Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние социальной сферы в России.




Существует ряд показателей, по которым оценивается уровень социального развития страны:

 ВНП на душу населения;

 продолжительность жизни;

 общая смертность;

 детская смертность;

 процент неграмотных и др.

По этим показателям современная Россия выглядит не лучшим образом.

Демографический кризис. Он характеризуется ухудшением всех демографических процессов: рождаемости, смертности, брачности, разводимости, состояния здоровья всех социально-демографических групп населения, сокращением продолжительности жизни и старением населения. С 1993 года численность населения РФ сократилась со 148,5 млн. человек до 142,9 миллиона человек на 1 апреля 2011 года. Превышение числа умерших над числом родившихся в среднем по стране в 2010 г. составило 1,2 раза, а в 25 субъектах оно составило 1,5—2,1 раза. Невысок и средний уровень продолжительности жизни в РФ. Мужчины в среднем по итогам 2010 года живут 63 года, а женщины — 74,8 года.

Усиливается поляризация жизненного уровня населения (разрыв в доходах между 10% наиболее богатой части населения к 10% наиболее бедной составляет более 16:1). Существует также разрыв в уровне доходов различных регионов России. В разы отличаются средняя заработная плата, покупательная способность денежных доходов, уровень безработицы жителей разных регионов.

Происходит дальнейшее сокращение расходов на здравоохранение и образование. В 2009 году они составляли 9,2% федерального бюджета, в 2010 году — 8,2%, а к 2013 году они составят 6,7%, а к 2015 упадут до 5,3%.

По данным, приведенным академиком А. Г. Аганбегяном, все расходы на здравоохранение в России (включая расходы населения) составляют 4,8% ВВП, что ниже, чем в Африке и Средней Азии (5,3%), в Юго-Восточной Азии (6%), в Восточной Европе (7%). Расходы на образование в России составляли раньше около 10% ВВП, а сейчас они опустились до 4%.

Произошло невиданное понижение культуры и духовности общества. В проекте «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ» отмечается, что «российское общество, и особенно молодое поколение, продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис. Свидетельством тому является снижение возраста начала употребления наркотиков с 18 до 14 лет. Россия сохраняет одно из первых мест в мире по уровню самоубийств среди подростков, числу абортов, производимых девушками до 19 лет, уровню потребления наркотиков и алкоголя детьми».

В России принят западный подход к образованию. Он предполагает его практическую ориентацию, технологизацию, уход от фундаментальности, выработку алгоритма вместо формирования мировоззренческих основ личности. Вектор реформирования российской системы образования сместился в сторону получения образования как некой суммы знаний, умений и компетенций, вместо духовно-нравственного просвещения и воспитания.

Развитие капитализма в России усилило тенденцию к формированию общества потребления. Производство осуществляется не в интересах создания ценности применения вещи как таковой, а с целью достижения прибыли. Развивается не потребление, а потребительство, которое заменяет собой традиционные ценностные основы.

Происходит невероятное психофизиологическое давление на индивида со стороны все ускоряющегося темпа жизни. Наблюдается всеобщая стандартизация, рационализация и подмена личностной индивидуальности персонализированными моделями. Сформировалась такая социальная система, в которой деньги и материальные ценности стали почти единственным мерилом жизненного успеха.

Общество потребления порождает небывалое напряжение в отношениях людей и природы. Это противоречие имеет два измерения: человек и окружающая среда, человек и его здоровье. Безудержное потребление оказывает разрушительное воздействие и на окружающую природу, и на здоровье людей.

Следствием этого является деградационная направленность современной социальной жизни и утрата глубинных, фундаментальных поисков смысла бытия.

В настоящее время, на наш взгляд, в РФ происходит недооценка роли социальной политики государства. Это проявляется в том, что государство постепенно перекладывает социальные проблемы либо на самих работников, либо на местный уровень. Государство, которое по Конституции является социальным, перестает им быть на деле. Возникают глубокие деформации, которые принимают системный характер.

42. Основные модели социальной политики.

Слово «социальный» используется в широком и узком смысле. В широком смысле к социальной сфере относят все, противоположное природной среде, все, что связано с жизнью общества. В данном контексте оно равнозначно общественному. В узком смысле социальная сфера связана с совокупностью социальных отношений и условий, которые влияют на жизнь и деятельность людей и связаны с интересами различных общественных групп.

Социальная политика в различных учебниках определяется по-разному.

Социальная политика — это взаимоотношения классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т. п.).

Социальная политика представляет собой определенным образом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данной стране.

Социальная политика — это взаимодействие людей с их интересами и представлениями о справедливости. (Консервативная модель).

