вывод о том, что сегодня это новое направление для изучения и разработки комплексных действий, и еще не накоплено достаточно опыта в этой сфере.

Сегодня межведомственное взаимодействие учреждений социальной реабилитации в отношении несовершеннолетних находится в стадии активного развития, а социальная реабилитация детей и подростков девиантного поведения в постоянно обновляющихся условиях приобретает все большую актуальность.

Объектом нашей работы мы определили социальную реабилитацию несовершеннолетних лиц девиантного поведения.

Предметом является межведомственное взаимодействие учреждений социальной реабилитации в работе с несовершеннолетними лицами девиантного поведения.

Цель работы состоит в выявлении особенностей организации межведомственного взаимодействия учреждений социальной реабилитации в работе с несовершеннолетними лицами девиантного поведения.

Определен круг задач, которые необходимо решить на пути к достижению поставленной цели:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования, раскрывающие особенности несовершеннолетних лиц с девиантным поведением.

2. На основе анализа психолого-педагогических, социальных исследований охарактеризовать участников реабилитационного процесса несовершеннолетних лиц девиантного поведения.

3. Выявить перечень задач направленных на несовершеннолетних лиц с девиантным поведением.

4. Представить этапы работы с несовершеннолетними лицами девиантного поведения и круг вопросов, требующих межведомственного взаимодействия.

5. Проанализировать документацию, которая раскрывает задачи, содержание, результаты межведомственного взаимодействия.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анкетирование, беседы.

Методологическая база: Реабилитация в современной социокультурной ситуации (Бороздин Н.И., Слободчиков В.И., Расчетина С.А. и др.). Включение реабилитируемых в образовательное и социальное пространство (Гордеева А.В., Назарова Н.М., Овчарова Р.В., Прихожан А.М., Суворов А.В., Толстых Н.Н., Фуряева Т.В. и др.), выявляют инновационные технологии социально-педагогической реабилитационной деятельности (Акатов Л.И., Аксенова Л.И., Голиков Н.А., Жданова М.А., Иващенко Г.М., Холостова Е.И. и др.). Проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних (Блынская Л., Башкатова И., Алексеечева Н.Н., Плоткин М.М., Вострокнутова Н.В., Короленко Ц.П., Беличева С.А., Змановская Е.В., Иващенко Г.М., Павленок П.Д., Филлипова Л.Ф. и др.).

Гипотеза: Межведомственное взаимодействие при решении проблем несовершеннолетних, является сложным, многосторонним процессом и требует от участников: нормативно-правовой компетентности; междисциплинарной компетентности использования региональных ресурсов.

Опытно-экспериментальная база: социально-психологический центр «Ника» и социально-реабилитационный центр «Парус».

Структура работы: Первая часть моего диплома посвящена изучению особенностей несовершеннолетних лиц девиантного поведения, его классификации и формам. Также я рассматриваю участников реабилитационного процесса. Вторая глава содержит в себе исследовании о межведомственном взаимодействии учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних подростков на примере социально-психологического центра «Ника» и социально-реабилитационного центр «Парус».

ГЛАВА I. Социальная реабилитация несовершеннолетних лиц девиантного поведения в теоретическом контексте

О собенности несовершеннолетних лиц с девиантным поведением.

 

В социальной реабилитации нуждаются, прежде всего, несовершеннолетние, чье поведение проявляется в форме различных девиаций, одной из причин которых является развитие такого явления, как безнадзорность несовершеннолетних. Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 03.12.2011 № 378-ФЗ) (далее – «ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), несовершеннолетний – это «лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет» (ст.1); несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия» (ст. 1).

