Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Особенности развития русской лит-ры 1840-1860




Оглавление

1. Особенности развития русской лит-ры 1840-1860. 2

2. Изображение русского национального ха-ра в творчестве Лескова. 5

3. Целостная картина рус. жизни в " З. о. " Тург. 6

4. Пробл. историч. судеб и роли дворянской интеллигенции в " Рудине". 7

5. Концепция любви в повестях и романах Тургенева «Фауст», «Ася», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Вешние воды». 9

6. Роман Тург. " Отцы и дети" Проблематика и идейная напр. Базаров в образной системе романа. 11

7. Изобр. женского ха-ра в романах Тург. 12

8. " Сти-я в прозе" Тург. Осн. идейные мотивы. 14

9. Роман Гончарова " Обыкновенная история" Общественная актуальность проблематики. Решение темы «утраченных иллюзий». 15

10. Роман Гончарова " Обломов". Социально-нравственное содержание образа Обломова. 16

11. Драма А. Н. Островского «Гроза». Добролюбов и Писарев о драме. 18

12. Творчество Островского 70-80-х годов. Социальная и нравственно-психологическая проблематика. «Бесприданница», «Волки и овцы». 19

13. Проблема искусства и характера актеров в творчестве А. Н. Островского последнего периода («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). 21

14. Особенности развития русской литературы в 70-90-ых. 22

15. Мастерство сатиры и гротеск в книге М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». 25

16. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Идейно-художественные особенности. 26

17. Идейно-художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 27

18. Типологические особенности романов Ф. М. Достоевского. Понятие о полифоническом романе. 28

19. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. История создания романа. Его проблематика. 29

20. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Петербург Достоевского. Традиции и новаторство в раскрытии темы «маленького человека». 30

21. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Теория Раскольникова в системе авторских опровержений. 31

22. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников в системе образов-персонажей. 33

23. Проблема молодого поколения в романах Достоевского. 35

24. Роман Достоевского «Идиот». Идейно-художественное своеобразие. 39

25. «Братья Карамазовы» Достоевского. Острота поставленных проблем в романе. 42

26. Духовные искания Андрея Болконского в романе-эпопее Толстого «Война и мир». 46

27. Поиски смысла жизни Пьером Безуховым в «Войне и мире». 49

28. Женские образы в «Войне и мире». 52

29. Сущность образа и трагедии Анны Карениной в одноименном романе Толстого. 56

30. Отражение социальных и философских исканий Толстого в образе Константина Левина в романе «Анна Каренина». 59

31. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Позиция рассказчика и способы ее выражения. 60

32. Роман «Воскресенье». Проблемы, образы. Отражение идейных исканий Л. Н. Толстого. 62

33. «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп». Своеобразие драматургии Л. Н. Толстого 80-90-х гг. 19 в. 65

34. Творчество А. П. Чехова в 80-е годы 19в. Изображение в ранних рассказах острой юмористической условности с реальным повседневным бытом. («Хамелеон», «Хирургия», «Двое в одном», «Смерть чиновника»). 68

35. Тема гибели человеческой души в рассказах А. П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). 73

36. Переоценка личной и общественной жизни в рассказах А. П. Чехова 90-х («Горе», «Скрипка Ротшильда», «Дуэль», «Скучная история», «Попрыгунья»). 75

37. Тема искусства и красоты в пьесе Чехова «Чайка». 80

38. «Вишневый сад». Основная тема пьесы, особенность ее конфликта, символистический смысл названия. Отношение автора к своим героям. 84

39. Пьеса Чехова «Три сестры». Ее жанровое своеобразие, конфликт, герои. 86

40. Чехов о судьбах русской интеллигенции в пьесах «Иванов», «Дядя Ваня». 90

41. Очерковые циклы Г. Успенского 70-80-х. Идейно-художественное своеобразие. 95

42. Новое качество критического реализма в творчестве В. Г. Короленко. Анализ одной из повестей («В дурном обществе», «Сон Макара», «Слепой музыкант») или одного из рассказов («Река играет», «Огоньки» и др. ). 98

 


1. Особенности развития русской лит-ры 1840-1860

Своеобразие общественно – литературного движения заключалось в положении крестьян, крепостном праве. Интеллигенция сочувственно относилась к проблемам народа, хотя в ее среде были разные мнения. Оппозиционные настроения связаны с именами Белинского, Герцена. Конец 40-х годов знаменуется усилением революционного движения в е. с. и оппозиционных настроений в России. Салонно – кружковые формы общения интеллигенции были очень популярны. На базе салонов возникали и политические кружки – организации.

В середине 19 века выделяется два периода:

- 1840 – 1855 – расцвет гоголевской школы, прозаических жанров. Формирование реализма.

- 1855 – 1860 – господство реалистических принципов изображения действительности.

