Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участники реабилитационного процесса по отношению к лицам с девиантным поведением.




 

Прежде, чем изучать участников процесса социальной реабилитации несовершеннолетних лиц с девиантным поведением, необходимо рассмотреть понятия реабилитации и социальной реабилитации.

Реабилитация (от позднелатинского rahabilitatio – восстановление) означает: 1) восстановление доброго имени, прежней репутации; восстановление в прежних правах, в том числе в административном и судебном порядке; 2) применение к подсудимым (прежде всего несовершеннолетним) мер воспитательного характера или наказаний, не связанных с лишением свободы, в целях их исправления; 3) комплекс медицинских, юридических и других мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов [25, 632 с.].

Формы реабилитации:

- Медицинская реабилитация - направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.

- Психологическая реабилитация понимается как воздействие на психическую сферу, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.

К педагогической реабилитации относится комплекс мероприятий воспитательного характера, направленный на овладение клиентом необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т. д.

- Социально-экономическая реабилитация-комплекс мероприятий по обеспечению реабилитируемого необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и др.

- Профессиональная реабилитация предусматривает обучение доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

- Бытовая реабилитация обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

- Спортивная и творческая реабилитация-это участие в спортивных мероприятиях, восприятие художественных произведений, активное участие в творческой деятельности у реабилитируемых укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия и ощущение своей неполноценности, преодолеваются психологические барьеры в общении.

- Социальная реабилитация (в узком смысле). Она включает в себя меры социальной поддержки: выплаты пособий и пенсий, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы [46,С.40].

- Комплексная реабилитация может включать в себя различные формы.

Говоря о реабилитации несовершеннолетних лиц с девиантным поведением, чаще всего имеют в виду психологическую, педагогическую, медицинскую реабилитации. В нашем случае речь идет именно о социальной реабилитации, и рассматриваемая категория населения – несовершеннолетние лица девиантного поведения в условиях различных социально-реабилитационных учреждений.

Астапов В.М. считает, что социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Реабилитационный процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам [45,С.384)

Павленок П.Д. полагает, что социальная реабилитация это – восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни обществ. В содержательном плане социальная реабилитация, по существу, включает в концентрированном виде все аспекты реабилитации. И в этом случае она может рассматриваться как социальная реабилитация в широком смысле, т. е. включающая все основные виды жизнедеятельности людей [36,С.67].

Полноценная социальная реабилитация несовершеннолетних лиц в специализированных учреждениях предполагает психолого-педагогическую, социально-правовую и социально-медицинскую работу [14,С. 103 – 105]. Целью их социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности несовершеннолетнего и обеспечение его социальной адаптации в обществе [36,С.44].

Содержание социальной реабилитации можно представить через её структуру. Существуют различные варианты структурирования социальной реабилитации. Приведём лишь некоторые из них. Согласно Храпылиной Л.П., структура социальной реабилитации следующая: медицинские меры, социальные меры, профессиональная реабилитация [21, С. 12]. Профессор Осадчих А.И. полагает, что социальная реабилитация – это правовая реабилитация, социально-средовая реабилитация, психологическая реабилитация, общественно-идеологическая реабилитация и анатомо-функциональная реабилитация [22, С. 106].

Определяющим фактором для социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения являются последствия утраты или нарушения каких-либо функций организма и способностей, обусловливающие различные социальные ограничения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что социальная реабилитация несовершеннолетних лиц девиантного поведения – это комплекс социально-экономических, медицинских, юридических и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение несовершеннолетних лиц, чье поведение является отклоняющимся от нормы, к полноценной жизни в обществе.

В первую очередь участниками данного реабилитационного процесса являются сами несовершеннолетние с девиантным поведением. В предыдущей части мы подробно рассмотрели их социально-психологические особенности и характеристики. Как нам стало известно в результате анализа научных исследований, касающихся несовершеннолетних [см. часть 1.1], подростки, характеризующиеся девиантным поведением, относятся к категории несовершеннолетних, находящихся в социально опасной ситуации. Согласно ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия» (ст. 1).

