Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Маркетинговое исследование




Введение

 

По оценке Международной организации винограда и вина (OIV) общемировой урожай винограда в 2012 году оказался меньше на 6%, чем в прошлом 2011 г. Негативный тренд показали Франция и Италия. Первая из этих стран, славящихся своими винами, потеряла 20% производства, а вторая — 3,4%. В целом по ЕС выпуск сократится на 10%.

У ближайших соседей Украины также не все благополучно. В российском Приднестровье собрано 12,6 тыс. т винограда — это только 67,5% от прошлогоднего урожая. На Кубани падение составило 35%. В Молдове недосчитались 20% сбора технических сортов винограда. В таком же минусе оказались новозеландцы и аргентинцы. А в Австралии урожай стал самым скромным за последние пять лет.

По мнению экспертов, в наступающем 2013 году объем выпуска вина в мире сократится на 3 млрд. бутылок. Причем имеющиеся запасы подходят к концу. К примеру, в Италии и Испании они уже исчерпаны, что повлекло рост цен.

Украина не стала счастливым исключением. И не только из-за неблагоприятных погодных условий, погубивших часть урожая. Падение производства вина у нас наблюдается давно. По итогам прошлого 2011 года оно составило 40%, а за 9 месяцев 2012 г. — почти на 30%.
Таблица 1

 

Сейчас ситуация усугубляется. По данным Ассоциации «Виноделов и виноградарей Украины» (АВВУ), в среднем по стране потери винограда в нынешнем сезоне могут превысить 15%. Но печальные показатели по регионам неодинаковые. Например, в Крыму, как сообщают в МинАПК автономии, не досчитались примерно 40% урожая. В Одессе некоторые предприятия не пострадали совсем, однако есть и такие, где собрано всего 30% от планируемых объемов.

Что бы ни говорили отечественные виноделы о сохранении цен для потребителя за счет собственных резервов, игнорировать мировые тенденции они вряд ли смогут. Первые сведения о подорожании в отдельных странах ЕС уже озвучивает OIV. Например, стоимость литра нескольких позиций итальянских вин в течение ноября выросла с EUR1,2-1,3 до EUR1,3-1,45.

В Украине возможные колебания прайсов зависят во многом от действий чиновников. Отрасль находится в ожидании повышения минимального уровня розничных цен (МРЦ) на свою продукцию.

Как уже заявляли представители отрасли, рост МРЦ на вино уничтожит низкий ценовой сегмент (18-20 грн. за бутылку), который на сегодня является наиболее востребованным среди покупателей, занимая 70% в общем объеме продаж. Это может привести к очередному обвалу рынка еще минимум на 30%.

Директор по развитию Kreston GCG Андрей Попов добавил, что плохой урожай винограда в мире неминуемо приведет к повышению цен на виноматериал, а также значительно сократит предложение на рынке. Поскольку наша страна зависит от импорта данного продукта, удорожания вина никак не избежать. «Уровень роста цен будет зависеть от ряда факторов, но, вероятно, составит не менее 15-20%»,— прогнозирует эксперт.

Рис.1 – Динамика украинского рынка вина, млн. л

 

Для решения проблем отрасли специалистами Института «Магарач» предложена «Программа развития виноградарства и виноделия АР Крым до 2025 года». Согласно документу, уже в 2015 г. урожайность винограда, благодаря обновлению старых насаждений, возрастет на 53%, в 2020 г. — в два раза, в сравнении с 2010 г., а в 2025 г. — не менее чем в три.

В результате выполнения программы станет возможным достижение параметров производства столовых вин до 65% от общего объема выпуска винопродукции, красных вин — до 50%. На долю напитков контролируемых наименований по происхождению, выдержанных и коллекционных будет приходиться 25% столовых вин и до 30% крепких.

Целью данной курсовой работы является разработка и обоснование инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта строительства завода первичного виноделия в Одесской области для расширения производства хересных и красных крепких марочных виноматериалов.


Маркетинговое исследование

Возможность реализации проекта строительства винзавода в Одесской области определяется в результате проработки решений в области обеспечения его сырьем, используемых технологий, материально-технической базы производства и сбыта готовой продукции.