Славянофильство возникает в 1838-1839 годах. В России одной из предпосылок являлась нерешенность крестьянского вопроса. Антикрепостнические идеи и настроения славянофилов ставили их в прямое отношение к идее русской народности. К этому лагерю относятся А. С Хомяков, Иван и Петр Киреевские, Константин и Иван Аксаковы, Ю. Самарин.

Термин славянофилы ввел Белинский (противник славянофилов). Сами они называли себя туземцами. Своего постоянного издания славянофилы не имели. Печатались в «Москвитянине», позже в «Русской беседе».

Славянофилы противопоставляли Восток Западу, Москву Петербургу, «петербургскую» литературу «московской». Предметом их обсуждений была жизнь народа. Полагали, что возрождение подлинной народности в России может быть достигнуто только лишь в результате «подчинения» европейской цивилизации. Относились негативно к реформам Петра Первого. Идеализировали крестьянскую общину с ее жизнь, православие, монархизм. Выступили за отмену крепостного права. Будучи утопическими, социально – философский и литературный романтизм славянофилов противостоял сухому формализму официальной народности.

Западники. Главный - В. Г. Белинский. Вокруг него группировались Тургенев, Панаев, Анненков, Некрасов. Западничество не являлось идеологически цельным и организационно оформленным, хотя в Петербурге в распоряжении Белинского и его единомышленников был журнал «Отечественные записки», «Современник».

В критических статьях Белинского 40-х годов и в трудах, примыкающих к нему писателей, формировалась эстетика натуральной школы. Отцом ее следует считать Гоголя. Реалистические литературные традиции, заложенные Гоголем, явно развивались в рус. лит-ре, что особенно заметно в содержании периодических изданий и сборников 40-х годов. Принципы натуральной школы первоначально были выдвинуты Белинским в статье «О русской повести и повести Гоголя», в которой он отдает предпочтении « реальной поэзии», в противовес поэзии идеальной. Важнейшим принципом натуральной школы было изображение жизни в индивидуальных и типических ха-ах, в которых соблюдалась социальная и психологическая верность.

Сороковые годы 19-го века открывают собой новую эру в литературе. Творчество писателей всё более сосредоточивается на идейной стороне произведений и на глубокой внутренней психической работе, связанной с поиском основ мировоззрения, которое могло бы удовлетворить жажду истины и возвышенных идеалов. Это движение было подготовлено многими важными явлениями в исторической жизни России. Зарождение его относится ещё к царствованию Екатерины (Новиков, Радищев), затем продолжается в период 20-30-х годов, захватывая всё большую область духовных интересов.

Западноевропейская литература всё более обогащала пробуждающуюся мысль целыми откровениями и раскрывала широкие горизонты. Таковы были общие причины, обусловившие расцвет литературы в сороковые годы. Непосредственное влияние на характер этого периода оказало то идейное движение, которое проявилось в половине 30-х годов в московских кружках молодых идеалистов. Им обязаны своим первым развитием многие из самых крупных светил сороковых годов. В этих кружках зародились основные идеи, положившие начало целым направлениям русской мысли.

Когда в литературных кружках проявилось сильное идейное противопоставление, то, наконец, определились два ярких литературных направления: западническое, петербургское (Белинский, Герцен), ставившее во главу основы западноевропейскогоразвития, как выражение общечеловеческих идеалов, и славянофильское, московское (братья Киреевские, Аксаковы и Хомяков), старавшиеся выяснить особые пути исторического развития.

Тем не менее, это не мешало обоим направлениям сходиться на некоторых основных, общих и обязательных положениях, которые оказывали самое благотворное влияние на рост общественного самосознания. Это общее - идеализм, бескорыстнейшее служение идее, преданность народным интересам в самом широком смысле этого слова, как бы различно не понимались пути к достижению возможных идеалов.
Из всех деятелей 40-х годов лучше всех выразил общее настроение – Герцен. Не пускаясь в область фантастических построений, которым часто предавались славянофилы, Герцен признал многие реальные демократические основы в русской жизни. Он глубоко верил в дальнейшее развитие русской общины и в то же время анализировал тёмные стороны западноевропейской культуры, которые совершенно игнорировали чистые западники. Т. о., в 40-е годы лит-ра впервые выдвигает ясно выраженные направления общественной мысли. Она стремится стать влиятельной общественной силой. Оба враждующие направления, и западническое, и славянофильское, с одинаковой категоричностью ставят для литературы задачи гражданского служения.