В социальной реабилитации нуждаются следующие несовершеннолетние лица, находящиеся в социально опасном положении:

- дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

- дети, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

- дети, проживающие в семьях, где применяется жестокое обращение по отношению к несовершеннолетнему;

- дети, проживающие в семьях, где родители уклоняются от воспитания детей или защите их прав в связи со злоупотреблением алкогольными напитками, наркотическими средствами, психоактивными веществами, с психическими заболеваниями;

- дети, самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

- дети, не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

- дети заблудившиеся или подкинутые;

- безнадзорные и беспризорные дети;

дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации [52,С.104].

Эти категории детей и подростков являются участниками рассматриваемого нами процесса социальной реабилитации.

Мы рассмотрели объективную сторону изучаемого нами процесса реабилитации. Рассмотрим вторую сторону участников реабилитационного процесса – субъектную.

Для несовершеннолетних с девиантным поведением существуют различные учреждения и центры, которые выполняют функции их социальной реабилитации. Согласно статье 13 ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», к учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, относятся:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Все они призваны решить наиболее важные задачи по коррекции, реабилитации, восстановлению всех утраченных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом возрастных и психосоциальных особенностей развития личности ребенка с различными девиациями.

Кроме того, согласно статье 4 ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в нашей стране существует структура органов и учреждений системы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. В систему профилактики девиантного поведения несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел (п. 1). В этих органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике девиантного поведения у несовершеннолетних (п. 2). Участие в деятельности по профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации (п. 3). Кроме того, социальной реабилитацией несовершеннолетних с девиантным поведением занимаются: общеобразовательные учреждения, досуговые социально-педагогические центры, центры психологической консультации и педагогической реабилитации, стационарные учреждения для несовершеннолетних, отделения профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Согласно приказу ГП РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», органы прокуратуры РФ обязаны «регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних, службой криминальной милиции и милицией общественной безопасности органов внутренних дел, органами управления социальной защиты и учреждениями социального обслуживания, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, другими органами и учреждениями», чья деятельность направлена на профилактику девиантного поведения среди несовершеннолетних» (п. 10). Субъективными участниками процесса социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением являются также специалисты, работающие в вышеперечисленных учреждениях и социальных службах, занимающихся организацией процесса социальной реабилитации несовершеннолетних. К ним относятся: учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, специалисты социальной работы, специалисты по работе с молодежью, юристы, участковые, специалисты по делам несовершеннолетних.

Таким образом, мы видим, что система органов и учреждений по работе с несовершеннолетними девиантного поведения в нашей стране достаточно сформирована: от органов исполнительной власти до различных учреждений, центров и социальных служб по реабилитации несовершеннолетних. В них работают квалифицированные специалисты, осуществляя различные виды социальной реабилитации несовершеннолетних с проявлениями тех или иных девиаций, а также иную реабилитационную (в т.ч. профилактическую) деятельность, направленную на сокращение несовершеннолетних лиц с девиантным поведением. Профилактическая работа в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением преследует решение ряда задач. Согласно статье 2 (п. 1) ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами деятельности по профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних являются:

- «предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий».

Таким образом, все несовершеннолетние, которые относятся к категории дезадаптированных, нуждаются в том, чтобы с ними проводились мероприятия по восстановлению утраченных ими социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Также согласно вышеуказанному закону органы и учреждения системы профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Работники центров, служб и учреждений для несовершеннолетних с девиантным поведением, нуждающихся в социальной реабилитации, при организации деятельности по реабилитации несовершеннолетних опираются на постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (в редакции от 10.03.2009 № 216). Данное постановление утверждает также примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей, а также центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. На основе примерных положений центры разрабатывают свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 1). Согласно ст. 2 основными задачами центров, учреждений и служб «являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». В центрах могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач (ст. 8). В соответствии со своими задачами центр:

1)обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2)принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

3)оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

4)оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;

5)разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;

6)обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

7)организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

8)содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

9)уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре;

10)на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;

11)на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений (ст. 9). Кроме того в примерных положениях приводятся условия приема и содержания несовершеннолетних, кадровое обеспечение центров, служб и учреждений, управление ими, имущества и средства.