1.1. Проектируемый завод является предприятием первичного виноделия. Основными потребителями виноматериалов, которые будут вырабатываться на проектируемом винзаводе, станут заводы вторичного виноделия, расположенные в Одесской области. Результаты анализа спроса на винодельческую продукцию населения Одесской области (рассчитанные в соответствии с рациональными нормами потребления винопродукции) представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Расчет потребности винодельческой продукции в Одесской области.

  Ассортимент Потребление, литров в год Численность населения области, чел. Годовая потребность (нормативная), тыс. дал
Коньяк Тихие вина Игристые вина 0,13 9,50 0,75     24,30 2308,50 182,25

 

Однако, реальное потребление винодельческой продукции в Одесской области выше. Так, по экспертным оценкам специалистов в 2011 г. реальное среднедушевое потребление коньяка составило 2 бутылки по 0,5л или 1,0 л в год (по Украине в среднем 0,3 л в год на душу населения), игристых вин – 3,2 бутылки по 0,75л или 2,4 л в год. В целом по Одесской области годовая потребность в винодельческой продукции составляет:

коньяк - 243,0 тыс. дал (7,8 %),

тихие вина - 2308,5 тыс. дал (73,6 %),

игристые вина - 583,2 тыс. дал (18,6 %),

Итого 3134,7 тыс. дал (100 %).

 

 
 

 

Проведенная сегментация рынка винодельческой продукции показала, что наибольшим потребительским спросом населения пользуются тихие вина (73,6 %). Удельный вес потребности в коньяке и игристых винах относительно мал, однако емкость этих сегментов достаточно велика (соответственно 243,0 тыс. дал и 583,2 тыс. дал).

Очень важный момент, касающийся структуры потребления вина. В 2010 году 48,7% вин, реализованных на внутреннем рынке, относились к категории натуральных. (А ведь еще лет шесть-семь назад 80% потребления приходилось на крепленые вина). По результатам восьми месяцев 2011 года продажи натуральных вин в Украине составили 76%! Впрочем, по итогам года процент, конечно, уменьшится: осенью и зимой идет лучше все-таки портвейн и другие крепленые вина. Но так или иначе, тенденция налицо – украинцы переходят к европейской структуре потребления, переключаясь на натуральные вина.

Сейчас средний украинец выпивает 5,8 литров вина в год. А в Польше, где вообще нет своего виноделия, этот показатель составляет 12 литров. В Чехии, с ее древними пивными традициями – 16. Испанцы и итальянцы выпивают в год порядка сорока. Ну а лидер по вину, конечно, это французы – 60 литров!

1.2. На отечественном рынке вина существует интересная ситуация. Отечественные виноматериалы довольно успешно идут на экспорт. В основном, в Россию. В 2009 году экспорт виноматериалов в Россию вырос по сравнению с первым кризисным годом аж в три раза и составил 5,5 миллионов декалитров. В 2010 году экспорт не так резко, но тоже вырос. Этому во многом способствует инициированная Дмитрием Медведевым кампания по борьбе с алкоголизмом, одной из составляющих частей которой – «пересадить» россиян с водки на вино.

С другой стороны, украинские виноделы закупают виноматериалы за рубежом. Даже учитывая пошлину, это выгодно. Одним словом, парадокс: отечественным агрофирмам, выращивающим технический виноград, выгоднее сбывать продукцию россиянам, а не отечественным производителям. А тем интереснее покупать на Западе.

Тут кроется определенная опасность для качества вина отечественного производства: виноматериалы должны быть одного и того же уровня. Поэтому серьезные игроки рынка вкладываются в собственные виноградники, чтобы не зависеть от поставок.

В отличие от рынков водки и пива, где погоду делают по четыре крупнейших игрока, отечественный рынок вина не столь монополизирован. 87% рынка принадлежит 33 предприятиям, а всего в отечественной винодельческой отрасли - около 40 компаний. Лидер здесь не устойчив и может измениться в любой момент. Самую большую долю на рынке вина и виноматериалов имеет Инкерманский завод марочных вин. А эта крупнейшая доля – всего-навсего 3,9%. На втором месте – «Массандра» (3,3%), на третьем – «Крымский Винный Дом» ТМ «Oreanda» с 2,5%.