Дети и подростки – категория людей, установление контактов с которой требует особого поведения специалистов и взрослых представителей общества, поэтому согласно статье 2 (п. 2) ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних». В связи с этим, согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (далее – «приказ ГП РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи») в целях повышения эффективности контроля за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, а так же усиления его профилактической направленности органам прокуратуры поручено осуществлять контроль в области исполнения законодательства, касающегося несовершеннолетних, таким образом, «чтобы прокурорский надзор обеспечивал исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение правонарушений несовершеннолетних» (п. 1). Согласно этому же приказу особое внимание обращается «на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении…» (п. 3). Кроме того посредством надзора за исполнением законодательства об образовании, определенным вышеуказанным приказом «важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений» (п. 6), осуществляется деятельность по профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Как показывает статистика, значительная часть детей в России – это дети, которые являются беспризорными (в т.ч. безнадзорными). Все дети этой категории – это дети с девиантным поведением, а также совершающие различного рода правонарушения вследствие безнадзорности и беспризорности. Согласно ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» безнадзорный несовершеннолетний – это «несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц» (ст. 1). Беспризорный – «безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания» (ст. 1). Таким образом, мы видим, что детская беспризорность отличается от детской безнадзорности тем, что в первом случае происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства, полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками, проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья, а также добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство). Во втором же случае налицо отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорность выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Понятно, что эти два понятия схожи друг с другом тем, что происходит отчуждения детей от семьи, но, как я думаю, конечно же, случаи беспризорности, являясь следствием безнадзорности, несут гораздо больше опасности, как для несовершеннолетнего, так и для социального общества. И безнадзорные и беспризорные дети нуждаются в социальной реабилитации.

Девиантное поведение (от лат. deviantio – отклонение) – поведение, которое не согласуется с социально одобряемыми нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества [18, 632 с].

Девиантное поведение подростков это сложная форма социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. Нефедова Л.А. подчеркивает, что «девиация с трудом поддается определению, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто предоставляются спорными, меняются со временем. С учетом этих проблем, социологи определяют девиацию как поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание» [33, С. 98].

Большинство исследователей видят в нем определенную опасность дестабилизации и определяют как социальную проблему. С точки зрения Посошенко Е.В. и Патаки Ф. к девиантному поведению несовершеннолетних, в первую очередь, относиться правонарушаемость, включая преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийство. В силу определенных традиций имеет место смешение делинквентного и криминального поведения, наблюдается определенная трудность в разграничении делинквентных и аморальных поступков. Менделевич В.Д. подчеркивает, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, а отражающее аномалии характера аморальное поведение – асоциальный, лишь предрасполагая к совершению делинквентных и криминальных проступков [30,С.255]. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д., но иногда процесс социализации дает сбои. Тогда мы и ведем речь об отклоняющемся от нормы (девиантном) поведении.Петрунек В.П. и Таран Л.Н. пишут, что «доминирующие интересы и идеалы, составляющие направленность личности, складываются преимущественно под влиянием отрицательных в социальном плане воздействий микросреды (неблагополучная семья с конфликтными отношениями или антисоциальным поведением родителей, влияние асоциальной группы детей) и потому приходят в противоречие с этическими и правовыми требованиями общества» [38,С.55]. Анохин А.М. пишет, что «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданием» [2,С.368]. Осипова О.С. пишет: «Девиации направлены на преодоление фрустрации препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия» [35,С. 119].Бугаенко Ю.Ю., предлагает рассматривать девиации несовершеннолетних по основаниям, затрагивающим два главных регулятора жизнедеятельности людей: мораль и право [7, С. 80].Как отмечает Гилинский Я.И., мировые процессы глобализации сопровождаются глобализацией различных девиантных проявлений; все виды девиантности функциональны как формы жизнедеятельности, они не элиминированы и продолжают конструироваться социумом и СМИ [12, С.70-73].Следует отметить, что различные формы музыкального, художественного творчества, например, тоже могут быть отнесены к девиантному поведению. Оно может иметь как негативное, так и позитивное содержание;