Реабилитационная работа с ребенком девиантного поведения в любых реабилитационных центрах, учреждениях и службах строится по следующим основным этапам:

I этап: подготовительный (сбор информации, знакомство с ребенком, семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния);

II этап: организационный (анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы);

III этап: практический (реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность, дальнейшее жизнеустройство ребенка, патронаж семьи) [1, С. 211 – 219].

Направления работы учреждений, служб, школ-интернатов для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, многочисленны. Полученная разносторонняя информация о ребенке становится основой для разработки индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего с девиантным поведением. При разработке индивидуальной программы социального возрождения детей важное место занимает медико-психолого-педагогический консилиум, который можно охарактеризовать как форму взаимодействия специалистов разного профиля в процессе реабилитации. Медико-психолого-педагогический консилиум является тем консолидирующим органом, который позволяет увидеть проблемы воспитанника сквозь призму междисциплинарного подхода [4,С. 24]. Осуществление индивидуальной программы реабилитации происходит на третьем, практическом этапе реабилитационной работы. Здесь сотрудниками социально-реабилитационных центров, служб и учреждений проводится комплексное оказание помощи несовершеннолетнему на основе индивидуальной и групповой работы.

Изучая опыт реабилитационной деятельности различных реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, Прибылова Ю.Н. констатировала, что групповая форма работы имеет преимущество перед индивидуальной, так как она не только дает возможность более широкого охвата детей за одно и тоже время, но также предусматривает дополнительный психотерапевтический эффект, связанный с положительным влиянием детей друг на друга. Групповая работа способствует удовлетворению потребностей детей в эмоциональной близости и ощущении собственной ценности и значимости. Важнейшее направление реабилитации дезадаптированных подростков, в большинстве случаев имеющих стопроцентную школьную дезадаптацию, учебно-воспитательное или педагогическое. В отечественной литературе психогенную школьную дезадаптацию определяют как трудности адаптации к обучению в школе и к школьной жизни, формами проявления которой являются стойкие затруднения детей в учебе, нарушения дисциплины, отказ посещать школу [44, С. 65].

Центральная роль в педагогическом направлении работы учреждений и служб для реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением принадлежит учителям. На практике возрождение социально-дезадаптированного ребенка как субъекта познания в центрах организуется по-разному. В литературе описано несколько вариантов. Один вариант – детей обучают в массовой школе в коррекционных или обычных классах, в зависимости от подготовки. Во втором случае школа действует на базе реабилитационного учреждения. Роль «домашней школы» незаменима для тех детей, фактический уровень образовательной подготовки которых резко не соответствует возрасту. Занятия проводятся индивидуально или в микрогруппах по 2 – 3 человека. Иващенко Г.М., изучая организацию социальной реабилитации в учреждениях и центрах, выделяет еще один вариант обучения подростков-девиантов – индивидуальную форму обучения. Она предполагает посещение учебного заведения 3 – 4 раза в неделю, где ведутся индивидуальные занятия, но сохраняется ситуация школьного обучения. Это позволяет, по его мнению, подготовить ребенка к дальнейшей, уже групповой форме коррекционно-развивающего обучения. У ребенка при этом не формируется чувство изолированности, отчуждения, то есть создаются условия обучения, максимально щадящие психику девиантного ребенка [40, С. 23].Решение о выборе формы обучения предпринимается медико-психолого-педагогическим консилиумом с учетом степени социально-психологической дезадаптации ребенка, фактического уровня его учебной подготовки. В школе дети проводят значительную часть своей жизни (10 – 11 лет, учась от 6 – 7 до 16 – 17 лет), поэтому очень важно, чтобы они смогли нормально адаптироваться к условиям включения в систему отношений со взрослыми, сверстниками, учителями, а следовательно и в учебный процесс. Школа как один из главных институтов социализации позволяет определить степень адаптации ребенка к требованиям общества в целом и определенной возрастной группе в частности. Здесь как раз и возможно выделение детей и подростков с различными девиациями, а также уже безнадзорных несовершеннолетних. Педагогам реабилитационных учреждений и центров важно снять у воспитанников со школьной дезадаптацией страх перед школой, восстановить и закрепить общеучебные навыки, восполнить пробелы в знаниях, укрепить способность к волевому усилию, вселить уверенность в свои силы и на этой основе возродить желание быть учеником.