Если говорить об импорте, то тут на первом месте Грузия, с 34,3%. На втором месте, тоже предсказуемо и практически вровень с Грузией – Молдавия - 33,4%. Третье место, 8,7% - Франция. 7,9% - Италия. Замыкает пятерку крупнейших импортеров Чили - ровно 7%.

Заводы вторичного виноделия Одессы и Одесской области закупают виноматериалы в хозяйствах «Одессовхозвинпрома», а также у других предприятий первичного виноделия Одесской, Николаевской, Херсонской областей. В Одесской области основными конкурентами проектируемого предприятия на рынке виноматериалов являются предприятия «Одессовхозвинпрома», которые в 2011 г. выработали 4267,7 тыс. дал виноматериалов, а также ряд предприятий, не входящих в состав объединений.

Самыми крупными производителями виноматериалов в Одесской области по результатам 2011 г. являлись ОП «Болградский винзавод» (1465,1 тыс. дал или 16,0 %), ОАО «Чорноморська перлина» (676,2 тыс. дал или 7,4 %), КП «Староказацкий винзавод» (435,4 тыс. дал или 4,8 %), ЗСАО «им. С.Лазо» (422,5 тыс. дал или 4,6 %) и др.

При прогнозировании структуры рынка виноматериалов по Одесской области на 2012 год объемы производства виноматериалов предприятиями- конкурентами принимаем на уровне 2011 года (табл. 2).

Таблица 2. Структура рынка виноматериалов в Одесской области на 2012 г.

Предприятия – производители виноматериалов Годовой объем производства, тыс. дал Удельный вес, %
1. Предприятия- конкуренты «Одессовхозвинпром» «Тарутиносадвинпром» «Бессарабиясадвинпром» Предприятия, которые не входят в состав объединений Итого 2. Проектируемый винцех Всего (производство) 3. Вывезено из области 4. Ввезено из других областей 5. Емкость рынка виноматериалов   4267,7 333,8 247,6 4305,4   9154,5 1024,7 10179,2 6739,2 160,0 3600,0   41,93 3,28 2,43 42,30   89,93 10,07 100,00

Доля проектируемого винзавода в объеме виноматериалов, производимых предприятиями первичного виноделия Одесской области, составит 10,07%.

Преимуществом проектируемого завода является то, что основной объем потребляемого винограда будет выращиваться в сырьевой зоне предприятия, что позволит значительно сократить затраты на заготовку требуемых сортов винограда. Винзавод находится в 76 км от г. Одессы, где расположены наиболее крупные потенциальные потребители продукции проектируемого винзавода.

1.3. Площадь виноградников совхоза составляет 2200 га, в том числе 1900 га – плодоносящие. Урожайность виноградников в сезон 2011 г. составила в среднем 54,6 ц/га. Планируется повысить урожайность за счет своевременного и качественного проведения агротехнических мероприятий до 59,0 ц/га.

Таблица 3. Баланс сырья на перспективу.

Наименование сырья Площадь виноградн, га Урожайность, ц/га Валовый сбор, т Товарный сбор
всего в т.ч. плодонос тонн тыс.дал
виноград           714,0

Сырьевая зона винзавода благоприятна для выращивания таких сортов винограда, как Каберне и Ркацители, которые можно использовать для приготовления хересных виноматериалов и красных крепких марочных виноматериалов (типа Портвейн).

Вина крепленые: портвейны, херес, мадера, марсала. Среди этих вин красными бывают только портвейны. Они содержат 17–20 % спирта. Эти вина спиртуют — вносят в бродящее сусло спирт-ректификат с тем, чтобы остановить брожение и тем самым сохранить сахар. Сахар в вино не вносят.

Херес – оригинальный тип специального крепкого вина, для аромата которого характерно проявление на сильном альдегидо-ацетальном фоне смолистых, луковичных, миндально-ореховых тонов с оттенком ромашки или черемухи. Вкус вина изысканный, нежный, мягкий, гармоничный с легко уловимой солоноватостью, иногда с грибными, ореховыми, миндальными или фиалковыми оттенками.

