Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патхама ананда сутта: Ананда (I)




АН 10.39

И тогда Достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал ему:

Учитель, раскол в Сангхе, раскол в Сангхе так говорят. Каким образом, Учитель, имеет место раскол в Сангхе?

Ананда, вот монахи (1) объясняют Не-Дхамму как Дхамму, а (2) Дхамму как Не-Дхамму. Они объясняют (3) Не-Винаю как Винаю, а (4) Винаю как Не-Винаю. (5) Они объясняют то, что не было утверждено и произнесено Татхагатой как то, что было утверждено и произнесено им, а также (6) то, что было утверждено и произнесено Татхагатой как то, что не было утверждено и произнесено им. (7) Они объясняют то, что не практиковалось Татхагатой как то, что практиковалось им, и (8) что практиковалось Татхагатой как то, что не практиковалось им. (9) Они объясняют то, что не было предписано Татхагатой как то, что было предписано им, и (10) то, что было предписано Татхагатой как то, что не было предписано им. На этих десяти основаниях они удаляются и расходятся. Они совершают правомерные процедуры раздельно и декламируют Патимоккху раздельно. Таким образом, Ананда, имеет место раскол в Сангхе.

Но, Учитель, когда кто-либо совершает раскол в единомыслящей Сангхе, что он порождает?

Он порождает зло, длящееся в течение каппы, Ананда1.

Но, Учитель, что это за зло, длящееся в течение каппы?

Он мучается в аду в течение каппы, Ананда. [И далее Благословенный добавил]:

 

Кто раскол в Сангхе совершает, тот катится в удел лишений,

Привязан он к [перерождению] в аду, где каппу будет пребывать.

Он радуется разделению, и утверждён он в ложной Дхамме,

Отпал он от защиты от оков.

Свершив раскол в единодушной Сангхе,

В аду он мучается каппу.

 

Прим. переводчика (SV): Создание раскола в Сангхе (как один из пяти ужаснейших проступков) ведёт к неизбежному рождению в аду сразу после смерти. Комментарий поясняет, что речь идёт о периоде (жизни в аду) длиной в один жизненный срок (айю-каппа). Однако, как здесь же замечает Дост. Бодхи, нигде в суттах нет такого значения слова "каппа", которое означало бы столь короткий срок. Обычно под "каппой" понимается огромный срок, как правило, целый цикл существования мира, за который мир пребывает, распадается, отсутствует, и опять начинает формироваться.

 

Дутия ананда сутта: Ананда (II)

АН 10.40

И тогда Достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал ему:

Учитель, согласие в Сангхе, согласие в Сангхе так говорят. Каким образом, Учитель, имеет место согласие в Сангхе?

Ананда, вот монахи (1) объясняют Не-Дхамму как Не-Дхамму, а (2) Дхамму как Дхамму. Они объясняют (3) Не-Винаю как Не-Винаю, а (4) Винаю как Винаю. (5) Они объясняют то, что не было утверждено и произнесено Татхагатой как то, что не было утверждено и произнесено им, а также (6) то, что было утверждено и произнесено Татхагатой как то, что было утверждено и произнесено им. (7) Они объясняют то, что не практиковалось Татхагатой как то, что не практиковалось им, и (8) что практиковалось Татхагатой как то, что практиковалось им. (9) Они объясняют то, что не было предписано Татхагатой как то, что не было предписано им, и (10) то, что было предписано Татхагатой как то, что было предписано им. На этих десяти основаниях они не удаляются и не расходятся. Они не совершают правомерные процедуры раздельно и не декламируют Патимоккху раздельно. Таким образом, Ананда, имеет место согласие в Сангхе.

Но, Учитель, когда кто-либо воссоединяет расколотую Сангху, что он порождает?

Он порождает божественную заслугу, Ананда.

Но, Учитель, что это за божественная заслуга?

Он радуется в небесном мире в течение каппы, Ананда. [И далее Благословенный добавил]:

 

Согласие в Сангхе приятно,

А также и взаимопомощь

Средь тех, живёт кто без разладов.

Он наслаждается согласием,

И утверждён в [истинной] Дхамме,

Не отпадает от защиты от оков.

Свершил кто единение в Сангхе,

Тот каппу наслаждается на небесах.

 

 

V.

Брань

Вивада сутта: Споры

АН 10.41

И тогда Достопочтенный Упали подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал ему:

Учитель, почему в Сангхе возникают прения, ссоры, полемика, споры, и монахи не живут спокойно?

Упали, (1) вот монахи 1(10) то, что было предписано Татхагатой как то, что не было предписано им. Вот почему, Упали, в Сангхе возникают прения, ссоры, полемика, споры, и монахи не живут спокойно.

