Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт взаимодействия центра «Ника» с различными учреждениями.




 

Опытно-экспериментальная работа по теме исследования была направлена на изучение:

- выявить задачи межведомственного взаимодействия на основе анализа внутренних документов учреждений, работающих с девиантными подростками;

- на основе анализа документации, собеседования со специалистами центров определить круг проблем, которые решаются в ходе взаимодействия;

- проанализировать поле межведомственного взаимодействия: субъекты, их функции, полномочия, роль и место на всех этапах решения проблемы подростка;

- провести сравнительный анализ категории лиц, по отношению к которым чаще реализуются межведомственные пути решения проблем, чем внутренние ресурсы учреждения;

- определить специфическую роль того или иного учреждения в цепочке решения проблем подростка с точки зрения его специалистов.

В рамках исследования были выбраны два учреждения реабилитационного характера г. Новосибирска: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус» (ГБУ НСО СРЦН «Парус») и социально-психологический центр «Ника».

В ходе работы, анализу подвергался следующий перечень документов учреждений:

«Ника»: план работы; отчет работы за 2012 год; программы, разработанные учреждением; договоры о взаимодействии с другими учреждениями.

В центре «Ника» подростков можно разделить на следующие группы (с точки зрения имеющихся проблем в жизнедеятельности и жизнеустройстве подростков):

- трудная, жизненная ситуация;

- неблагополучная семья;

- химическая зависимость, алкоголизм;

- затруднения в социализации;

- антиобщественное поведение;

- уходы из дома, конфликты с родителями;

- трудности, возникающие при общении с людьми.

Среди этих проблем можно (на основе документов - договоры о взаимодействии, отчеты) выделить те проблемы, которые требуют межведомственного решения, а именно: проблемы, связанные с аддикциями; девиантное и делинквентное поведение, неблагополучие в семье, конфликты с родителями; трудная, жизненная ситуация.

Основными задачами работы Центра «Ника» в плане социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения являются:

- выявление неблагополучных семей с детьми (малообеспеченных, многодетных, неполных, конфликтных, с жестоким обращением и насилием над детьми и другими членами семьи, оставшихся без кормильца), асоциальных семей, бездомных детей, детей-жертв насилия;

- создание банка данных о семьях и детях, находящихся в опасной социальной ситуации и нуждающихся в помощи государства;

- взятие на учет этих контингентов органами опеки и попечительства, уточнение конкретных нужд и организация необходимой помощи;

- создание системы мониторинга и контроля за оказанием медико-психолого-педагогической и правовой помощи нуждающимся в государственной поддержке семьям и детям;

- разработку и внедрение в деятельность учреждений социально-реабилитационного плана оздоровительных, психо-коррекционных и социальных программ;

- разработку индивидуальных программ, методов преподавания и обучения детей, которые в силу обстоятельств временно или вообще не посещали школу;

- привлечение к работе по организации досуга детей и семей с детьми работников молодежных организаций;

- деятельность по обучению детей трудовым навыкам и их профориентации, а также последующее трудоустройство;

- организацию жизнеустройства детей, нуждающихся в защите государства (возврат в семью, усыновление, помещение в дома ребенка, интернаты, патронатные семьи, семейные воспитательные группы);

- подготовку специалистов для медико-психолого-социальной работы с дезадаптированными детьми и семьями;

- контроль за соблюдением прав несовершеннолетних [См.: Приложение 4].

Анализ документов в центре «Ника» позволил выделить следующую цепочку действий в процессе межведомственного взаимодействия по решению проблем подростков:

1 этап: Выявление семей, находящихся в социально опасном положении (см. Приложение 2)

2 этап: Первичное консультирование подростков, стоящих на учете. На этом этапе центр непосредственно взаимодействует с ПДН и КДН;

3 этап: Работа с подростками из семей «группы риска», состоящих на учете в КЦСОН, взаимодействие с отделом опеки и попечительства.

4 этап: Диагностирование проблемы несовершеннолетнего путем привлечения необходимых специалистов центра.

5 этап: Индивидуальное и групповое консультирование;

6 этап: Коррекция медико-психолого-педагогических нарушений у подростков совместно со специализированными учреждениями стационарного типа;

7 этап: Разработку реабилитационного плана для подростка;

8 этап: Деятельность по обучению детей трудовым навыкам и их профориентации, а также последующее трудоустройство путем взаимодействия со школами, средними и высшими учебными заведениями, центрами занятости.