В Украине производят следующие марки Хереса – Херес Крымский, Херес Массандра, Херес «Шабо Классик».

Портвейн марочный и ординарный содержит 17–20 % спирта и 6-14 % сахара. Для вкуса и аромата портвейна характерно наличие фруктовых тонов. Они образуются во время выдержки вин и брожения сусла «на мезге». Марочные портвейны выдерживают от 2 до 5 лет, ординарные — до одного года. Среди них в числе лучших можно назвать Таврический, Портвейн 777, Агдам, Ереванский. Одним из наиболее часто встречающихся видов портвейна является Портвейн красный.

Лучшими считаются следующие марочные портвейны: Южнобережный, Сурож, Крымский, армянский — Айгешат, грузинский — Карданахи, Терек, Дербент. Крымский красный портвейн Ливадия является победителем многих международных конкурсов.

Исходя из выявленного спроса на хересные, красные крепкие марочные и другие виноматериалы и структуры товарного сбора, предлагается запланировать к выпуску следующий ассортимент виноматериалов:

Хересные 338,855
Белые креп.орд (остаток от хересных) 100,408
Красные креп. орд (типа Портвейн) 212,082
Красные креп. орд (остаток) 51,339
Итого – 702,685

 


Производственная мощность винзавода составит 11200 т переработки винограда в сезон. В первый год после ввода в действие использование производственной мощности составит 85,0 % (9520: 11200 *100%).

1.4. На четвертом этапе вырабатываем стратегию конкуренции и, исходя из нее, установим рекомендуемые цены на продукцию, запроектированную к выпуску.

При разработке инвестиционного проекта выбираем в качестве конкурентного преимущества продукции ее более низкую себестоимость по сравнению с аналогичной продукцией, выпускаемой предприятиями-конкурентами. Обеспечить снижение себестоимости 1000 дал винопродукции можно за счет использования технико-экономических факторов, таких как снижение оплаты труда на 1000 дал за счет высвобождения численности, комплексной механизации, сокращения доли ручных операций, замены изношенного оборудования, снижения доли условно-постоянных расходов при росте объемов производства. В результате можно установить цены на виноматериалы ниже, чем у конкурентов в данном регионе, в среднем на 5-7 %.

 

1.5. На завершающем этапе определяем уровень рентабельности продукции, а также затраты от обычной деятельности на 1000 дал виноматериалов.

При определении приемлемого уровня рентабельности продукции учитываем возможный источник финансирования. Предполагается, что проект реализуется как за счет собственных, так и за счет бюджетных и заемных средств (кредита). Затраты от обычной деятельности на 1 тыс. дал виноматериалов можно рассчитать по формуле

 

З = Ц

1 + Р

100 %

где Ц- цена (без НДС и акцизного сбора) 1000 дал виноматериалов в ассортименте, намеченном к выпуску;

Р - рентабельность единицы отдельных видов продукции, %.

Результаты маркетингового исследования оформляются в таблицу 4.

 

Таблица 4. Результаты маркетингового исследования.

  Ассортимент виноматериалов Потенц объем пр-ва в год, тыс. дал Рекоменд цена за ед.прод. без НДС, тыс. грн Рентабельность продукции, % Затраты на единицу продукции, тыс. грн Выручка от реализации (чистый доход), тыс. грн. Затраты от обычн деятельности, тыс. грн Прибыль от обычн. деят-ти, тыс. грн
1.Хересные 338,855 83,50 30,0 64,219 28294,38 21761,06 6533,32
2.Белые креп. (ост.) 100,408 76,00 23,8 61,387 7631,04 6163,76 1467,27
3.Красные креп.мар. (Портвейн) 212,082 97,50 34,0 72,768 20677,98 15432,73 5245,24
4.Крас. креп. (ост) 51,339 82,00 26,0 65,065 4209,84 3340,41 869,42
Итого 702,685       56603,39 46697,97 14115,26
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...