 

Фрагмент в точности как в АН 10.37

 

Патхама мула сутта: Корень (I)

АН 10.42

[Достопочтенный Упали сказал]: Учитель, сколько существует корней полемики?

Упали, существует десять корней полемики. Какие десять? Упали, (1) вот монахи 1(10) то, что было предписано Татхагатой как то, что не было предписано им. Таковы, Упали, десять корней полемики.

 

Фрагмент в точности как в АН 10.37

 

Дутия мула сутта: Корень (II)

АН 10.43

[Достопочтенный Упали сказал]: Учитель, сколько существует корней полемики?

Упали, существует десять корней полемики. Какие десять? Вот, (1) монахи объясняют то, что не является нарушением как нарушение и (2) то, что является нарушением как отсутствие нарушения. Они объясняют (3) лёгкое нарушение как серьёзное нарушение, и (4) серьёзное нарушение как лёгкое нарушение. Они объясняют (5) грубое нарушение как негрубое нарушение, и (6) негрубое нарушение как грубое нарушение. Они объясняют (7) исправимое нарушение как неисправимое нарушение, и (8) неисправимое нарушение как исправимое нарушение. Они объясняют (9) нарушение с компенсацией как нарушение без компенсации, и (10) нарушение без компенсации как нарушение с компенсацией1. Таковы, Упали, десять корней полемики.

 

Разъяснение см. в примечании к АН 1.159

 

Кусинара сутта: Кусинара

АН 10.44

Однажды Благословенный пребывал в Кусинаре в лесной чаще жертвований. Там Благословенный обратился к монахам: Монахи!

Да, Учитель! - ответили те монахи. Благословенный сказал:

Монахи, монах, который желает покритиковать другого, должен изучить себя на предмет пяти вещей и утвердиться в пяти вещах, прежде чем он покритикует другого. И в отношении каких пяти вещей он должен изучить себя?

(1) Монахи, монах, который желает покритиковать другого, должен изучить себя так: Чист ли я в телесном поведении? Обладаю ли я телесным поведением, которое чистое, безукоризненное, безупречное? Существует во мне это качество или нет? Если телесное поведение монаха не чистое, и он не обладает телесным поведением, которое чистое, безукоризненное, безупречное, то найдутся те, кто скажут ему так: Будь добр, вначале потренируй себя телесно. Найдутся те, кто скажут ему так.

(2) Далее, монах, который желает покритиковать другого, должен изучить себя так: Чист ли я в словесном поведении? Обладаю ли я словесным поведением, которое чистое, безукоризненное, безупречное? Существует во мне это качество или нет? Если словесное поведение монаха не чистое, и он не обладает словесным поведением, которое чистое, безукоризненное, безупречное, то найдутся те, кто скажут ему так: Будь добр, вначале потренируй себя словесно. Найдутся те, кто скажут ему так.

(3) Далее, монах, который желает покритиковать другого, должен изучить себя так: Утвердил ли я доброжелательный, лишённый негодования ум по отношению к своим товарищам-монахам? Существует во мне это качество или нет? Если монах не утвердил доброжелательный, лишённый негодования ум по отношению к своим товарищам-монахам, то найдутся те, кто скажут ему так: Будь добр, вначале утверди доброжелательный ум по отношению к своим товарищам-монахам. Найдутся те, кто скажут ему так.

(4) Далее, монах, который желает покритиковать другого, должен изучить себя так: Много ли я изучал, помню ли то, что учил, накапливаю [в своём уме] то, что изучил? Те учения, что прекрасны вначале, прекрасны в середине и прекрасны в конце, правильны и в духе и в букве, провозглашающие идеально полную и чистую святую жизнь много ли я изучил таких учений, удерживал в уме, повторял вслух [по памяти], исследовал их в уме и тщательно проникал в них воззрением? Существует во мне это качество или нет? Если монах не изучал, не проникал в них воззрением, то найдутся те, кто скажут ему так: Будь добр, вначале изучи наследие. Найдутся те, кто скажут ему так.

(5) Далее, монах, который желает покритиковать другого, должен изучить себя так: Были ли хорошо и в подробностях мне переданы обе Патимоккхи, [были ли] хорошо [мной] прояснены, тщательно освоены, хорошо определены в плане правил и их детального разъяснения? Существует во мне это качество или нет? Если обе Патимоккхи не были хорошо и в подробностях переданы ему, [не были им] хорошо прояснены, тщательно освоены, хорошо определены в плане правил и их детального разъяснения, а также, если его спросили бы: Где Благословенный утверждает так, и он не смог бы ответить, то найдутся те, кто скажут ему так: Будь добр, вначале изучи Винаю. Найдутся те, кто скажут ему так.