В ходе всего процесса межведомственного взаимодействия можно выделить задачи, которые решаются на всех этапах:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

А также задачи, которые свойственны только для отдельных стадий взаимодействия:

- выявление подростков, нуждающихся в социально-психологической помощи дальнейшей работы с ними. Особое место в этой цепочке занимает - участие специалистов «Ника» в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- проведение профилактики аддиктивного, девиантного, делинквентного поведения поведение подростков через обучение, методами снижения эмоционального и физического напряжения, развития уверенности в себе, толерантности, эмпатии, рефлексивных умений, творческих способностей;

- профессиональная ориентация несовершеннолетних «группы риска», в том числе помощь им в получении специальности, разъяснение необходимости профессионального самоопределения, оказание им практического содействия в выборе места получения специальности путем организации консультаций в центрах профессиональной ориентации и у психологов;

- взаимодействие со специализированными учреждениями стационарного типа, работающими непосредственно с детьми, нуждающимися в диагностике медико-психолого-педагогических нарушений и их коррекции;

транспортировку детей, нуждающихся в социальной защите и медико-психолого-педагогической помощи в стационарные социально-реабилитационные учреждения;

- привлечение к работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, спонсоров, волонтеров, церкви, СМИ, общественных организаций и объединений;

- важной задачей реабилитационной работы с несовершеннолетними лицами девиантного поведения специалисты Центра «Ника» отмечают взаимодействие реабилитационных учреждений в вопросе возвращения несовершеннолетних в родные семьи, в том числе работу с родителями (психокорректирующую и др.) по оздоровлению семейной обстановки, а также устройство детей, которых вернуть в семью невозможно, в приюты и иные социально-реабилитационные учреждения.

На данном этапе специалисты встречаются со следующими трудностями. Выявление подростков, нуждающихся в помощи. Трудности в поиске таких детей, облегчаются с созданием «телефонов доверия», «горячих линий», а также совместной работы не только с государственными структурами, но и с общественными объединениями. Проблема правонарушений, безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения может быть решена лишь посредством активного и согласованного взаимодействия всех заинтересованных ведомств, органы и учреждения которых образуют систему, направленную на борьбу с безнадзорностью, беспризорностью и девиантностью несовершеннолетних. Трудоустройство несовершеннолетних, организацию их досуга и летнего отдыха помогает решить Управление по делам молодежи Новосибирской области.

В рамках организации межведомственного взаимодействия Центра «Ника» учитывает многообразие функциональных связей и их взаимную целесообразность. Специалисты Центра «Ника» основополагающим в построении межведомственных взаимодействий считают определение конкретной задачи, для решения которой выявляется необходимость построения контактов с тем или иным ведомством или учреждением. Дальнейшая работа выстраивается поэтапно в соответствии с поставленной задачей.

Помощь социально-психологическому центру для несовершеннолетних «Ника» в реабилитации подростка девиантного поведения оказывается Центром занятости г. Новосибирска, в частности с отделом занятости населения Центрального и Железнодорожного районов. Работники центра занятости обладают полной информацией о возможностях трудоустройства, осуществляют подбор рабочего места с учетом не только половых, возрастных, образовательных, но и тех ограничений, которые накладывает семейная ситуация. Сотрудники центра занятости также участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, проводя беседы, мероприятия.

В решении вопросов реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения социальному психологическому центру «Ника» помогает Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области. Как утверждают специалисты Центра «Ника», Департамент не только принимает участие в организации спортивных и культурных мероприятий в социально-реабилитационном центре, но и ведет работу по развитию сети учреждений для организации досуга несовершеннолетних (в т.ч. несовершеннолетних лиц девиантного поведения). Трудоустройство несовершеннолетних, организацию их досуга и летнего отдыха помогает решить и Управление по делам молодежи Новосибирской области. Совместно разрабатываются программы по организации досуга несовершеннолетних лиц девиантного поведения. Управление по делам молодежи оказывает финансовую поддержку на конкурсной основе общественным объединениям, осуществляющим реабилитацию несовершеннолетних лиц, чье поведения проявляется в форме различных девиаций.

Межведомственное взаимодействие Центра «Ника» с органами власти и учреждениями по социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения: разработка программы расширения социальных связей с учетом социальной политики региона, создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей программы, разработка нормативно-правовой и совершенствование организационно-управленческой базы для осуществления механизмов межведомственного взаимодействия, создание и реализация межведомственных проектов, направленных на решение определенных задач (интеграция несовершеннолетних лиц девиантного поведения в общеобразовательную школу и общество; формирование здорового образа жизни и оздоровление население; вовлечение населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом; профилактика девиантных и аддиктивных форм поведения у детей и подростков и т.д.).

