Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система озелененных территорий города




Характеризуя систему озелененных территорий города, следует обратить внимание на то, что градостроительными нормами предусмотрен определенный состав ее элементов. В первую очередь, выделяются насаждения общего пользования, включающие в себя общегородские и районные парки, сады микрорайонов, насаждения при административных и общественных учреждениях, а также объединяющие линейные пешеходные связи (бульвары, скверы и др.). Также в составе системы могут быть и различные специализированные парки: ботанические, зоологические, мемориальные, исторические, этнографические и др., но этот вид озелененных территорий встречается не в каждом городе.

Эта схема дополняется озелененными участками ограниченного пользования, как правило, расположенными около различных учреждений: детских садов, школ, больниц, вузов, домов отдыха, научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (также к ним относятся насаждения жилых микрорайонов и кварталов, застроенных многоквартирными домами), предназначенными для улучшения санитарно-гигиенических условий и организации мест для отдыха. Наконец к элементам системы озелененных территорий города относятся и насаждения специального назначения, представленные в основном водоохранными, противопожарными, мелиоративными насаждениями и санитарно-защитными зонами промышленных предприятий.

В принципе эта схема приемлема для всех городов, но специфика природно-климатических условий создает ряд отличий, которые отражаются как в структуре системы в целом, так и в соотношении площадей между ее элементами. Так, основные черты системы озелененных территорий городов с засушливым и жарким (аридным) климатом состоят в сочетании малого сада и линейно-связующих элементов, совмещающих функции пешеходного движения и кратковременного отдыха. Вообще, в городах аридного климата озелененные улицы имеют более существенное значение, чем в городах средней полосы. Очевидно, если трассы пешеходного движения хорошо проветриваются и достаточно затенены, то по ним можно пройти в несколько раз дольше, чем по открытому солнечному пространству. Поэтому понятие "пешеходная доступность" в данном случае находится в прямой зависимости от условий комфортности передвижения, которые удается создать проектировщикам на маршруте. С другой стороны, сплошная линейная структура озеленения может затруднять аэрацию пространства в городских условиях. Именно поэтому использование ее прерывистой формы (с периодическими промежутками между насаждениями) во многих случаях стимулирует образование местных конвекционных потоков и таким образом улучшает воздухообмен.

Напротив, в условиях средней полосы более характерна схема из компактных парков разной величины, причем значение городского парка возрастает соответственно его размерам. Необходимо отметить и различие нормативных показателей количества зелени, требующегося для города в разных природных условиях. По установленным нормам, при низкой лесистости пригородной зоны (менее 5%) внутригородские зеленые массивы должны быть особенно велики (не менее 35% от общей площади города). При высокой лесистости пригородной зоны (более 35%) внутригородские насаждения могут занимать 15-20% от общей площади.

Характер использования ландшафта зависит от видов проектируемого отдыха, что определяет принцип экологического аспекта зонирования парковых территорий. Он подразумевает, что проектируемая местность по своему рельефу, почвенно-климатическим условиям, составу растительности должна соответствовать характеру окружающих природных комплексов. Это позволяет подбирать ландшафт для выполнения определенных рекреационных задач. Экологический подход к зонированию парковых территорий обеспечивает возможность длительного сохранения характера ландшафтной основы с наименьшей затратой средств на уход и охрану. В частности, создание буферных зон (принимающих на себя основной поток посетителей, неблагоприятное влияние транспорта, окружающих промышленных объектов и т.д.) является крайне важной задачей не только для проектирования садов и парков в


 

11философские сады: Философия

В то время как основными элементами дизайна европейских и американских садов являются изящные цветы, деревья и газоны, иногда небольшие каменистые горки или водоемы, в китайских садах приоритеты расставлены по-другому: на первом плане здесь камни и вода, далее архитектура. Значимы и необходимы также и деревья, например, сосна и бамбук; цветы же играют лишь временную незначительную роль, а газон и вовсе отсутствует. В переводе с китайского языка слово «ландшафт» обозначает «горы и вода», а сам процесс создания сада звучит как «выкапывание водоемов и сооружение гор». Таким образом, камень и вода – это основные элементы любого китайского сада.

Камни и вода символизирует базисные составляющие Природы – инь и ян; это основа, на который держится сама жизнь. Камни обозначают тело Земли, горные хребты – вены; вода являет собой жизненный дух Земли, ее дыхание; проливающие дождь облака – течение крови в живом организме. Камни символизируют позитивные, созидательные силы Вселенной, вода же – это ее безмятежный, мыслительный потенциал.

