Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

27. Печать в борьбе с фашизмом в 20 – 30-е гг. XX в (+ здесь есть немного про Вторую мировую)




Фашизм — крайне реакционная идеология и практика расизма, антикоммунизма, милитаризма, авторитаризма, стремления к мировому господству в ряде стран Западной Европы после первой мировой войны. В Италии, Германии, а затем в Испании фашизм пришел к власти.

Уже в середине 30-х годов фашизм перешел к открытой агрессии. В 1935 году Муссолини захватил Абиссинию, в 1936 году генерал Франко поднял фашистский мятеж в Испании. В 1938 году Гитлер при попустительстве Англии и Франции, следовавших политике умиротворения, оккупировал Австрию, а затем Чехословакию. 1 сентября нападением на Польшу фашистская Германия начала вторую мировую войну.

Уже в 20-е годы в Италии и Германии антифашистская печать ведет борьбу против фашизма, разоблачая его сущность. В Италии с фашизмом борются социалисты под руководством Грамши, в Германии действует коммунистическая печать, главным образом газета «Роте Фане», в Испании республиканская печать выступает против мятежа Франко. Однако после прихода к власти фашистов в этих странах газеты и антифашистские листовки издаются подпольно.

В 1933 г. состоялся провокационный поджог рейхстага, в котором были обвинены коммунисты. Болгарский коммунист Георгий Димитров превратил Лейпцигский процесс — суд по ложному обвинению в поджоге рейхстага - в судилище гитлеризма. Страстные речи, произнесенные Димитровым на суде, печатались во всей мировой прессе. В 1935 г. на VII Конгрессе Коминтерна под руководством Димитрова была выработана стратегия и тактика борьбы Народных фронтов ряда стран против фашизма, в том числе с помощью печати.

Немецкие писатели Леон Фейхтвангер и Анна Зегерс, иммигрировавшие из Германии, разоблачали фашизм в своих статьях и книгах. По роману Л. Фейхтвангера в Советском Союзе был поставлен фильм «Профессор Мамлок», разоблачавший антисемитизм гитлеровцев.

В печати западных стран в 20-е годы информация о фашистской деятельности в Италии и Германии ведется достаточно сдержанно. Опасность фашистской идеологии начинают распознавать в начале 30-х годов после прихода к власти Гитлера. Публикуется информация о бесчинстве штурмовиков, антисемитских выпадах, военных приготовлениях. Однако в самих странах Запада возникают фашистские группки (в США они напралены против курса Рузвельта, в Англии фашисты представлены группой Мосли, во Франции фашистов возглаляет правый социалист Деа). В 1934 г. устраиваются фашистские собрания в Париже, в 1935 г. — в Амстердаме и т. д.

По мере осознания опасности разгула фашистской пропаганды постепенно усиливается критическая направленность западной прессы против т. н. «западной плутократии» (США, Англия, Франция). Однако в 1938 г. западная пресса и радио всячески поддерживают политику умиротворения, проводимую правительством Чемберлена, надеясь, что агрессия фашизма минует их и будет направлена на Восток.

В 1940 г. Чарли Чаплин выпускает свой знаменитый фильм Диктатор — острый памфлет на Гитлера.

После отказа Англии и Франции на предложение России заключить антигитлеровский союз, Советский Союз заключает с Германией Пакт о ненападении («Пакт Молотова-Риббентропа» ). Западная печать резко критикует этот Пакт.

В Советском Союзе перед печатью стояло несколько серьезных задач в связи с угрозой нападения фашизма:

· разоблачение человеконенавистнической сущности фашизма;

· воспитание трудового энтузиазма населения, чтобы в короткие сроки вооружить армию новейшими средствами ведения войны;

· проведение коллективизации;

· воспитание населения в духе патриотизма и готовности к отпору врагу;

· воспитание уважения и любви к Красной Армии.

Несмотря на многие издержки, ошибки, репрессии со стороны руководства страной и лично И. В. Сталина, эти задачи нашей прессой и радио были выполнены.

В печати работали замечательные мастера своего дела — Кольцов, Эренбург, Симонов и многие другие. Печать поэтизировала героику прошлого нашего народа, ратную доблесть русских воинов прошлого. По сценариям известных писателей и драматургов были сняты фильмы «Александр Невский», «Полководец Суворов», «Петр I». В периодической печати постоянно присутствовала военная тема, тема патриотизма и героизма. Популярными были военные песни («Если завтра война», «Катюша», «Три танкиста»).

Некоторое замешательство в тональность печати внес и Пакт о ненападении с Гитлеровской Германией, заключенный в 1939 г., после чего антифашистская тема в печати фактически была закрыта до самого начала войны.

В победе над врагом немалая заслуга печати и радио предвоенного периода. На Нюрнбергском процессе в 1946 г. Геринг признавал, что у них было представление о силе русского оружия, но они не знали о силе русского человека, о его стойкости и героизме. И потому война ими была проиграна.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...