Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.1. Общая характеристика педагогической профессии




Педагогика

Методические указания

По изучению дисциплины для студентов - заочников

Специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Печатается по решению методического совета

 

 

Составитель: Деветьярова О.Н.

 

 

Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины для студентов-заочников специальности 44.02.01 Дошкольное образование. – Слободской, 2015. – 48 с.

 

 

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Педагогика» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование для студентов заочного отделения

 

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….  
Тематический план …………………………………………………………………….  
Раздел 1. Общие основы педагогики…………………………………………………  
Раздел 2. Дидактика (теория обучения и образования)……………………………..  
Раздел 3. Теория воспитания………………………………………………………….  
Раздел 4. Основы коррекционной и специальной педагогики………………………  
Тематика домашних контрольных работ …………………………………………….  
Вопросы к экзамену по курсу дисциплины ………………………………………….  
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине………………………………..  
Список литературы по курсу дисциплины …………………………………………….  

 

Введение

 

Учебная дисциплина Педагогика является важнейшей частью системы подготовки воспитателя детей дошкольного возраста. Данные методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование, согласно которому дисциплина «Педагогика» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и изучается как базовая дисциплина.

Данный курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку студентов, которая должна стать основой их будущей педагогической деятельности.

Преподавание дисциплины осуществляется с учетом преемственности теории и практики и производится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями. Изучение курса педагогики опирается на практику работы с детьми в дошкольных образовательных организациях.

Целью курса является формирование основ педагогического мышления, осознание значимости будущей профессии, самоценности детского возраста как фундамента формирования личности, овладение и освоение профессиональным языком, способностью к грамотному осуществлению практической деятельности.

Педагоги должны научиться принимать наиболее эффективные и педагогически целесообразные решения, соответствующие возрастным закономерностям, принципам развития, воспитания и обучения детей.

Дисциплина «Педагогика» изучается в течение первого и второго года обучения. В соответствии с учебным планом заочной формы обучения на аудиторные занятия отводится 20 учебных часов, а на внеаудиторную самостоятельную работу студентов отводится 194 часа.

Данные методические указания предназначены в помощь студентам-заочникам для самостоятельного изучения данного курса. Каждый раздел имеет теоретический материал, который поможет в самостоятельном изучении.

По дисциплине «Педагогика» по окончании обучения основной формой контроля является экзамен. В данных методических указаниях предлагается перечень вопросов к экзамену. В целях формирования навыков учебно-исследовательской деятельности организуется курсовое проектирование студентов. В указаниях предлагаются примерные темы курсовых работ. Студенты, обучающиеся по заочной форме, выполняют домашнюю контрольную работу. Тематика домашних контрольных работ с подробными инструкциями по каждой теме предложены в данных методических указаниях.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;

принципы обучения и воспитания;

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

средства контроля и оценки качества образования;

психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

основы оценочной деятельности педагога.

Тематический план

Наименование разделов и тем Максим. учебная нагрузка студента (час) Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоя-тельная работа студента
всего теор. занят. практ. занят.
Раздел 1. Общие основы педагогики       -    
Тема 1.1.Общая характеристика педагогической профессии       -    
Тема 1.2.Педагогика как наука и практика       -    
Тема 1.3.Воспитание и развитие       -    
Тема 1.4.Характеристика методов педагогического исследования       -    
Тема 1.5.Целостный педагогический процесс       -    
Раздел 2. Дидактика (теория обучения и образования)       -    
Тема 2.1.Сущность процесса обучения       -    
Тема 2.2.Содержание образования       -    
Тема 2.3.Формы, методы и средства обучения       -    
Тема 2.4.Основы развивающего обучения       -    
Тема 2.5.Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения       -    
Раздел 3. Теория воспитания       -    
Тема 3.1.Сущность процесса воспитания       -  
Тема 3.2.Формы, методы и средства воспитания       -  
Тема 3.3. Воспитание личности в коллективе       -  
Тема 3.4.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей       -  
Тема 3.5.Средства контроля и оценки качества образования       -  
Раздел 4. Основы коррекционной и специальной педагогики          
Тема 4.1. Понятие нормы и отклонения       -  
Тема 4.2.Особенности работы с детьми с девиантным поведением          
Тема 4.3.Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями          
Тема 4.4.Особенности работы с одаренными детьми       -  
ИТОГО:          
               

Раздел 1. Общие основы педагогики

Тема 1.1. Общая характеристика педагогической профессии

План

1. Возникновение и развитие педагогической профессии.

2. Профессионально-личностные качества и способности педагога.

3. Роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога - профессионала.