Камень – это своеобразный скелет мира. При создании садов он используется, во-первых, в виде скульптур, а во-вторых – как собственно строительный материал. Обилие камней – это характерная черта китайских садов и предмет коллекционирования и гордости еще с давних времен. За последние тысячу лет строительство абстрактных каменистых садов стало значимым направлением искусства; китайские мастера предпочитают использовать камни с видимым налетом времени - множеством отверстий, причудливых форм, с испещренной прожилками поверхностью.

Большинство китайцев буквально благословят камни, считая их источником существования Земли. В некоторых садах камням специально выделяли лучшее место или размещали их в центре всей композиции, словно скульптуру Будды на алтаре буддийского храма. Причудливой формы камни – это, пожалуй, первое что приковывает к себе взгляд знакомящегося с культурой китайских садов.

Обычно это известняк, добытый с озерной глубины и демонстрирующий собой, как мягкая слабая вода способна с годами изменить казалось бы неподвластный ей камень. Такие камни размещают по берегам прудов, искуственных фонтанов или устанавливают в качестве доминирующей абстрактной фигуры. Гранит используется лишь как основа под деревянные колонны, при создании мостов, дорожек и площадок. Этот камень легко узнаваем по характерным прожилкам на его поверхности.

Существуют еще так называемые «камни-побеги», получившие свое название за внешнее сходство с ростками бамбука и по этой же причине часто размещаемые по соседству с ним.

Вода:ландшафт Китая, сады Китая, садовое искусствоСад наполняется восстанавливающей силы и здоровье энергией, когда найден баланс противоположностей: так, прочность камня должна компенсироваться мягкостью воды. Вода как циркулирующая система Земли превносит живительную энергию в сад и насыщает ею его посетителей. В отличие от хлорированной стерильности современных бассейнов в садах Китая всегда высоко ценилась населенная естественной растительностью, окрашенная водорослями в зеленый цвет, полная жизни вода. Вода имела еще и практическое значение – это источник жизни для рыб и некоторых растений, она помогает регулировать влажность воздуха, очищает и превносит прохладу в сад.

Особое свойство воды – отражение предметов – стало еще одним символическим, знаковым элементом, используемым в ландшафтном дизайне.

11 монастырский сад:Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии11 продолжениедомашний сад

Существует много стилей для оформления домашних садов на выбор. Некоторые из них включают английский, естественный, заповедник, в стиле коттеджа, японский и средиземный.

Естественные сады хорошо подходят людям, у которых имеется большая площадь со зрелыми деревьями, полевыми цветами, пнями и т.д. Эти сады прекрасно подходят для детей. Коттеджные или английские сады полны цветов, которые выглядят очень естественно.В таком стиле многочисленные растения располагаются с маленьким промежутком и это позволяет вырастить их вдоль дорожек сада, на бечевке, решетке или заборе. Эти сады имеют смесь цветов и ароматов.

Маленький сад внутреннего дворика прекрасен для людей, у которых ограничена площадь. Первостепенно необходимо сосредоточиться на ваших потребностях, тогда вы с уверенностью сможете выбрать именно тот стиль, который вам необходим. Вы можете решить, нужны ли вам тихое место для чтения, место для стульев и стола, место для барбекю, место на солнце или в тени, а, возможно, вы захотите украсить все это водой. Тогда вы можете создать стиль для вашего внутреннего дворика, исходя из ваших желаний. Монастырский тип садов. Планировка двориков носила регулярный характер, в основу которой была положена прямолинейность. В монастырских садах разводили плодовые деревья, виноград, овощи, цветы, лекарственные растения. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность,.созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии

Появление садов при монастырях тесно связано с положением дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало эстетичности восприятия, выработке поэтическо-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию и вызывать эмоциональный отклик. Основным принципом в создании сада было гармоническое равновесие всех его элементов. Этот принцип можно сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.

Сады при храмах создавались по принципу монохромной картины, все элементы которой соответствовали одному общему замыслу. Некоторые храмовые сады предназначались для созерцания из помещения. Часто при храмах создавались сады «паре сансуй» — так называемые сухие пейзажи, где горы и озера обозначаются строгой до аскетизма композицией из камней и песка. Такой вид сада появился в XII—XIII вв. вместе с дзэнским плоским садом, тоже небольшим по площади и иногда окруженным стеной.

Главной целью и задачей храмовых и монастырских садов было пробудить постоянно обновляющееся ощущение сопричастности человека к жизни природы, а также стремление максимально приблизиться к ее ритму. Монахи прогуливались по саду, проникаясь меланхолическим настроением, достигали полной отрешенности от повседневной жизни.


 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...