Змановская Е.В. считает, что в рамках общей теории девиантности созрела необходимость в разработке междисциплинарной классификации девиантного поведения. Все виды отклоняющегося поведения располагает на единой шкале деструктивности с двумя противоположными направлениями – на себя или на других: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное – (относительно деструктивное) – асоциальное (пассивно-деструктивное) – саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) – самоубивающее (активно-аутодеструктивное) [18,С.201]. Она считает, что выделение типов девиантного поведения может быть обусловлено масштабами явления, негативными или позитивными его последствиями; длительностью нарушений; типом нарушаемой нормы; целями, мотивацией поведения и пр. Змановская Е.В. предлагает собственную классификацию поведенческих отклонений, отмечая три основные группы: антисоциальное (противоречащее правовым нормам); асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности). [19, С.139]. В конце ХХ века отечественные и зарубежные ученые считали целесообразным подразделять отклоняющееся поведение на следующие типы (разновидности): преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное) [24, С.9]. Смелзер Н. описывает наиболее яркие виды девиаций, которые всегда вызывают осуждение: убийство, кровосмешение, изнасилование [50,С. 476].Плахов В.Д. наряду с асоциальным и делинквентным выделяет паранормальное поведение [42,С. 131 – 134]. Короленко Ц.П. и Донских Т.А. поведенческие девиации подразделяют на нестандартное (новое мышление и действия, выходящие за рамки социальных стереотипов) и деструктивное поведение, направленное как на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), так и на дезинтеграцию и регресс самой личности [20,С.72]. К группе внешнедеструктивного поведения ученые относят аддиктивное и антисоциальное, а в группе внутридеструктивного поведения рассматривают суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое поведение. Беличева С.А. среди различных форм социальной дезадаптации и асоциального поведения выделяет докриминогенный уровень и криминогенные проявления. Она дифференцирует социальные отклонения по степени их общественной опасности (социально одобряемое, социально-нейтральное, просоциальное, асоциальное и антисоциальное), а также по содержанию и целевой направленности: корыстной направленности; агрессивной ориентации и социально-пассивного типа [5, С.156].

Итак, на сегодняшний день мы располагаем множеством типологий и классификаций девиантного поведения, ни одна из которых не является универсальной и междисциплинарной.

Рассмотрев возможные варианты классификации девиантного поведения, мы можем приступить к рассмотрению форм девиаций.

Одним из проявлений девиантного поведения являются конфликты (а именно – деструктивные конфликты). Конфликтное состояние между ребенком и взрослым, воспитанником и воспитателем возникает не так уж редко. Оно порой бывает обостренным, натянутым, переходит в грубые формы взаимоотношений, иногда протекает скрыто и длится долго или сразу же гаснет. Как будет преодолен конфликт – зависит, прежде всего, от взрослого. В условиях конфликтных состояний дети могут вести себя аффективно, грубо, а взрослые терять самообладание. На фоне накаленных отрицательных эмоций воспитательный процесс становится неуправляемым и не достигает своих целей.

Другим проявлением девиации является преступность, для которой характерны жестокость и агрессивность.Вообще, жестокость и агрессивность – характерные черты группового делинквентного поведения подростков. Преступление – это правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности [12,С. 22–23].Преступность (crime) – явление отклоняющегося поведения, представляющее высокую опасность для окружающих нарушителя людей и потому преследуемое по закону. В современном обществе преступлением признается сознательно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Преступность считается самым опасным видом «социальной патологии» – отклоняющегося от общепринятой нормы, девиантного поведения [51,C.46]. Значительный удельный вес преступлений несовершеннолетних (а в современной России согласно данным официального сайта МВД России на каждые сто тысяч подростков совершается 3000 преступлений) вызывает особую тревогу. Качественно изменилась характеристика самой преступности несовершеннолетних, которая теперь отличается высокой степенью организованности. Групповой характер преступности несовершеннолетних – это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, стабильно превышает 70%. Тревогу вызывает рост числа девушек-подростков, совершивших преступления. Так, в 1997 г. их было 14,1% от общего числа несовершеннолетних преступников (см. приложение 1, график 1), в 2011 г. – уже 16,5% (см. приложение 1, график 2).