Изначально социальная политика сформировалась в рамках капиталистической системы для поддержки членов общества, неспособных самостоятельно обеспечить себе источники приемлемого существования и по существу приравнивалась к общественному вспомоществованию.

В мире существует несколько моделей социальной политики:

1. Патерналистская модель предполагает всестороннюю ответственность государства за социальную сферу (была принята в СССР и других соц. Странах). Недостатки: невозможность обеспечить всем высокий уровень жизни и зависимость индивида от государства; иждивенчество и отсутствие инициативы.

2. Модель социального государства (Ст.7 Конституции РФ) — высокая степень социальной защиты, в нем социальные проблемы выходят на первый план. П.1СТ 7 Конституции гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

3. Политика субсидиарного государства — перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Происходит замена бюджетных субсидий всем на адресную социальную помощь.

4. Консервативная модель — «распределение по достоинствам» и справедливая межгрупповая дифференциация.

Можно выделить несколько направлений социальной политики:

 создание условий для эффективной системы занятости населения, формирование доходов населения и регулирование процессов их дифференциации посредством соответствующей системы налогообложения и выплаты трансфертных платежей;

 установление социальных нормативов и стандартов (прожиточного минимума);

 защита денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т. е. увеличения начисленных доходов в зависимости от роста цен (используется показатель индекс стоимости жизни);

 стационарное и нестационарное социальное обслуживание престарелых, инвалидов, беспризорных и других категорий;

 защита интересов потребителей;

 социальная поддержка безработных и малоимущих;

 прием и обслуживание беженцев и вынужденных ми-грантов.

Содержание, цели, основные направления социальной политики в РФ.

1. Направление — это создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и заработной платы, совершенствование трудовых качеств работника. Ее объектом является экономически активное население.

Создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и заработной платы, совершенствование трудовых качеств работника, установление минимальной заработной платы во всей экономик, определение основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях и в учреждениях, законодательное определение условий труда на производстве и его охраны.

2. Направление — прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения. Выполняет защитную функцию. Ее объектом являются экономически незащищенные слои населения.

3. Направление — развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры. Ее объектом являются все слои населения.

Экономическую базу социальной политики составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов в виде налогов, государство частично возвращает в виде денежных выплат по различным социальным программам.

Важным направлением социальной политики является социальная защита населения. Она осуществляется по следующим направлениям:

1. Индексация доходов населения — меры по повышению реального содержания основных доходов населения (зарплат, пенсий, стипендий) в связи с ростом цен. Она проводится двумя путями: либо путем прямых пересчетов и компенсаций, либо путем изменения минимальных размеров зарплат и минимальных размеров пенсий. Наиболее регулярно индексация проводится в отношении пенсий и реже в отношении зарплат.

2. Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам. Главный инструмент — обеспечение прожиточного минимума. Для тех категорий граждан, которые не имеют доходы в размере прожиточного минимума, устанавливается право на социальную помощь государства.

3. Регулирование с помощью государственных минимальных стандартов и нормативов. Это прежде всего минимальные расходы из бюджета на образование и здравоохранение, жилье, социальное обслуживание населения. Они находятся в совместном ведении федерального центра и регионов, для их поддержания существует система социальных трансфертов из федерального бюджета. В настоящее время основной центр тяжести в этой сфере несут региональные и местные органы власти.

4. Предоставление льгот (скидок и субсидий). Бесплатные или со скидкой лекарства для инвалидов и участников Великой отечественной войны, бесплатный или льготный проезд на транспорте для пенсионеров, скидка на детей по подоходному налогу и др.

5. Обязательное социальное страхование. Государственное социальное страхование основано на выплате страховых взносов участниками производства. Источник финансирования: взносы предприятий, застрахованных, налогообложение, госбюджет. Критерий: размер страховых взносов, трудовой стаж, участие в производстве.

6. Социальное обеспечение и социальная помощь. Оно направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, потерявших кормильца детей. Это содержание осуществляется из двух источников: бюджета и фондов социального страхования. За счет бюджета обеспечиваются категории нетрудоспособных, не застрахованных в обязательном порядке (престарелые, не имеющие трудового стажа, дети, военнослужащие, чернобыльцы). За счет страховых средств выплачиваются трудовые пенсии и пособия застрахованным. В систему социального обеспечения за счет бюджета входит и социальное обслуживание пожилых, инвалидов (дома престарелых и инвалидов, протезирование, бесплатные лекарства).

Социальная помощь не носит постоянного характера и не распространяется на всех нуждающихся. Социальная помощь оказывается в кризисной ситуации: безнадзорность, малообеспеченность, недееспособность, отсутствие постоянного места жительства, конфликты в семье, одиночество и потребность в постороннем уходе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...