4. Характеристика педагогической деятельности.

Методические указания по изучению темы

Педагог – (детоводитель) лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личнос­ти другого человека. В древности педагогов называли по-разному: в Древней Греции педономы, педотрибы, дидаскалы;в Древнем Египте – жрецы; в Древнем Риме государственные чиновники, путешественники; в Древнем Китае мудрецы; в Древней Руси мастера грамоты.

Слово «учитель» появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения. Великими педагогами всех времен называют Конфуция, Я.А. Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского. «Должность учителя настолько превосходна, как никакая другая под солнцем» Я.А. Коменский.

Объективными основаниями возникновения педагогической профессии являются совершенствование первобытным человеком орудий труда, необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков подрастающему поколению. Возникновение и накопление эмпирических средств воспитания и обучения. Домашне-семейные формы воспитания. Инициация.

Своеобразие педагогической профессии заключается в том, что содержанием работы педагога являются взаимоотношения с людьми, предметом - другой человек, для выполнения профессиональных функций педагог должен владеть специальными знаниями, умениями и навыками. А также педагогическую профессию отличает гуманистический, коллективный и творческий характер деятельности. «Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена» А.С. Пушкин.

Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Основания классификаций педагогических специальностей: различные предметные области знаний, возрастные периоды развития личности, особенности развития человека, направления воспитательной работы.

 

Профессиональные качества педагога - качества, приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. К профессиональным качествам педагога относятся любовь к детям, педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, культура профессионального общения, педагогическая рефлексия и другие.

Личностные качества педагога - качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. К личностным качествам педагога относятся гуманизм (человечность), выдержка и самообладание, душевная чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора и другие. «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» К.Д. Ушинский.

Педагогические способности склонности к работе с детьми, выражающиеся в любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Среди педагогических способностей выделяют организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные, суггестивные (внушения), исследовательские, научно-познавательные (гностические, академические). Пути развития способностей: обучение в педагогическом учебном заведении, накопление педагогического опыта, чтение педагогической литературы, самовоспитание.

Профессиограмма - совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу, отражающие инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности педагога. Профессиограмма педагога включает личностные качества, профессиональные качества, специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Профессиональное самовоспитание - сознательная работа по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. Движущая сила самовоспитания педагога - потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Источники самовоспитания педагога: педагогический коллектив, стиль руководства школой, фактор свободного времени. Этапы самовоспитания: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие.

Профессиональное самообразование - систематическая познавательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в знаниях, на совершенствование профессионального мастерства. Пути профессионального самообразования педагога: разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы детского сада; участие в методических конференциях, в разработке программ, концепций; использование в работе новых педагогических технологий, в том числе информационных. Для этого необходимо владеть компьютерной грамотностью. Изучать опыт передовых педагогов через чтение педагогической литературы, газет, журналов, посещение уроков учителей. Постоянное накопление своего педагогического опыта в форме портфолио – методической копилки разработок, планов, интересных идей и т.д.

Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Различают профессиональную педагогическую деятельность и непрофессиональную педагогическую деятельность. Виды педагогической деятельности: преподавание, вocпитательная работа, методическая работа. Общая цель педагогической деятельности - гармонично развитая личность. Частные цели педагогической деятельности - формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Структура педaгoгической деятельности включает конструктивный компонент, организаторский компонент, коммуникативный компонент.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что представляет собой профессия педагога?
  2. Объясните причины возникновения профессии педагога?
  3. Когда возникла профессия воспитателя детей дошкольного возраста?
  4. Видите ли вы связь между понятиями «идеальный педагог» и «профессиограмма» педагога»? Докажите свою точку зрения.
  5. Кто из педагогов прошлого считал, что роль педагога в воспитании незаметна?
  6. Чьи это слова: «Должность учителя настолько превосходна, как никакая другая под солнцем»?
  7. Кто из ученых прошлого считал, что от каждого педагога–практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял свой долг
  8. По мнению, какого известного педагога, каждый ребенок может стать хорошим человеком?
  9. Педагогическая деятельность, какого российского педагога является личным примером?
  10. Кто из ученых доказал, педагог-профессионал должен владеть знаниями педагогики и психологии?
  11. Охарактеризуйте структуру педагогической деятельности как основы педагогического мастерства.
  12. Докажите, что педагогическая деятельность может быть профессиональной и непрофессиональной.
  13. Раскройте особенности профессионально-личностных качеств воспитателя.
  14. Какие педагогические способности необходимы педагогу?
  15. Какую роль играют профессионально-личностные качества и способности в осуществлении педагогической деятельности?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...