Осипова А.А., отмечая важность педагогической направленности реабилитационной деятельности, выделила ряд принципов, которые должны лечь в основу организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях и центрах по реабилитации несовершеннолетних с различными девиациями: принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании; принцип индивидуализации и, вместе с тем, дифференцации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении; принцип вариативности в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории; принцип ранней медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушенных психофизиологических функций детей и проявлений социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении; принцип коррекционной направленности обучения и воспитания; принцип соблюдения прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании [35, С. 57].

Важнейшая задача всех педагогов реабилитационных учреждений и служб, как отмечал Иващенко Г.М., освоение гуманной модели взаимодействия с воспитанниками, тем более что клиенты таковых учреждений – это не простые дети, а дети и подростки с различными девиантными формами поведения. Он выделял три типа взаимодействия с детьми: нейтрально-отстраненная, директивно-дисциплинарная, личностно-ориентированная. Личностно-ориентированная модель, по мнению автора, наиболее благоприятна для социальной реабилитации обездоленного ребенка в социально-реабилитационном центре, ибо в ней реализуется один из важнейших принципов реабилитационной работы – сотрудничество[19, С. 113].

Значительную роль в педагогической службе на базе учреждений, центров и служб для несовершеннолетних с девиантным поведением, нуждающихся в социальной реабилитации, занимают воспитатели. Программа их действий предполагает решение таких задач, как налаживание межличностного общения в группе, восстановление коммуникативных связей детей, которые были деформированы, искажены до прихода их в учреждение, оказание помощи детям в познании самих себя, повышение их самооценки, формирование умения достойно отвечать за свои поступки, развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей, их представлений о природной и социальной среде, развитие санитарно-гигиенических навыков, укрепление здоровья. Эти задачи, исходящие из реальных проблем несовершеннолетних девиантного поведения, для каждого ребенка должны иметь индивидуальное выражение, а их осуществление наполняться конкретным содержанием, которое включает обучающий компонент и организацию практического опыта, соответствующего приобретенным знаниям [42, С. 12].

Следующим направлением реабилитационного процесса несовершеннолетних лиц девиантного поведения является их психологическая реабилитация. Основным принципом организации деятельности специалистов психологической службы социально-реабилитационного учреждения или центра является тактика непрерывного психологического сопровождения всех сторон жизнедеятельности ребенка, находящегося в центре [12, С. 74].

Немаловажное значение в процессе социальной реабилитации несовершеннолетних лиц девиантного поведения отводится социально-правовому направлению, которое предусматривает выполнение сотрудниками реабилитационного учреждения (центра, службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, двух основных функций: защита законных прав и интересов детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей или лишенных родительских прав; в сотрудничестве с различными организациями способствует дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанника, их трудовому определению. Исходя из этих функций, социально-правовая служба учреждения решает следующие задачи:

- выявляет истоки, причины социальной дезадаптации детей в семье, школе, социальном окружении;

- оберегает детей от жестокости родителей вплоть до ходатайства о лишении их родительских прав;

- осуществляет индивидуальную программу восстановления социального статуса детей и защиты их прав;

- ведет работу с семьей до помещения ребенка в центр, во время его пребывания в нем, после возвращения в семью;

- защищает имущественные, жилищные и другие права детей, помещенных в центр, оказывает разнообразную социально-правовую помощь несовершеннолетним детям и их семьям;

- определяет наилучший вариант дальнейшего жизнеустройства для каждого ребенка;

- представляет интересы детей в различных учреждениях и организациях [Там же].

Отличительная черта социально-правовой службы реабилитационного центра и условие эффективности ее деятельности – широкие контакты с различными органами, учреждениями и организациями, в сферу активности которых входят проблемы детства [52, С. 32].

В связи с тем, что состояние здоровья детей и подростков, поступающих в учреждения и центры для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, достаточно тревожное, большое внимание уделяется медицинской (оздоровительной) реабилитации. Мосягина А.И., указывая на важность данного направления, включает в него следующие разделы работы: углубленная диагностика причин и характера отклонений в развитии ребенка; разработка и внедрение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий с использованием традиционных и нетрадиционных методов медицины; разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей, организация стационарного лечения [32, С. 77].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...