В отношении этих пяти вещей он должен изучить себя. И в каких пяти вещах он должен утвердиться? [Ему следует принимать во внимание]:

 

* (6) Я буду говорить в подходящий момент, а не в неподходящий;

* (7) Я буду говорить правду, а не ложь;

* (8) Я буду говорить мягко, а не грубо;

* (9) Я буду говорить полезное, а не вредное;

* (10)Я буду говорить с доброжелательным умом, а не во время негодования.

 

Таковы пять вещей, в которых он должен утвердиться.

Монахи, монах, который желает покритиковать другого, должен изучить себя на предмет этих пяти вещей и утвердиться в этих пяти вещах, прежде чем он покритикует другого.

 

Павесана сутта: Вхождение

АН 10.45

[Благословенный сказал]: Монахи, есть десять опасностей во вхождении во внутренние покои царского дворца. Какие десять?

(1) Бывает так, что царь сидит с царицей. Монах входит и либо царица улыбается, когда видит монаха, либо монах улыбается, когда видит царицу. Царь думает: Вне сомнений, между этими двумя что-то произошло или собирается произойти. Такова первая опасность во вхождении во внутренние покои царского дворца.

(2) Далее, когда царь был занят различными делами, он вступил в половую связь с одной из женщин [гарема], но запамятовал об этом, а из-за этих отношений она забеременела. Царь думает: Никто сюда не входил, кроме монаха. Быть может, это дело рук монаха? Такова вторая опасность во вхождении во внутренние покои царского дворца.

(3) Далее, во внутренних покоях царского дворца затерялся драгоценный камень. Царь думает: Никто сюда не входил, кроме монаха. Быть может, это дело рук монаха? Такова третья опасность во вхождении во внутренние покои царского дворца.

(4) Далее, секретные обсуждения из внутренних покоев царского дворца дошли до других. Царь думает: Никто сюда не входил, кроме монаха. Быть может, это дело рук монаха? Такова четвёртая опасность во вхождении во внутренние покои царского дворца.

(5) Далее, во внутренних покоях царского дворца отец жаждет [увидеть] своего сына, а сын своего отца1. Царь думает: Никто сюда не входил, кроме монаха. Быть может, это дело рук монаха? Такова пятая опасность во вхождении во внутренние покои царского дворца.

(6) Далее, царь повышает кого-либо в должности. Другие обеспокоены такой мыслью: Царь тесно общается с монахом. Быть может, это дело рук монаха? Такова шестая опасность во вхождении во внутренние покои царского дворца.

(7) Далее, царь понижает кого-либо в должности. Другие обеспокоены такой мыслью: Царь тесно общается с монахом. Быть может, это дело рук монаха? Такова седьмая опасность во вхождении во внутренние покои царского дворца.

(8) Далее, царь отправляет в увольнение свою армию в недолжное время. Другие обеспокоены такой мыслью: Царь тесно общается с монахом. Быть может, это дело рук монаха? Такова восьмая опасность во вхождении во внутренние покои царского дворца.

(9) Далее, отправив в увольнение свою армию в должное время, он, пока та находится в пути, приказывает ей вернуться. Другие обеспокоены такой мыслью: Царь тесно общается с монахом. Быть может, это дело рук монаха? Такова девятая опасность во вхождении во внутренние покои царского дворца.

(10) Далее, во внутренних покоях царского дворца полно слонов, лошадей, колесниц, дразнящих форм, звуков, запахов, вкусов, тактильных ощущений, неподобающих для монаха. Такова десятая опасность во вхождении во внутренние покои царского дворца.

Монахи, таковы десять опасностей во вхождении во внутренние покои царского дворца.

 

По мнению Дост. Бодхи, здесь речь идёт о том, что некий человек имел связь с женщиной из царского гарема, и она родила ему сына. Сын знает о том, что его настоящий отец не живёт во дворце, а настоящий отец знает, что сын живёт во дворце, и они хотят увидеться друг с другом. Монах же в этом случае играет роль посредника между ними.

 

Сакья сутта: Сакьи

АН 10.46

Однажды Благословенный пребывал в стране Сакьев в Капилаваттху в Баньяновом Парке. И тогда на день Упосатхи группа мирян Сакьев подошла к Благословенному, они поклонились ему и сели рядом. Благословенный сказал им:

Сакьи, соблюдаете ли вы восьмифакторную Упосатху?1

Иногда да, Господин, а иногда нет.

В этом ваша беда и потеря, Сакьи! В то время как жизнь подвержена опасности печали и смерти, вы соблюдаете восьмифакторную Упосатху [только лишь] иногда, а иногда не соблюдаете. Как вы думаете, Сакьи? Представьте человека, который, не совершая ничего неблагого, зарабатывал бы половину кахапаны2 в день за свою работу. Этого было бы достаточно, чтобы звать его умным и предприимчивым человеком?

Да, Господин.

Как вы думаете, Сакьи? Представьте человека, который, не совершая ничего неблагого, зарабатывал бы целую кахапану в день за свою работу. Этого было бы достаточно, чтобы звать его умным и предприимчивым человеком?

