Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патхама самадживи сутта: Одинаковые в житии (I)




АН 4.55

Однажды Благословенный пребывал в стране Бхаггов в Сунсумарагире в оленьем парке рощи Бхесакалы. И тогда, утром, Благословенный оделся, взял чашу и одеяние, и отправился в дом домохозяина Накулапиты, где сел на подготовленное сиденье. И тогда домохозяин Накулапита и домохозяйка Накуламата подошли к Благословенному, поклонились ему, и сели рядом. Затем домохозяин Накулапита сказал Благословенному:

Господин, ещё с юных пор, когда молодую девушку Накуламату выдали за меня замуж, я не припоминаю, чтобы когда-либо был бы неверен к ней даже в мыслях, не говоря уж о поступке. Мы бы хотели, Господин, видеть друг друга не только в этой самой жизни, но также и в будущих жизнях.

Домохозяйка Накуламата в свою очередь сказала Благословенному: Господин, с тех пор, когда меня ещё молодой девушкой выдали замуж за молодого домохозяина Накулапиту, я не припоминаю, чтобы когда-либо была бы неверна к нему даже в мыслях, не говоря уж о поступке. Мы бы хотели, Господин, видеть друг друга не только в этой самой жизни, но также и в будущих жизнях.

Домохозяева, если и муж и жена желают видеть друг друга не только в этой самой жизни, но также и в будущих жизнях, то они должны обладать (1) одинаковой верой, (2) одинаковой нравственностью, (3) одинаковой щедростью, (4) и одинаковой мудростью. Тогда они увидят друг друга не только в этой самой жизни, но также и в будущих жизнях. [И далее он добавил]:

 

Вот муж с женою обладают верой,

Они щедры и сдержаны собою.

И оба праведную жизнь ведут,

Общаются приятными словами.

 

Многие блага обретут они,

И проживают в умиротворении.

Враги же недовольны их,

Ведь нравственность обоих безупречна.

 

И Дхамму в этой жизни соблюдая,

В принципах нравственных сравняются они.

[И после, проявившись] в мире дэвов,

Их радость, чувств услада ожидает.

 

Дутия самадживи сутта: Одинаковые в житии (II)

АН 4.56

(сутта аналогична предыдущей АН 4.55, включая строфы, но здесь Будда сразу обращается напрямую к монахам):

 

[Благословенный сказал]: Монахи, если и муж и жена желают видеть друг друга не только в этой самой жизни?

 

 

Суппаваса сутта: Суппаваса

АН 4.57

Однажды Благословенный пребывал в стране Колиев рядом с городом Колиев под названием Садджанела. И тогда, утром, Благословенный оделся, взял чашу и одеяние, и отправился в дом Суппавасы, дочери Колиев, где сел на подготовленное сиденье. Затем Суппаваса, дочь Колиев, собственноручно обслужила Благословенного различными видами превосходной пищи. И когда Благословенный закончил кушать и убрал чашу, Суппаваса села рядом. Благословенный тогда сказал ей:

Суппаваса, мирянка, которая подаёт еду, даёт получателям четыре вещи. Какие четыре? Она даёт

 

* жизнь,

* красоту,

* счастье,

* силу.

 

(1) Дав жизнь, она [и сама также] разделяет жизнь либо небесную, либо человеческую. (2) Дав красоту, она [и сама также] разделяет красоту либо небесную, либо человеческую. (3) Дав счастье, она [и сама также] разделяет счастье либо небесное, либо человеческое. (4) Дав силу, она [и сама также] разделяет силу либо небесную, либо человеческую. Суппаваса, мирянка, которая подаёт еду, даёт получателям эти четыре вещи. [И далее он добавил]:

 

Когда он пищу превосходную подарит

Чистую, вкусную, приятную во всём

Тем людям, праведный кто в поведении,

Возвышен в этом и непревзойдён

Соединяет дар этот заслуги.

Мира знаток1 похвалит сей подарок,

[И говорит, что] плод приносит он великий.

 

О щедрости такой кто памятует,

Тот радостным повсюду пребывает.

Пятно и корень скупости убрав,

Он, безупречный, отправляется на небо.

 

Локавиду. Комментарий поясняет, что речь идёт о Будде.

 

Судатта сутта: Судатта

АН 4.58

И тогда домохозяин Анатхапиндика подошёл к Благословенному, поклонился ему, и сел рядом. Благословенный сказал ему:

Домохозяин, мирянин, который подаёт еду, даёт получателям четыре вещи. Какие четыре? Он даёт

 

* жизнь,

* красоту,

* счастье,

* силу.

