Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние элементов ландшафта на организацию городской территории




Заметное влияние на планировочную структуру города оказывают также наиболее значительные по своим геометрическим параметрам элементы ландшафта. Растущий город обычно "обходит" крупные неудобные для застройки участки (поймы рек, болота, большие крутые склоны), оставляя их в городской структуре неизменными. Во многих случаях они разделяют территорию на отдельные, относительно самостоятельные, части. Очень часто такой границей служит река. Это характерно для большинства как российских, так и зарубежных городов. В результате образовались такие топонимы, как "заречье". В частности, Псков делится реками Псковой и Великой, а образовавшиеся части называются "Завеличье" (т.е. территория за рекой Великой) и "Запсковье"; в Москве употребляется такое словосочетание, как "Замоскворечье".

Менее крупные элементы ландшафта - овраги и балки, лесные массивы, сохранившиеся из-за трудностей освоения, - также дробят город, но не разделяют его на самостоятельные образования. Часто такие элементы в виде своеобразных "клиньев" соединяют центральные районы города с его окружением. В частности, в древнерусских городах долгое время сохранялись луга, пустоши и рощи, открытые берега рек и озер, крутые склоны возвышенностей и оврагов. Например, открытые береговые полосы вдоль Волги и Оки примыкали к центру Нижнего Новгорода. Небольшие сады и луга располагались на склонах кремлевского холма, обращенных к Волге, и вдоль крепостных стен. Как правило, открытые озелененные пространства тяготели к долинам малых рек: Которосли в Ярославле, Псковы в Пскове, Лыбеди во Владимире. В ряде случаев широкий пояс лугов, рощ и огородов полностью окружал центральное ядро города, как, например, в Тихвине.

На планировку города могли оказать влияние и искусственные элементы ландшафта. Так, например, в процессе реконструкции старых городов при сносе крепостных укреплений проектировались бульвары. Поскольку крепостные стены окружали город кольцом, то именно поэтому современные бульвары имеют также радиальную структуру (например, в Москве, Париже, Риге, Вене и др.). Сложился со временем и своеобразный планировочный тип бульвара, состоящего из двух частей - транзитной (как правило, это главная аллея, предназначенная для быстрого перемещения) и прогулочной (система сопутствующих аллей и площадок, предусматривающих возможность спокойного отдыха). В более позднее время в Генеральном плане Москвы 1935 г. предусматривалось создание клиновидной структуры из зеленых насаждений и водных пространств, направленной от границ города к его центру и поддерживающей сеть бульваров, садов и скверов. Основой этой структуры служили парки, являвшиеся продолжением лесопарков и лесов зеленого пояса столицы.

Отдельные открытые пространства могут существовать в городе обособленно, не соединяясь в какую-либо систему, просто в виде "вкраплений", дисперсно размещенных на его территории. Чаще всего это небольшие крутые холмы и частично сохранившиеся естественные водоемы.


8 Современные приёмы благоустройства с целью формирования эстетически полноценной и экологически безопасной городской среды.

Городские открытые пространства являются важными структурными элементами объемно-пространственной структуры города. В них сосредоточивается разнообразная деятельность населения, концентрируются ландшафтные элементы, объекты идейно-воспитательного и монументально-декоративного назначения. Высокая плотность посещения центральных открытых пространств (в дальнейшем ОП) определяет их представительный характер, обусловливает необходимость обеспечения высокого уровня благоустройства, преимущественное расположение скульптуры, малых форм архитектуры и ландшафтного дизайна.

В условиях постоянного развития административных, культурных и других функций ОП в их композицию на современном этапе могут включаться новые элементы ландшафта: изменённый микрорельеф, водные устройства, укреплённые газоны, многоуровневые цветники, декоративные, дизайнерские и архитектурные формы – всё, что представляет собой активные средства повышения эстетической выразительности открытых пространств.

В зарубежной практике можно увидеть интересные примеры решения этих задач. Ведущую роль в организации транспортных систем, подземных переходов, а особенно наземных пешеходных пространств играют, прежде всего, архитектурно-ландшафтные приёмы дизайна среды. Их компоненты являются средствами композиционно-функциональной организации городских ОП. Например, такими компонентами являются декоративное мощение, многоуровневое озеленение, элементы декоративно-монументального искусства и система освещения.


 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...