Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этап: Формирование умений и навыков




Задание 1.

Решите педагогические задачи:

  • Несколько учеников не подготовились к уроку. Педагог, желая наказать провинившихся, увеличил объем домашнего задания для всего класса. Как можно расценить данное поведение педагога? Как оно может повлиять на поведение детей? Ваш вариант выхода из данной ситуации.
  • Второклассники по дороге из школы поймали в подворотне кошку и стали ее мучить. Как бы вы поступили на месте педагога, если бы увидели такую картину? К каким выводам должен придти педагог, наблюдая такое поведение детей? Постройте план педагогического воздействия на этих детей.
  • Педагог на перемене стал свидетелем драки между несколькими подростками. При выяснении причин драки обнаружилось, что ссора возникла из-за одной девочки. Как вы поступите на месте педагога? Как вы оцените поведение подростков в данной ситуации? Составьте план профилактических мероприятий педагога в данном классе по предупреждению и распространению агрессивного поведения среди подростков на один учебный год.

Задание 2.

Познакомьтесь с программой курса «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников» и ответьте на вопросы:

1) Каково значение данного курса для предупреждения агрессивности у детей?

2) Какие особенности дошкольного возраста учитываются пр организации работы по профилактике и коррекции агрессивности?

3) Какова структура программы?

4) В чем заключаются особенности проведения занятий по данной программе?

5) Какие трудности возможны в проведении данных занятий?

6) Выскажите свое мнение о данной программе.

Программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения

У старших дошкольников»

Общие положения

Данный вариант программы разработан для детей от 5 до 10 лет с нарушениями поведения. Однако опыт проведения тренинга показывает, что он может успешно применяться и для дошкольников и младших школьников без нарушений в поведении, в качестве профилактического мероприятия.

Программа рассчитана на 40 академических часов. Вместе с тем практика убеждает в необходимости осуществления такой работы постоянно, систематически, с обязательной дополнительной реализацией методов индивидуальной психокоррекции.

Цель программы состоит в формировании устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

Для реализации целей были поставлены следующие задачи: Снизить агрессивность и тревожность у детей в период адаптации к школе и в процессе учебной деятельности. Гармонизировать уровни базальной эмоциональной регуляции:

  • обучить способам регуляции эмоциональных состояний;
  • развить навыки повышения работоспособности;
  • обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей.

Обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

Развить у детей в процессе коммуникативной деятельности высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

Формировать умения и навыки произвольных движений на основе развития психомоторики.

Решение основных задач достигалось направленным воздействием на основные сферы личности: - эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоения приемов эмоциональной саморегуляции), когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения), поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения), двигательную (за счет развития навыков психомоторики).

Средствами реализации этих задач являлись следующие методы (процедуры):

  • игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;
  • ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • психогимнастика (имитационные игры);
  • свободное и тематическое рисование;
  • метафорические этюды-релаксации;
  • беседа, обсуждение рассказов, игр и т.п.;
  • танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации), упражнения на развитие мелкой моторики руки с одновременным развитием артикуляционной моторики, физкультминутки, подвижные игры.

Психотерапевтические приемы направлены на коррекцию негативных индивидуально-психологических особенностей дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения (агрессивности, тревожности, конфликтности, чувства неполноценности, неадекватной самооценки), на обучение детей социально адаптивным (конструктивным) формам поведения и адекватным способам эмоционального отреагирования отрицательных переживаний, уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода их фрустрирующих ситуаций.

Учитывая особенности произвольного внимания данного контингента детей, мы стремились обеспечивать смену активных и пассивных видов деятельности: обсуждения-беседы сменялись ритмико-телесными упражнениями, этюды-драматизации – рисованием и т.д.

Исходя из специфичности эмоционального реагирования детей с нарушениями поведения, мы стремились к тому, чтобы во время работы в группе царила атмосфера доброжелательности, взаимного уважения и понимания, и участники тренинга не опасались принудительных мер или санкций со стороны ведущего.

Перед началом занятий необходимо ознакомить детей с некоторыми общепринятыми правилами поведения в тренинговых группах:

1. Участие в тренинговых упражнениях является добровольным.

2. Говорить нужно кратко, конкретно и только о том, что сам чувствуешь.

3. Слушать друг друга внимательно, не перебивая. Уважать мнения других.

4. Критиковать конкретный поступок, а не человека вообще. Критика должна быть в доброжелательной форме. Никто не должен пострадать физически.

Структура занятий коррекционно-развивающей программы примерно одинакова и включает в себя:

I. Разминку.

II. Основную часть. На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на:

· проработку травмирующих ситуаций,

· выработку социально приемлемых способов выражения болезненных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях, реконструирование негативных поведенческих паттернов и формирование конструктивных форм поведения,

· проигрывание негативных переживаний, формирование адекватных способов эмоционального реагирования.

Сюда же включались подвижные игры, игры-драматизации, игры на развитие умений к кооперации и сотрудничеству с другими, упражнения на релаксацию, что в целом обеспечивало гармонизацию уровней эмоциональной регуляции и снижение уровня агрессивных проявлений.

III. Заключительную часть.

Каждое занятие рассчитано на 45 минут, так как большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы. Периодичность встреч – два раза в неделю. Меньшее число занятий снижает их эффективность (негативно сказывается временной перерыв, отделяющий одно занятие от другого).

Структура программы: программа состоит из 20 занятий (каждое занятие рассчитано на полтора-два часа). Все занятия, как уже, отмечалось ранее, имеют примерно одинаковую структуру, но различаются между собой в основной части. Т.е. если в одном занятии были танцы, то в следующем рисование или релаксация и т.д. Почти на каждом занятии дети учили новое правило или новый прием эмоциональной регуляции. Таким образом, от первого к двадцатому занятию дети обучались:

  • сдерживанию негативных эмоций, социально приемлемому выходу их конфликтных ситуаций, саморегуляции, отыгрыванию страхов;
  • развитию мелкой моторики руки, координации и выразительности движений, внимания, наблюдательности, воображения, скорости реакций;
  • навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии.

Урок 1





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.