В 1989г. было зарегистрировано 159976 преступлений несовершеннолетних, а в 2011 г. – 209126. По данным за 2011 г. несовершеннолетними было совершено убийств 3,8% (от общего числа совершенных убийств); причинений тяжкого вреда здоровью – 4,4; изнасилований – 14,1; разбоев – 13,5; грабежей – 12,4; краж – 9,4; хулиганства – 8% [52].Возрастает распространенность организованных форм преступности несовершеннолетних и молодежи. По выборочным данным, до 70 – 80% преступлений совершается вблизи места жительства, учебы (в том числе непосредственно в образовательных учреждениях и общежитиях). Каждое третье преступление совершено несовершеннолетними в состоянии преступности в среде различных контингентов несовершеннолетних, выделяемых по роду ведущей деятельности, что связано с определенной селекцией их состава, исходя из предшествующего поведения и с интенсивностью социального контроля. Так, на тысячу школьников в возрасте уголовной ответственности приходится примерно в 3 – 4 раза меньше зарегистрированных преступлений, чем на такую же численность учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования или работающих подростков. Неодинакова распространенность преступности в среде различных контингентов несовершеннолетних, выделяемых по роду ведущей деятельности, что связано с определенной селекцией их состава, исходя из предшествующего поведения и с интенсивностью социального контроля. Так, на тысячу школьников в возрасте уголовной ответственности приходится примерно в 3 – 4 раза меньше зарегистрированных преступлений, чем на такую же численность учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования или работающих подростков; в 6 раз меньше, чем на такую же численность неучащихся и неработающих подростков.

Одной из распространенных форм девиации среди подростков являются пьянство и наркомания. Алкоголизм – заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него. Негативные последствия алкоголизма могут выражаться психическими и физическими расстройствами, а также нарушениями социальных отношений лица, страдающего этим заболеванием [53]. Наркомания – это хроническое заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ [Там же].Результаты социологических исследований, как отмечает Двойменный И.В., показывают, что главные мотивы потребления наркотиков – жажда удовольствия, желание испытать острые ощущения. А у молодежи, которая и составляет наибольший процент наркоманов, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, легкомыслием [12, С.25]. По данным специальных исследований, каждый четвертый подросток хотя бы раз пробовал наркотики [27, С.376]. Количество несовершеннолетних наркоманов и алкоголиков не поддается реальному учету, т.к. подавляющее их большинство остается вне поля зрения педагогов. Алкоголизм и наркомания перестали быть только социальными проблемами. Приводя к биохимическим изменениям в организме человека, особенно подростка, эти явления постоянно увеличивают круг лиц, склонных к совершению преступлений. Исследователями установлено, что у 40 – 50% подростков-правонарушителей имеют место алкоголизм и пьянство, и, как следствие – драки, аморальное поведение [51, С.122].

Одним из видов девиантного поведения является суицид. Это намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийств. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешенных проблем, от самой жизни [13,С. 25]. Согласно приказу ГП РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» органам прокуратуры РФ было поручено «особое внимание уделять законности разрешения дел и материалов по фактам… самоубийства несовершеннолетних» (п. 3.4), что говорит о достаточной распространенности данной формы девиации среди несовершеннолетних.

В настоящее время социальная база проституции заметно расширилась [Там же].

Острыми проблемами остаются: побеги из дома, бродяжничество и социальное аутсайдерство. В отечественной литературе под термином «бродяжничество» принято понимать «систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы».

Вандализм – это одна из форм разрушительного поведения человека. Это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Нас же интересует более широкая трактовка этого понятия: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгрома магазинов во время массовых беспорядков. Вандализм – это, преимущественно, удел мужского населения, не достигшего возраста 25 лет. Но пик вандализма приходится на 11 – 13 лет [Там же. С. 32].