Как утверждают специалисты Центра «Ника», эффективное решение важнейших задач социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения, имеющих межведомственный характер, возможно не только при активной государственной поддержке, но и разносторонней поддержки некоммерческими организациями и общественными объединениями. Поэтому Центр активно сотрудничает с таковыми организациями. Это является его главной особенностью. В последние годы появились новые негосударственные субъекты социализации и профилактического воздействия на отклоняющееся поведение и преступления несовершеннолетних (Центры «Дети улиц», «Перекресток», Международный фонд «Правопорядок-Цент», фонды: «Правопорядок», «Нет алкоголизму и наркомании (НАН)» и др.).

В основе межведомственного сотрудничества Центра «Ника» с общественными объединениями и некоммерческими организациями лежит форма социального партнерства. Социальное партнерство основано на принципе оптимального использования в общей деятельности для достижения планируемого результата части потенциала (организационно-административного, кадрового, креативного, материального, финансового, информационного и др.), которым обладает каждый из субъектов партнерства. Реализация собственных ресурсов в разумных, но достаточных для достижения цели объемах, является важной задачей Центра «Ника» и его партнеров по реализации социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения. Систему социального партнерства Центр «Ника» выстраивает как универсальную модель отношений между органами власти, НГО и предпринимательским сектором.

Сотрудничество Центра «Ника» с некоммерческими организациями и общественными объединениями, осуществляется по вопросам выявления семей и детей группы риска. Общественные объединения располагают собственными уникальными возможностями для оперативного получения достоверной и конкретной информации о наличии в микрорайонах, населенных пунктах и иных местах компактного проживания граждан семей, детей группы социального риска, в том числе находящихся на ранней стадии десоциализации. Это обусловлено близостью некоммерческих организаций к населению, неформальным и доверительным характером отношений их представителей с людьми. Информацию, социальные службы используют для пополнения банка данных о детях и семьях группы риска и передаче несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением в учреждения и центры для проведения его социальной реабилитации.. Совместная деятельность осуществляется путем включения представителей Центра и общественных объединений в состав различных комиссий; приглашения представителей негосударственных объединений к исследовательской работе, проводимой социальными службами, и, что самое полезное, заказа специалистами негосударственных объединений самостоятельных исследований причин социальной девиации несовершеннолетних, так как они располагают для этого широкими возможностями. Результаты анализов, выводы и предложения передаются некоммерческими организациями органам управления и службам социальной защиты населения для дальнейшей профилактической и реабилитационной работы по девиации несовершеннолетних.

Для обеспечения более эффективной и целенаправленной работы в рамках поставленной задачи при расширении социальных контактов социально-психологического центра «Ника» его специалисты разработали план деятельности в этом направлении. По каждому направлению осуществляется деятельность с различными структурами и в различных формах.

Взаимодействие Центра «Ника» в системе реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения предполагает повышение профессиональной компетенции работников в учреждениях повышения их квалификации; организацию непрерывного основного и дополнительного образования через взаимодействие Центра с учреждениями дополнительного образования детей и подростков, в том числе специализирующимися на физкультурно-оздоровительной, туристско-краеведческой работе, художественно-эстетическом, героико-патриотическом воспитании; защиту прав обучающихся с помощью инспекции по охране прав детства в органах управления образованием.

Взаимодействие Центра «Ника» в системе здравоохранения предполагает организацию медицинского сопровождения образовательного процесса при взаимодействии с детскими территориальными поликлиниками, учреждениями по охране репродуктивного здоровья (женскими консультациями, медико-диагностическими центрами по вопросам брака и семьи и др.); оценку здоровья юношей допризывного возраста медицинскими комиссиями при военкоматах; обеспечение санитарно-гигиенического благополучия под контролем органов госсанэпиднадзора.

Центр «Ника» взаимодействует с Управлением внутренних дел через отделы профилактики правонарушений, преступлений несовершеннолетних, территориальные отделы милиции, охранные предприятия.

Управление государственной противопожарной службы осуществляет курсовую подготовку работников Центра «Ника» по программе пожарно-технического минимума, участвует в обучении детей правилам противопожарной безопасности, используя при этом возможности пожарно-технической выставки, организуя учения и тренировки с воспитанниками Центра.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения содействует обучению воспитанников Центра правилам дорожного движения через организацию детских юношеских центров, городков.

