Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17. Идейно-художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.




17. Идейно-художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

«Сказки» Салтыков-Щедрин писал в основном с 1883 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Аксаков заметил, что салтыковская сказка так оригинальна, так не похожа на сказки литературные и народные, элементы традиции в ней так переработаны, что теряет остроту вопрос, откуда именно позаимствовал Салтыков те или иные элементы художественной прозы для своих сказок. Салтыковская сказка возникала по типу фольклорных сказов, которые способствовали ее формированию. К зоологизмам Щедрин прибегает еще в начале своего творчества и разрабатывает их почти во всех произведениях. В сказках это становится одним из важнейших приемов характеристики социальных типов.

Эквивалент помещика намечен в образе зверя («Дикий помещик»). Он одичал, весь оброс волосами. Ходил же все больше на четвереньках. Но хвоста еще не приобрел. «Медведь на воеводстве» — сатира на административные принципы самодержавия. Царские сановники преобразованы в сказочных медведей, свирепствующих в лесных трущобах.

Сказка «Карась-идеалист» продолжает трагический мотив народного правдоискательства, надежд на умиротворение хищников. Сами задачи сатирической типизации диктовали внесение зоологических типов в человеческие образы. Сказки — форма, наиболее доступная массам, и в них писатель как бы создавал своеобразную малую сатирическую энциклопедию для народа. Жизнь России запечатлена в них во множестве картин. Салтыков воспроизводит всю социальную анатомию общества, касается всех классов и группировок, затрагивает все общественные проблемы, изображает все взгляды на них — от реакционных до социалистических. Общий смысл цикла — показ невозможности разрешения всех противоречий без активной борьбы.

В сказке «Медведь на воеводстве» Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего миллионами голосов, из которых один — агонизирующий вопль, другие — победный клик. Эти слова можно было бы поставить эпиграфом ко всему циклу.

В идейном смысле можно выделить четыре основные темы: сатира на правительство, обличение обывателей, изображение народных масс и пропагандирование социального идеала. Все темы существуют в тесной связи друг с другом. К первой теме можно отнести сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь». Психология запуганного среднего человека отразилась в образах «премудрого пискаря», «самоотверженного зайца», «вяленой воблы». Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки «Премудрый пискарь», пожизненно замуровавшегося в темную нору, сатирик вызывает презрение к тем, кто уходит от активной общественной борьбы в круг своих мелких интересов. В сказке «Самоотверженный заяц» изображена покорность и надежда на милосердие хищников. Повиновение пересиливает инстинкт самосохранения. А здравомыслящий заяц — это приспособление к режиму насилия.

Салтыков пытается искать истоки освобождения от этих пороков в народе, но сомневается в возможности народа осознать себя как общественную силу и подняться на борьбу. В этом идейный смысл «Сказок». Салтыкову-Щедрину приходилось постоянно совершенствовать свою иносказательную манеру, дабы сделать ее доступной читателю. Источник художественного богатства «Сказок» — народное искусство. Слова и образы взяты из народных сказок и легенд, из пословиц и поговорок. В «Сказках» высокой степени достигает ирония писателя: сатирик восхищается здравомыслящим зайцем, который «так здраво рассуждал, что и ослу впору», возмущался мужиком, который «самым нахальным образом уклонялся от работы». «Сказки» Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.

 

18. Типологические особенности романов Ф. М. Достоевского. Понятие о полифоническом романе.

Достоевский Фёдор Михайлович(1821—1881) — прозаик, публицист.

Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в Москве. Отец писателя был врачом в больнице для бедных, а мать происходила из купеческого рода. Первоначальное образование Достоевский получил в частных московских пансионах. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое и закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Первым художественным произведением Достоевского был роман «Бедные люди» (1845). Роман отличался гуманными настроениями и этим произвел сильное впечатление на читателя. Затем последовали повести и рассказы «Двойник», «Господин Прохарчин» (1846), «Хозяйка» (1847), «Белые ночи», «Неточка Незванова» (1849). Время 1848 г. — период революционного подъема во всей Европе. Достоевский становится участником кружка петрашевцев. Участников кружка арестовали и заточили в Петропавловскую крепость, судили военным судом и приговорили к смертной казни, но, к счастью, приговор был смягчен, и Достоевского сослали на каторгу в Сибирь. В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели»(1859). В конце 1859 года писатель вернулся в Петербург.

В 1861 году появился первый роман Достоевского, написанный после каторги, — «Униженные и оскорбленные». Автор сочувствует «маленьким людям», которых оскорбляют сильные мира сего. Огромное общественное значение приобрели «Записки из Мертвого дома» (1861-1862), которые были задуманы и начаты еще на каторге.

В 1864 году были опубликованы «Записки из подполья». В 1866 году был напечатан роман Достоевского «Преступление и наказание» — один из наиболее значительных и совершенных романов писателя. В 1868 году вышел роман Достоевского «Идиот», в котором писатель пытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников. Другие широко известные романы писателя — «Бесы» (1871) и «Подросток» (1879). Последним произведением, подводящим итог творческому пути Достоевского, был роман «Братья Карамазовы», опубликованный в 1879-1880 гг.

Перед Достоевским всегда стояла проблема преодоления гордости как главного источника разобщения людей. Эту тему он пытается решить в каждом романе. «Братья Карамазовы» — не исключение.

Роман полифонический — жанровая форма, выражающая полифоническое художественное мышление, созданная Достоевским. Понятие позволяет охарактеризовать роман Достоевского как «существенно новый романный жанр», неповторимо оригинальную и новаторскую форму. 1) Роману полифоническому присущи «многопланность и многоголосость», в его рамках происходит «взаимодействие нескольких неслиянных сознаний». Так как доминантой в построении образов героев в романе полифоническом выступает владеющая ими идея, то эта «новая форма художественного видения» предполагает «множественность одинаково авторитетных идеологических позиций» (Бахтин М. М. ). Всю структуру полифонического романа пронизывают диалогические отношения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...