Несколько слов необходимо сказать и об особой форме вандализма – граффити. Граффити, содержащие разнообразные сообщения, ругательства, рисунки, изречения и символы, можно встретить не только на стенах домов или заборах, но и в транспорте, на столах в аудиториях учебных заведений и классах школ, на скамейках в парках, иногда на деревьях или асфальте.

Гилинского Я.И. отмечает, что многие трудности при изучении преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других форм девиантного поведения возникают при попытках рассматривать их как относительно самостоятельныеявления, со своими специфическими причинами, закономерностями, а, следовательно, и методами противодействия со стороны государства и общества. Между тем, различные виды девиантности имеют общую первопричину, взаимосвязаны между собой, проявляют общие закономерности, что, однако, не исключает специфические «видовые» особенности [12, С.39].

Он же видит обратную зависимость между степенью алкоголизации и наркотизатизации отдельных групп населения (прежде всего, молодежи); между убийствами и самоубийствами; между женской преступностью и проституцией. По его мнению, взаимосвязи различных форм девиантности носят сложный, порой противоречивый характер, часто не соответствующий обыденным представлениям. При этом различные проявления девиантности по-разному чувствительны к различным средовым воздействиям. Скажем, в периоды экономических кризисов растет корыстная преступность и снижается насильственная, а экономический бум влечет сокращение корыстных преступлений при «взрыве» насильственных, а также алкоголизации и наркотизации населения. А во время войны снижается уровень самоубийств. Заслуживают особого внимания сложные взаимоотношения негативных и позитивных девиаций. Если в целом уровень пассивного потребления культуры осужденных ниже, чем у населения в целом (до момента ареста такие люди меньше читают, смотрят телевизор, реже посещают кино и театры), то по ряду показателей активной досуговой деятельности, включая самодеятельное творчество, он оказался выше [12, С. 40].

Девиация не возникает в «социальном вакууме». Причины девиантного поведения определяются многими факторами, которые распределяются на три группы:

1) Антропологические (индивидуальные) факторы, которые включают в себя органические, психические и общественные показатели – пол, возраст, гражданское состояние, профессию, жилище, общественные классы, степень образования и воспитания, аномалии эмоционально-чувственной сферы и др.;

2) физические факторы, к которым относятся раса, климат, строение почвы и степень ее плодородия, время суток и годовая температура;

3) социальные факторы, под которыми понимаются уменьшение или увеличение народонаселения, миграции, общественное мнение, обычаи и религию, семейный строй; политическое, финансовое и коммерческое положение; промышленное и земледельческое производство, административное устройство, общественную безопасность, общественное воспитание и образование, общественную благотворительность, законы [Там же. С. 46].

Кроме того, я считаю, что одной из причин девиаций среди подростков и, как следствие, причиной необходимости в проведении социальной реабилитации несовершеннолетних является возникновение в семье трудной жизненной ситуации. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно» (ст. 2, п. 4).

К одной из основных психологических причин девиантного поведения подростков относят подверженность внушаемости(склонность ребенка к не осознаваемому следованию требованиям других лиц-взрослых, старших сверстников, особенно пользующихся авторитетом у подростков).Эти требования часто не согласуются с законностью и правопорядком. Так, в последние годы «героями» молодых людей становятся все больше представители преступного мира. А некоторые из них (олигофрены, например) подвержены необъяснимым вспышкам агрессии, что также следует отнести к девиантному поведению [Там же]. Не могут подростки в полной мере оценить и истинную цену человеческой жизни, что приводит к убийствам, совершаемым несовершеннолетними. И еще реже может понять несовершеннолетний такую категорию, как неприкосновенность чужой собственности [Там же]. Значительную роль играет и расслоение общества. Подростку гораздо труднее, чем взрослому, психологически пережить то, что кто-то одет несравненно лучше, кого-то привозят в школу на роскошной машине и т.д. Отсюда – как преступления корыстной направленности, так и насильственные преступления против более благополучных детей. Ковалева Т.В. и Степанова О.К. одну из причин девиантного поведения подростков в современной России видят в том, что «молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности» [23, С. 60]. Подростки, склонные к девиантному поведению, обладают всеми нравственно-психологическими качествами, которые присущи лицам данной возрастной группы, а также специфическими негативными свойствами, приобретенными в результате сложившихся условий воспитания. «Эти свойства личности в значительной мере определяют их взгляды, убеждения и поступки» [36, С.56]. Условия воспитания огромного числа молодых людей в современном обществе далеки от благополучных.