 

(1) Дав жизнь, он [и сам также] разделяет жизнь либо небесную, либо человеческую. (2) Дав красоту, он [и сам также] разделяет красоту либо небесную, либо человеческую. (3) Дав счастье, он [и сам также] разделяет счастье либо небесное, либо человеческое. (4) Дав силу, он [и сам также] разделяет силу либо небесную, либо человеческую. Домохозяин, мирянин, который подаёт еду, даёт получателям эти четыре вещи. [И далее он добавил]:

 

Кто уважительно и вовремя еду даёт

Обузданным, кто только подаяния ест,

Тот дарит также им ещё четыре вещи:

Жизнь, счастье, силу, красоту.

 

Тот, кто дарует жизнь и красоту,

Дарует также силу, счастье,

Тот обретает славу, длительную жизнь

В каком бы месте он ни возродился.

 

Бходжана сутта: Еда

АН 4.59

[Благословенный сказал]: Монахи, когда даритель подаёт еду, он даёт получателям четыре вещи. Какие четыре? Он даёт

* жизнь,

* красоту,

* счастье,

* силу.

(1) Дав жизнь, он [и сам также] разделяет жизнь либо небесную, либо человеческую. (2) Дав красоту, он [и сам также] разделяет красоту либо небесную, либо человеческую. (3) Дав счастье, он [и сам также] разделяет счастье либо небесное, либо человеческое. (4) Дав силу, он [и сам также] разделяет силу либо небесную, либо человеческую. Монахи, когда даритель подаёт еду, он даёт получателям эти четыре вещи.

 

 

Гихисамичи патипада сутта: Правильная практика для мирянина

АН 4.60

И тогда домохозяин Анатхапиндика отправился к Благословенному, поклонился ему, и сел рядом. Благословенный сказал ему:

Домохозяин, ученик Благородных, который обладает четырьмя качествами, практикует подобающим для мирянина образом; он практикует так, что это принесёт [ему] обретение славы и приведёт в небесный мир. Какими четырьмя?

(1) Вот, домохозяин, ученик Благородных обеспечивает Сангху монахов одеяниями. (2) Он обеспечивает Сангху монахов едой. (3) Он обеспечивает Сангху монахов жилищами. (4) Он обеспечивает Сангху монахов лекарствами и обеспечением для больных [монахов].

Домохозяин, ученик Благородных, который обладает этими четырьмя качествами, практикует подобающим для мирянина образом; он практикует так, что это принесёт [ему] обретение славы и приведёт в небесный мир. [И далее он добавил]:

 

И когда мудрый практикует так,

Как то мирянину и подобает,

Когда услужит праведным монахам

Одеждами, едой, лекарствами, жилищем:

 

То для него и день и ночь

Заслуги только возрастают.

Свершив прекрасные дела,

В небесный мир он переходит.

 

II.

Достойные поступки

Паттакамма сутта: Достойные поступки

АН 4.61

"И тогда домохозяин Анатхапиндика отправился к Благословенному, поклонился ему, и сел рядом. Благословенный сказал ему:

Домохозяин, существуют эти четыре вещи желанные, приятные, и редко обретаемые в мире. Какие четыре?

(1) Когда кто-либо думает: Пусть богатство придёт ко мне праведным способом! Такова первая вещь желанная, приятная, и редко обретаемая в мире.

(2) Праведно добыв богатство, он думает: Пусть слава придёт ко мне и к моим родственникам и наставникам!1 Такова вторая вещь желанная, приятная, и редко обретаемая в мире.

(3) Праведно добыв богатство и снискав славу для себя и для своих родственников и наставников, он думает: Пусть я буду жить долго, наслаждаться длительным жизненным сроком! Такова третья вещь желанная, приятная, и редко обретаемая в мире.

(4) Праведно добыв богатство и снискав славу для себя и для своих родственников и наставников, живя долго, наслаждаясь длительным жизненным сроком, он думает: С распадом тела, после смерти, пусть я перерожусь в благом уделе, в небесном мире! Такова четвёртая вещь желанная, приятная, и редко обретаемая в мире.

Таковы четыре вещи желанные, приятные, и редко обретаемые в мире.

 

Четыре совершенства

 

Домохозяин, есть [другие] четыре вещи, которые ведут к обретению тех четырёх вещей. Какие четыре?

 

* совершенство в вере,

* совершенство в нравственном поведении,

* совершенство в щедрости,

* совершенство в мудрости.

 

(1) И что такое, домохозяин, совершенство в вере? Вот ученик Благородных наделён верой. Он верит в просветление Татхагаты: В самом деле Благословенный арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный. Это называется совершенством в вере.

(2) И что такое совершенство в нравственном поведении? Вот ученик Благородных воздерживается от уничтожения жизни, от взятия того, что не дано, от неблагого сексуального поведения, от лжи, от спиртных напитков, вина, и одурманивающих веществ, что являются основной для беспечности. Это называется совершенством в нравственном поведении.

(3) И что такое совершенство в щедрости? Вот ученик Благородных пребывает дома с умом, лишённым пятна скупости, щедрым, открытым, радуется оставлению, предан благотворительности, радуется дарению и разделению. Это называется совершенством в щедрости.