Учреждения социальной защиты содействуют организации социальной помощи несовершеннолетним через работу служб социальной защиты органов местного самоуправления, через организацию социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, организацию профильной работы с малоимущими семьями. Связь социально-психологического центра «Ника» с органами социальной защиты осуществляют социальные педагоги и социальные работники.

Помимо модели социального партнерства специалисты Центра «Ника» применяют и другие формы и методы сотрудничества (как в содержательных, так и в обеспечивающих аспектах): заключение договоров о совместной деятельности, договоров целевого финансирования, дарения, пожертвования или ссуды и других правовых актов, предусмотренных действующим законодательством, при обязательном условии их своевременного и правильного юридического оформления и закрепления. В работе по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних лиц и несовершеннолетних лиц девиантного поведения в Центре также используются разнообразные формы организационного участия некоммерческих организаций (далее – «НКО») и общественных объединений (далее – «ОО»): выдвижение представителей НКО в состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; включение лидеров НКО и ОО в попечительские советы служб социальной помощи семье и детям; создание координационных комитетов, сотрудничающих с государственными и муниципальными социальными службами и др.

В целях выбора оптимального места НКО в структуре деятельности по социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения Центр учитывает исторический опыт работы молодежных объединений с учебными заведениями и трудными детьми, отдельные примеры возрождения которого становятся практикой сегодняшнего дня (педагогические отряды, индивидуальное наставничество, участие в профилактике безнадзорности и беспризорности оперативных молодежных дружин и др.). Специалисты Центра «Ника» утверждают, что приобщение имеющихся в регионе или муниципальном образовании НКО социальной сферы к деятельности по социальной реабилитации детей и подростков девиантного поведения, поддержка НКО, уже работающих в этой области, и инициирование создания новых, способных объединить граждан, которые желают лично участвовать в деле общегосударственной важности – приоритетная задача органов по труду и социальному развитию, социальной защите населения, по делам семьи и молодежи.

Специалистами Центра «Ника» практикуются: встречи органов власти с лидерами НКО, ОО и инициативными группами по созданию новых общественных объединений; использование средств массовой информации (специальных рубрик в газетах, теле- и радиопередачах); индивидуальную работу с лидерами НКО; применение программно-целевого и проектного подходов, основанных на участии общественных объединений в разработке и реализации целевых программ и отдельных проектов органов социальной защиты населения по реабилитации несовершеннолетних девиантного поведения; включение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения в региональный и муниципальный заказы; поощрение НКО, ОО и их лидеров.

В качестве дополнения по данному материалу мы не только изучили содержание документов, но и провели беседу со специалистами центров «Ника» и «Парус».

В беседе предлагались следующие вопросы:

- Какие мероприятия, проекты, направленные на реабилитацию и профилактику девиации среди подростков, вы проводите?

- С какими учреждениями вы взаимодействуете при решении этих проблем?

- Взаимодействуете ли вы с общественными объединениями и некоммерческими организациями?

- Что было достигнуто, по итогам проведенных мероприятий?

- Какие возникали трудности?

В беседе центра «Ника» участвовало 4 специалиста (см.Приложение 4). В целом можно сказать, что специалисты центра «Ника» понимают, знают свои основные функции при решении проблем подростков в рамках реабилитационного центра, одновременно они считают, что их роль на стадии диагностирования проблемы заключается в том, чтобы в первую очередь выявить причину неблагополучия и девиантного поведения (3 человека), 1 специалист увидел свою главную роль в помощи преодолении тех самых проблем. В обоих случаях наибольшие трудности, по их мнению, возникают в оценке эффективности своей работы. Поэтому важной стала для них обратная связь: отзывы специалистов КЦСОН. Также они считают, что одно из самых главных взаимодействий в реабилитации подростка девиантного поведения, является взаимодействие с Центром занятости г. Новосибирска, в частности с отделом занятости населения Центрального и Железнодорожного районов. Работники центра занятости обладают полной информацией о возможностях трудоустройства, осуществляют подбор рабочего места с учетом не только половых, возрастных, образовательных, но и тех ограничений, которые накладывает семейная ситуация. Сотрудники центра занятости также участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, проводя беседы, мероприятия.

К наиболее эффективным методам взаимодействия, как, показывает беседа, специалисты «Ника» относят те, которые, основаны на социальном партнерстве. Под партнерством понимается - формирование между субъектами взаимодействия особого типа отношений, в основе которых лежат: взаимоуважение, признание реальных и значительных потенциальных возможностей каждого из социальных партнеров в реализации общей цели; подлинная заинтересованность в тесной совместной работе по ее достижению.