Таким образом, с точки зрения физиологии, так и психологии рассматриваемая нами категория общества (несовершеннолетние) – «самая неустойчивая в поведении, в выборе средств достижения намеченного, в отношениях с окружающими, наконец, в самоконтроле» [5, С.24].

Дети черпают знания о моделях отклоняющегося поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели девиантного поведения и обеспечивать его подкрепление. Дети с отклоняющимся поведением, «как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы, и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания [8, С. 93]. У детей один из главных путей научения девиантному поведению – наблюдение за чужим отклоняющимся поведением. Так, дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. К другому пути относиться источник «обучения» девиантному поведению (причем самых различных форм) – средства массовой информации.

Таким образом, лишенные в морально неблагополучной семье эмоционального комфорта, ребята попадают под влияние улицы. Здесь подросток получает – удовлетворение потребности в общении и самоутверждении.

Итак, очевидно, что девиантное поведение подростков обусловлено целым комплексом социальных факторов.

Как упоминалось выше, главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в различных девиациях, а также дезадаптивном и деструктивном поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, в формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества [1, С.230].

Опираясь на вышесказанное, я позволила себе определить трудную жизненную ситуацию детей как ситуацию, порождающуюся совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для данной возрастной группы. Отсутствие объективных возможностей проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей. Дефицит субъективных возможностей становления ребенка как полноценного субъекта своей жизнедеятельности, на мой взгляд, находит свое отражение в искажениях представлений детей о способах жизнедеятельности людей, в доминировании отрицательных эмоциональных состояний, в неадекватном характере взаимодействия с социумом. Проблема наличия в обществе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуализировала задачу осмысления социально-правовой защиты, обеспечивающей возможность оказания помощи таким детям. Из всего сказанного становится понятным, что трудная жизненная ситуация негативно влияет на формирование личности несовершеннолетнего, создавая такие условия его личностного развития, которые в своем конечном итоге приводят к развитию девиантного или делинквентого поведения несовершеннолетнего, а также таких социальных явлений, как безнадзорность и беспризорность.

Проанализировав научную литературу, я могу позволить себе обозначить, на мой взгляд, важный момент: девиация возникает в случаях недостатка или полного отсутствия социального опыта подростка, что приводит к значительным трудностям взаимодействия несовершеннолетнего с окружающими, неразвитости навыков общения, что также существенно затрудняет социальную реабилитацию несовершеннолетних. А значит, в общество вливается все большее количество беспризорных детей и подростков, совершающих не только асоциальные действия, но и правонарушения.

Жизнь несовершеннолетнего в условиях социальной девиации приводит к целому ряду особенностей. Прежде всего, это личностные деформации – инфантилизм, пассивность, измененная мотивационно-потребностная сфера, бедность представлений о мире, неадекватность профессиональных интересов и т.п., вызванные часто неправильным воспитанием. В связи с этим, круг несовершеннолетних лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, очень широк. Это дети и подростки с различными психическими и физиологическими расстройствами, девиантного поведения, проявлениями школьной дезадаптации, нервные дети, фрустрированные подростки, подростки-делинквенты, а также трудные подростки, не умеющие решать свои проблемы социально приемлемым образом. Все подростки с любой формой девиации требуют незамедлительного вмешательства социального педагога, психолога, социального работника для проведения мероприятий, направленных на его социальную реабилитацию, т.к. большинство из них находится в социально опасном положении уже будучи без родительского контроля или же испытывая на себе жестокое обращение взрослых.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...