Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Передача журнала Некрасову. Журнал Салтыкова-Щедрина. 34. Философическое письмо Чаадаева.




Передача журнала Некрасову

28 мая 1866 года личным распоряжением императора Александра  II был закрыт некрасовский журнал «Современник». Некрасов остался без собственного издания и стал искать возможность продолжения журнальной работы.

В 1868  году Краевский и Н. Некрасов, жившие в соседних квартирах на Литейном проспекте, заключают договор, в результате которого к Некрасову переходит управление «Отечественными записками» с получением 1/3 доходов от журнала.

К этому времени тираж журнала снизился до 2000 экземпляров.

По договору с Некрасовым Краевский оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем журнала с 1868  года стал Некрасов, который поставил перед собой задачу возродить журнал и вернуть ему былое влияние.

Он вновь преобразовал журнал, увеличил объём и расширил рубрикацию, которая приняла следующий вид:

Беллетристика:

1. Поэзия.

2. Проза.

3. Статьи научного содержания.

Публицистика:

1. Внутреннее обозрение.

2. Наши общественные дела.

3. Парижские письма.

4. Новые книги.

5. Литературные и журнальные заметки.

Оставив за собой общее руководство и отдел поэзии, Некрасов передал руководство отделом беллетристики Михаилу  Салтыкову-Щедрину, а отделом публицистики — Григорию  Елисееву.

Реформы Некрасова были успешными. В первый же год своего редакторства тираж журнала увеличился в 4 раза — до 8000 подписчиков. На момент смерти Некрасова в 1878 году журнал имел уже 20000 подписчиков и полностью восстановил своё влияние.

Журнал Салтыкова-Щедрина

После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский.

Литературная карьера Щедрина началась в «Отечественных Записках». В 1847 г. в журнале была опубликована его повесть «Противоречия», затем — повесть «Запутанное дело». В дальнейшем Салтыков-Щедрин публиковался в журнале регулярно, много и часто.

К участию были привлечены Г. И. Успенский, Н. А. Демерт, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, Д. И. Писарев, Н. Я. Николадзе, А. П. Щапов.

Отношения с правительством ухудшились. Том CCXIV «Отечественных записок» за май 1874 г. был уничтожен цензурой.

В апреле 1884  года журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения  Феоктистова, в недавнем прошлом — сотрудника журнала.

»

34. Философическое письмо Чаадаева.

“Философические письма” были опубликованы без согласия П. Я. Чаадаева. К 1936 году его взгляды уже претерпели значительные изменения, и вообще “Философические письма” не предназначались для широкой публики. Но в этом факте как раз и состоит значение данной публикации: благодаря ей “Философические письма” Чаадаева стали литературным документом николаевской эпохи. “Письма” были адресованы некой даме, обратившейся к Чаадаеву за разъяснениями по некоторым вопросам. .

В “Философических письмах” Чаадаев дает очерк философии истории, говоря о том, что русским следует выработать совершенно новый философский взгляд на историю, при помощи которого они смогли бы осознать свое место в мире, в историческом развитии, а также стоящие перед ними задачи. Подобные идеи казались абсолютно неприемлемыми для носителей так называемого официального патриотизма, для них уваровская философия адекватно определяла место России в мире.

История человечества, по Чаадаеву, есть история христианства, история воплощения царства Божьего на земле. Для него христианская религия - это вечная божественная энергия, воздействующая не только на индивида, но и на общество в целом.

Принцип единства, неделимости и единообразия, посредством которых религия заявила о себе, как о движущей силе истории, Чаадаев обнаружил только в католицизме. Возможно именно по этому одной из причин столь бедственного, по мнению философа, положения России является то, что она приняла крещение от презренной всеми Византии и изолировала себя от христианского сообщества. В этой изоляции Россия лишила себя не только религии, но и цивилизации. Конечно, русские - христиане, но разве абиссинцы не христиане? У России есть собственная культура, но, спрашивает Чаадаев с презрением, разве нет собственной культуры и у японцев? Вот почему идеи долга, справедливости, права и порядка хорошо приживаются на Западе, но не в России.

Особенно порицает Чаадаев восхваление России и противопоставление Востока Западу. К тому же Россия не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу. Но именно поэтому, в силу своего географического положения, Она должна была соединить в собственной цивилизации историю всего земного шара. Она Россия оказалась в состоянии лишь имитировать интеллектуальную жизнь Запада, перенимая у него готовые идеи. “Мы растем, но не вызреваем”-- пишет Чаадаев. За эту духовную изоляцию приходится расплачиваться каждому отдельному русскому, у русских нет общей традиции, и каждый в меру своих возможностей старается попасть в русло исторической эволюции.

Воздействие “Философических писем” было потрясающим. Когда их прочел Николай I, на полях он отметил, что эта бессмыслица может принадлежать только перу сумасшедшего. Вскоре не без ведома императора был издан указ о ежедневном освидетельствовании Чаадаева медиком на предмет признания его сумасшедшим. Но после того, как он подписал бумагу, по которой обязался никогда ничего не писать, полиция успокоилась, и медик перестал приходить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...