Но не только в выработке общих теоретических положений заключалась характерная сторона сороковых годов, а и в той психической работе, в том душевном процессе, которое переживало большинство лучших людей 40-х годов и который яркой нитью отразился на большинстве художественных произведений того времени. Главные роли в этом душевном процессе играли осознание ужасов крепостного права, и душевная раздвоенность: с одной стороны - возвышенные мечты и идеалы, с другой - полное сознание бессилия в борьбе даже с обыкновенными житейскими неудачами. В этой душевной раздвоенности - ключ к пониманию почти всех выдающихся произведений в период 40-60-х гг.
Сознание социальных язв привело к глубокому сочувствию к порабощённому веками народу, к реабилитации его человеческой личности, а вместе с тем и всех " униженных и оскорблённых", и нашло воплощение в лучших созданиях, посвящённых народной жизни: " Записках охотника" Тургенева, в первых песнях Некрасова, в первых рассказах Толстого, в " маленьких людях" и в " тёмном царстве" Островского, в " Губернских очерках" Щедрина.
К заслугам писателей 40-х годов можно отнести и их гуманное отношение к женщине, навеянное пушкинской Татьяной и романами Жорж-Санд. Оно нашло своё самое поэтическое выражение и в блестящих страницах критики Белинского, и в художественных созданиях сначала Герцена, а затем в героинях повестей Тургенева, вызвавшего целый ряд подражателей в 60-х годах и создавшего целую школу женщин-писательниц (Марко-Вовчок, Смирнова).

Как ни могуч был идеалистический порыв, создавший школу 40-х годов, внёсшую столько драгоценного в русскую литературу, однако он не в силах был в своё время создать влиятельной и активной прессы. Даже те журналы, в которых помещались произведения лучших писателей 40-х годов, не стояли в уровень с ними и были ещё случайными сборниками статей, часто противоречивших одна другой. " Отечественные записки" имели большое влияние и распространение, благодаря лишь участию в них Герцена и Белинского, и тотчас потеряли своё значение, когда они их оставили. Славянофилы долго не могли основать свой орган, подвергаясь частым административным гонениям. А с 1847 года над русской литературой начала собираться неожиданная гроза: Белинский умер; Герцен, Бакунин, Огарёв выехали за границу; Гоголь умирал; Плещеев и Достоевский были потеряны надолго для русской литературы; Салтыков был выслан в Вятку; умер и молодой критик-реалист Валериан Майков, сменивший было Белинского в " Отечественных Записках". Замолчали теоретики-идеалисты и западнического, и славянофильского лагеря. Наступили тяжёлые для русской литературы " пятидесятые годы" (1848-1855).

Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе. В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Революционно-демократический лагерь в литературе был в России более мощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейской стране.

Рассказы, написанные Герценом в 50-60-е годы, построены уже на западноевропейской тематике. Лучший из них «Доктор, умирающий и мертвые» основан на противопоставлении героических революционеров 1789 г. либералам 1848 г., предавшим дело революции. Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных мемуарах «Былое и думы» (50-60-е годы). В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен - блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на развитие русской публицистики.

Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович Чернышевский.

Эстетические взгляды Чернышевского носят материалистический характер и связаны с философией Фейербаха. Однако Чернышевский сделал решительный шаг вперед по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. Он уже понимал революционную роль диалектики. Основным эстетическим произведением Чернышевского является его диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности», в которой он полемизирует с идеалистической эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую точку зрения, Чернышевский доказывал, что прекрасное есть жизнь. Задача искусства состоит, поэтому и в том, чтобы изображать жизнь, и в том, чтобы произнести приговор ее отрицательным явлениям. Чернышевский связывает искусство с борьбой против реакционной действительности, видит главную его цель в служении идее революционного преобразования общества.

Третий выдающийся критик той эпохи - Дмитрий Иванович Писарев по своему общему уровню стоял значительно ниже Добролюбова и Чернышевского. Его критические статьи появились в основном после 1863 г., когда общественный подъем конца 50-начала 60-х годов был уже позади. Последователь вульгарно-материалистической философии Бюхнера и Молешотта, Писарев все надежды возлагал на развитие научных знаний, которые должны были, по его мнению, способствовать общественному прогрессу. Писарев считал, что художественная литература является праздной безделкой, отвлекающей людей от основной задачи - пропаганды научных взглядов. Он отрицал, например, высокую оценку, данную Белинским поэзии Пушкина.

Редактор «Современника» и «Отечественных записок» Николай Алексеевич Некрасов был другом и единомышленником Белинского и Чернышевского. В борьбе, которую революционные демократы вели против либерального лагеря, Некрасов держал сторону демократов, хотя и не всегда последовательно. В лице Некрасова русская литература выдвинула революционно-демократического поэта огромной идейной глубины и художественной зрелости. Гражданская тенденция его поэзии выступает у него не в виде отвлеченной декларации, она целиком вытекает из реалистического отражения жизни.

Салтыков-Щедрин. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. Щедрин безжалостен ко всем либеральным попыткам подчистить и подправить старый крепостнический порядок, «обличить» его второстепенные пороки, чтобы спасти основное. Насмешка над либеральными фразерами, легко уступающими свои позиции и пресмыкающимися перед крепостниками, составляет одну из постоянных тем Щедрина. Вместе с тем Щедрин, неподкупный и стойкий защитник народа, был чужд сентиментальному приукрашиванию и идеализации «мужичка». Наоборот, с горечью, гневом и беспощадной иронией говорит он о раболепии, темноте и невежестве, которые помогают угнетателям народа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...