Изучая реабилитационную деятельность специалистов с несовершеннолетними девиантного поведения в социально-психологическом центре «Ника», по результатам опроса мы можем сделать вывод, что для работы с реабилитацией девиантных подростков очень важно взаимодействие органов, организаций и специалистов на разных уровнях: первый – структуры муниципальных органов (управление образования, здравоохранения, МВД, КПДН); второй – отдельные учреждения; третий – специалисты.

К неэффективным способам взаимодействия они относят ограниченное включение негосударственных организаций в процессы сбора и анализа информации о состоянии девиантного поведения несовершеннолетних и факторах, влияющих на ситуацию.

За прошедший период специалистами «Ника» были разработаны совместно со специалистом по социальной работе отдела социальной защиты и инспекторами ПДН осуществление планового патронажа неблагополучных семей. Проведен осмотр санитарно-гигиенических условий проживания 17 семей. По результатам рейда составлены акты осмотра.

В рамках групповых занятий проводилась профилактика аддиктивного, девиантного, делинквентного поведения поведение подростков через обучение, методами снижения эмоционального и физического напряжения, развития уверенности в себе, толерантности, эмпатии, рефлексивных умений, творческих способностей.

Организация длительно действующих групп «Подросток» -работа направлена на успешную социализацию подростков из семей «группы риска»,состоящих на учете в КЦСОН, «Уверенный подросток»-содействие в успешной социализации подростков и повышение мотивации в учебе.

Реализация программы «Я выбираю жизнь» по формированию жизненных навыков, позитивного отношения к сохранению здоровья в обществе, обучение сопротивлению приобщения к психоактивным веществам. Она адресована подросткам и работающей молодежи. Фестиваль социальной рекламы «Я выбираю жизнь» совместно с НРОО «Гуманизационный проект».

По мнению специалистов центра «Ника» за прошедший период удалось помочь следующим подросткам: подростки, состоящие на учете в ПДН и КДН, подростки из неблагополучных семей, подростки с химической зависимостью, подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Часть проблем не была решена поскольку некоторые из них требуют больше времени и затрат.

В результате бесед со специалистами Центра «Ника» мы увидели, что содержание и логика межведомственного взаимодействия данного Центра с иными учреждениями различается по: по сферам взаимодействия (социальное, ресурсное, экономическое); по направлению взаимодействия (вертикальное, горизонтальное, диагональное); по количеству участвующих (двустороннее, многостороннее); по степени участия ведомств (активное, пассивное); по характеру связей (неформальное, формальное); по регулярности (регулярное, разовое); по срокам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное);в зависимости от объекта (межотраслевое, межфункциональное, информационное, проектное).

К межведомственному взаимодействию по обеспечению социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения специалисты Центра «Ника» относят, в первую очередь, программно-целевой метод, объединение поля взаимодействии различных ведомств, создание координирующих и межведомственных советов. Например, по мнению экспертов ООН, обеспечение участия людей в принятии решений, которые непосредственно затрагивают их интересы – важнейший принцип демократии. Оптимальная система должна обеспечивать специализацию, ответственность, оперативность и результативность взаимодействия между ее участниками. Специалисты Центра «Ника» также отмечают, что в рамках организации межведомственного взаимодействия должны учитываться многообразие функциональных связей и их целесообразность.

В Центре «Ника» отмечают, что если задачу определяет национальная образовательная политика и/или социально-экономические факторы развития общества, то ответственность за формирование нормативно-правовой базы и механизмов взаимодействия ложится на административный блок Центра. В то же время над расширением социальных контактов, установлением партнерских взаимоотношений, созданием и реализацией межведомственных проектов должны в той или иной мере активно работать также сотрудники и воспитанники Центра «Ника».