(4) И что такое совершенство в мудрости? Если человек пребывает с умом, охваченным влечением и неправедной жадностью, он делает то, чего следует избегать, и пренебрегает своими обязанностями, так что его слава и счастье портятся. Если он пребывает с умом, охваченным недоброжелательностью, ленью и апатией, неугомонностью и сожалением? сомнением, он делает то, чего следует избегать, и пренебрегает своими обязанностями, так что его слава и счастье портятся.

Когда, домохозяин, ученик Благородных понял так:?Влечение и неправедная жадность являются загрязнениями ума он отбрасывает их. Когда он понял так: Недоброжелательность является загрязнением ума он отбрасывает её. Когда он понял так: Лень и апатия являются загрязнениями ума он отбрасывает их. Когда он понял так: Неугомонность и сожаление являются загрязнениями ума он отбрасывает их. Когда он понял так: Сомнение является загрязнением ума он отбрасывает его.

Когда, домохозяин, ученик Благородных понял так: Влечение и неправедная жадность являются загрязнениями ума и отбросил их; когда он понял так: Недоброжелательность лень и апатия, неугомонность и сожаление, сомнение является загрязнением ума и отбросил его, то тогда он зовётся учеником Благородных, обладающим величайшей мудростью, обширной мудростью, он видит область2, он совершенен в мудрости. Это называется совершенством в мудрости.

Таковы [другие] четыре вещи, которые ведут к обретению тех четырёх вещей, которые желанные, приятные, и редко обретаемые в мире.

 

Четыре достойных дела

 

С помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием, накопил силой своих рук, заработал потом и кровью праведно добытым праведным богатством ученик Благородных предпринимает четыре достойных поступка. Какие четыре?

(1) Домохозяин, вот с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием? ученик Благородных делает счастливым себя, доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Он делает счастливыми своих родителей, доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Он делает счастливыми свою жену и детей, своих рабов, рабочих и слуг, доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Он делает счастливыми своих друзей и товарищей, доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Таков первый случай, когда богатство тратится во благо, было правильно потрачено и использовано ради достойного дела.

(2) Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием ученик Благородных своим богатством делает запасы против утрат, которые могут возникнуть из-за огня или наводнений, царей или бандитов или же нежеланных наследников. Он предохраняет себя от этого. Таков второй случай, когда богатство тратится во благо, было правильно потрачено и использовано ради достойного дела.

(3) Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием ученик Благородных совершает пять жертвований: родственникам, гостям, предкам, царям, божествам. Таков третий случай, когда богатство тратится во благо, было правильно потрачено и использовано ради достойного дела.

(4) Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием ученик Благородных утверждает ведущее ввысь подаяние небесное подношение, приводящее к счастью, ведущее в небесные миры тем жрецам и отшельникам, которые воздерживаются от упоения и беспечности, которые утверждены в кротости и терпении, которые обуздывают себя, умиротворяют себя, тренируют себя для [достижения] ниббаны. Таков четвёртый случай, когда богатство тратится во благо, было правильно потрачено и использовано ради достойного дела.

Таковы, домохозяин, четыре достойных поступка, которые предпринимает ученик Благородных с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием, накопил силой своих рук, заработал потом и кровью праведно добытым праведным богатством. Если кто-либо полностью растрачивает своё богатство на что-либо иное помимо этих четырёх достойных поступков, то [в таком случае] говорится, что оно растратилось впустую, было разбазарено, было использовано легкомысленно. Но когда кто-либо полностью растрачивает своё богатство на эти четыре достойных поступка, то [в таком случае] говорится, что богатство было потрачено во благо, было правильно потрачено и использовано ради достойного дела. [И далее он добавил]:

 

Богатством наслаждался я,

И содержал я тех, кто от меня зависит,

И бедствия различные преодолел.

Дары давал, которые уводят ввысь,

Как совершал и жертвований пять.

Прислуживал я нравственным монахам,

Им, целомудренным, кто обуздал себя.

 

Добился я тех самых целей,

Которых мудрые, что проживают дома,

Желали бы достичь, используя богатство.

И сделанное мной не вызывает сожаления

 

И когда смертный памятует так,

Он пребывает стойким в благородной Дхамме.

Его восхвалят в этой жизни самой,

А после смерти счастлив он на небесах.

 

 

Наставник (упадджхая) старший монах, который даёт высшее монашеское посвящение. Использование этого слова необычно здесь, вне монашеского контекста.

 

Комментарий: "Он видит всё, что попадает в [его] область, даже мельчайшие вещи, которые попадают в [его] область". Прим. переводчика (SV): Возможно, речь идёт об области восприятия или области осознанности в отношении собственного ума. Другими словами, такой человек видит в себе те загрязнения, которые возникают у него в уме, даже самые мелкие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...