Да, Господин.

Как вы думаете, Сакьи? Представьте человека, который, не совершая ничего неблагого, зарабатывал бы две, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, двенадцать, тридцать, сорок, пятьдесят кахапан в день за свою работу. Этого было бы достаточно, чтобы звать его умным и предприимчивым человеком?

Да, Господин.

Как вы думаете, Сакьи? Если бы он зарабатывал сотню или тысячу кахапан день за днём, откладывал бы то, что заработал и жил бы сотню лет, то, прожив сотню лет, обрёл бы он огромную груду богатства?

Да, Господин.

Как вы думаете, Сакьи? В плане своего богатства, из-за своего богатства, по причине своего богатства, мог бы этого человек переживать непрерывное счастье в течение одной ночи или одного дня, или, [пусть даже], половины ночи или половины дня?

Нет, Господин. И почему? Потому что чувственные наслаждения непостоянны, пусты, фальшивы и обманчивы.

Однако, Сакьи, мой ученик, который пребывает прилежным, старательным, решительным в течение десяти лет, практикуя так, как я наставлял его, может переживать непрерывное счастье в течение сотни лет, десяти тысяч лет, ста тысяч лет, десяти миллионов лет. И он может быть однажды-возвращающимся, не-возвращающимся, или, вне всяких сомнений, вступившим в поток.

Не берите за меру десять лет, Сакьи. Мой ученик, который пребывает прилежным, старательным, решительным в течение девяти лет, восьми, семи, шести, пяти, четырёх, трёх, двух, одного года, практикуя так, как я наставлял его, может переживать непрерывное счастье в течение сотни лет, десяти тысяч лет, ста тысяч лет, десяти миллионов лет. И он может быть однажды-возвращающимся, не-возвращающимся, или, вне всяких сомнений, вступившим в поток.

Не берите за меру один год, Сакьи. Мой ученик, который пребывает прилежным, старательным, решительным в течение десяти месяцев, девяти, восьми, семи, шести, пяти, четырёх, трёх, двух, одного месяца, половины месяца, практикуя так, как я наставлял его, может переживать непрерывное счастье в течение сотни лет, десяти тысяч лет, ста тысяч лет, десяти миллионов лет. И он может быть однажды-возвращающимся, не-возвращающимся, или, вне всяких сомнений, вступившим в поток.

Не берите за меру половину месяца, Сакьи. Мой ученик, который пребывает прилежным, старательным, решительным в течение десяти дней и ночей, девяти, восьми, семи, шести, пяти, четырёх, трёх, двух дней и ночей, одного дня и ночи, практикуя так, как я наставлял его, может переживать непрерывное счастье в течение сотни лет, десяти тысяч лет, ста тысяч лет, десяти миллионов лет. И он может быть однажды-возвращающимся, не-возвращающимся, или, вне всяких сомнений, вступившим в поток.

В этом ваша беда и потеря, Сакьи! В то время как жизнь подвержена опасности печали и смерти, вы соблюдаете восьмифакторную Упосатху [только лишь] иногда, а иногда не соблюдаете.

Отныне, Господин, мы будем соблюдать восьмифакторную Упосатху.

Эти восемь факторов описаны в АН 8.41.

 

Денежная единица в древней Индии.

 

Махали сутта: Махали

АН 10.47

Однажды Благословенный пребывал в Весали в зале с остроконечной крышей в Великом Лесу. И тогда Махали из клана Личчхави подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал ему:

Господин, в чём условие и причина совершения плохой каммы, проистечения плохой каммы?

Махали, (1) жажда является условием и причиной совершения плохой каммы, проистечения плохой каммы. (2) Злоба. (3) Заблуждение (4) Немудрое внимание. (5) Неправильно направленный ум является условием и причиной совершения плохой каммы, проистечения плохой каммы. Таково условие и причина для совершения плохой каммы, проистечения плохой каммы.

Господин, в чём условие и причина совершения благой каммы, проистечения благой каммы?

Махали, (6) не-жажда является условием и причиной совершения благой каммы, проистечения благой каммы. (7) Не-злоба. (8) Не-заблуждение. (9) Мудрое внимание. (10) Правильно направленный ум является условием и причиной совершения благой каммы, проистечения благой каммы. Таково условие и причина для совершения благой каммы, проистечения благой каммы.

Если, Махали, этих десяти качеств не было бы в мире, то нельзя было бы увидеть [в мире] неправедного поведения, поведения, противоположного Дхамме; а также праведного поведения, поведения, свойственного Дхамме. Но поскольку эти десять качеств существуют в мире, то можно увидеть неправедное поведение, поведение, противоположное Дхамме; а также праведное поведение, поведение, свойственное Дхамме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...