Особое внимание в Центре «Ника» уделяется межведомственному взаимодействию при формировании безопасного реабилитационного пространства. Реабилитационный центр, по сути, являясь важнейшим звеном формирования личности XXI века, обеспечивает защиту ребенка от агрессивного воздействия негативных проявлений социальной среды, поскольку дети сегодня – это самая уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз. Подростковая преступность, наркомания, бродяжничество, расстройства психического и физического здоровья, ослабление влияния родителей на воспитание детей, социально-экономическая поляризация, рост негативного влияния средств массовой информации на детей и подростков создают немалые трудности в работе с ними. Сегодня трудно и самому реабилитационному центру. У него огромное количество проблем. Поэтому даже при сильном педагогическом коллективе, хорошем материальном оснащении, благоприятном территориальном размещении, социально-реабилитационный центр не может в одиночку решать задачи по воспитанию, обучению, сохранению здоровья, а порой и жизни молодого поколения, которое отличается девиантными поступками. Объективной жизненной потребностью, по словам специалистов Центра «Ника» в их центре стало формирование относительно нового направления общественной деятельности – формирование безопасного реабилитационного пространства. Важнейшим компонентом этой деятельности является накопление опыта межведомственного взаимодействия Центра с целью формирования массовой культуры безопасности всех участников реабилитационного пространства.

Таким образом, можно сказать, что Центр «Ника» взял на себя миссию сплочения общества в воспитании и подрастающего поколения, социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения.

В качестве вывода мы можем отметить две основные особенности межведомственных взаимоотношений. Первое – они объективно необходимы для полноценной реализации задач реабилитации несовершеннолетних лиц, чье поведение является девиантным, в современных условиях. Второе – эти взаимоотношения взаимовыгодны для обеих сторон.

Специалисты Центра «Ника» в качестве еще одной проблемы организации межведомственного сотрудничества отмечают тот факт, что иногда НКО и ОО берутся за выполнение задач, которые оказываются им не под силу ввиду отсутствия необходимых ресурсов, должной профессиональной квалификации персонала и волонтеров. Например, неудачей закончилась попытка одного из общественных объединений г. Новосибирска на начальном этапе своей деятельности заняться решением проблем социальной реабилитации 15-16-летних подростков, склонных к употреблению алкоголя, ПАВ и наркотиков, которые по тем или иным причинам ушли из школ-интернатов. Оказав помощь в обеспечении их пищей, одеждой, устроив на работу, иногда даже решив вопрос с жилплощадью, лидеры этого общественного объединения столкнулись с тем, что ребята не умеют жить самостоятельно, и в связи с этим число жизненных проблем у них все время возрастает. К их решению актив этой общественной организации был не готов, не хватало сил, возможностей, профессионализма.

Также специалисты Центра «Ника» отмечают, что имеются примеры решения НКО несвойственных им задач. Например, руководство одной благотворительной организации Новосибирской области решило заняться организацией межведомственного взаимодействия между школой, милицией, комиссией по делам несовершеннолетних, социальными службами, муниципальными органами, общественными организациями и другими субъектами системы профилактики. Безусловно, координация деятельности государственных и муниципальных структур со стороны общественного объединения несостоятельна в правовом отношении. Да и нецелесообразна, поскольку действующим законодательством предусмотрены механизмы такой координации (та же КДН по своему статусу является координирующим органом). Если же данная функция комиссией или иной уполномоченной структурой не выполняется, роль благотворительной организации как выразителей интересов гражданского общества заключается в том, чтобы придать этому явлению общественную огласку, добиться исправления ситуации.

Специалисты Центра «Ника» также отмечают одной из проблем то, что невелика роль общественных организаций в оказании оперативной помощи несовершеннолетним лицам в ситуациях, когда их пребывание в асоциальных семьях становится опасным для жизни и здоровья. Как показывает опыт, детей в приюты доставляют чаще всего социальные работники, инспектора подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел и другие государственные и муниципальные служащие, а не члены общественных объединений и волонтеры (они не имеют для этого юридических оснований).

Изучая реабилитационную деятельность в социально-психологическом центре «Ника», по результатам опроса специалистов мы можем сделать вывод, что для работы с реабилитацией девиантных подростков очень важно взаимодействие органов, организаций и специалистов на разных уровнях: первый – структуры муниципальных органов (управление образования, здравоохранения, МВД, КПДН); второй – отдельные учреждения; третий – специалисты. Изучив деятельность по организации межведомственного сотрудничества социального реабилитационного центра для несовершеннолетних мы увидели, что взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими структурами осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики по реабилитации несовершеннолетних девиантного поведения: взаимная информация о девиантных детях, неблагополучных семьях, безнадзорных детях; мерах, принимаемых разными субъектами для изменения сложившегося положения; совместная деятельность разных структур, ориентированная на выявление неблагополучных семей и безнадзорных детей и детей с различными девиациями; создание совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей девиантного поведения; организация разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования их проблем. Здесь же мы увидели, что центральная роль координатора действий всей системы принадлежит Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...