Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование важности методов психологической подготовки борцов вольного стиля




 

Психологическая подготовка помогает создавать такое психологическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

После проведения анкетирования, мы увидели, что борцы вольного стиля уделяют очень мало времени психологической подготовке.

С целью выявления важности психологической подготовки у борцов вольного стиля нами было проведено наблюдение, которое проводилось в феврале-марте на базе школы Назаровской ДЮСШОР. Мы взяли две группы тренирующихся. Одна развивает психологические качества, помимо физических и тактико-технических, а вторая психологические качества не развивает. Возраст спортсменов составляет 16-17 лет.

 

Таблица 1. 1 группа тренирующихся (развивает психологические качества)

Фамилия и имя спортсмена Разряд Фамилия и имя спортсмена Разряд
Нечаев Игорь кмс Мозго Максим 1
Кудрин Владимир кмс Яковлев Алексей 1
Огибалов Илья кмс Нефёдов Саша 1
Лугинин Александр кмс Пискунов Максим 1
Даньшин Алексей 1 Бутаков Константин 1
Ефименко Сергей кмс Артамонов Руслан 1
Наприенко Артем 1 Николадзе Арсений 1
Зеленков Андрей 1 Моисеенко Арсений 1
Гречишкин Стас кмс Булыгин Игорь 1
Хайцев Дмитрий кмс Абдулаев Заур 1
Зырянов Паша кмс Глушков Александр 1
Соколов Максим кмс Мосолов Артём 1
Андреев Паша кмс Иванов Витя 1
Иванов Вадим кмс Синюков Александр 1

 

Таблица 2. 2 группа тренирующихся (не развивает психологические качества)

Фамилия и имя спортсмена Разряд Фамилия и имя спортсмена Разряд
Волхонский Никита 1 Макарьев Никита кмс
Пронин Толя 1 Сергеев Миша 1
Яньков Андрей 1 Алёхин Максим 1
Волхонский Паша 1 Зубков Дима 1
Дробушевский Андрей 1 Коваль Артём 1
Костарев Александр 1 Капуцкий Антон 1
Маров Роман кмс Кухоренко Алексей 1
Климов Евгений кмс Линьков Анатолий 1
Лукьяненко Анатолий 1 Мачехин Никита 1

 

В обеих группах психологом был проведен тест «шкала Спилбергера». Суть этого теста в следующем: на каждое из высказываний необходимо выбрать один из четырех вариантов ответа: «всегда», «часто», «иногда», «никогда».

1) Я спокоен.

2) Мне ничто не угрожает.

)   Я нахожусь в напряжении.

)   Я испытываю сожаление.

)   Я чувствую себя свободно.

)   Я расстроен.

)   Меня волнуют возможные неудачи.

)   Я чувствую себя отдохнувшим.

)   Я встревожен.

)   Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

)   Я уверен в себе.

)   Я нервничаю.

)   Я не нахожу себе места.

)   Я взвинчен.

)   Я не чувствую скованности, напряженности.

)   Я доволен.

)   Я озабочен.

)   Я слишком возбужден и мне не по себе.

)   Мне радостно.

)   Мне приятно.

)   Я испытываю удовольствие.

)   Я очень быстро устаю.

)   Я легко могу заплакать.

)   Я хотел бы быть таким же счастливым как другие.

)   Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

)   Обычно я чувствую себя бодрым.

)   Я спокоен, хладнокровен и собран.

)   Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.

)   Я слишком переживаю из-за пустяков.

)   Я вполне счастлив.

)   Я принимаю все слишком близко к сердцу.

)   Мне не хватает уверенности в себе.

)   Обычно я чувствую себя в безопасности.

)   Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

)   У меня бывает хандра.

)   Я удовлетворен.

)   Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

)   Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

)   Я уравновешенный человек.

)   Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Проведя тест, психолог дает краткую характеристику борца, и на что лучше обратить внимание тренеру.

Затем в первой группе тренирующихся были проведены следующие мероприятия:

. Аутогенная тренировка (АТ). АТ состоит из 2 ступеней: низшей и высшей. 1-ая ориентирована на снятие психического напряжения, успокоение; 2-ая предполагает переход человека в особое состояние - надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психических качеств. Степень овладения данным методом психорегуляции зависит от разработки своеобразной лестницы словесных формул, шагая по ступеням которой, человек переходит от исходного психического состояния к необходимому для здоровья, высших спортивных достижений, развитие психики.

. Психомышечная тренировка (ПМТ). ПМТ направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движения. Методика доступна юным спортсменам. В ней используются разработки различных школ психотренинга, в частности, дыхательное упражнения, максимальная изометрическая напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. В ПМТ выделяют 4 ступени перехода к расслаблению и от него к активизации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психомышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активизация, обусловленная характером деятельности.

. Коррекция динамики усталости (КДУ). КДУ в самом общем виде сводится к назначению щадящего режима нагрузок, поскольку нарастание утомления сопровождается повышенной чувствительностью, болезненным восприятием воздействий. В качестве дополнительных средств психогигиены усталости могут быть использованы: смена деятельности, строгое соблюдения режима нагрузок и отдыха, внушение и самовнушение сна и сноподобных состояний, обучение спортсменов рациональным приемам отдыха при кратковременных паузах, предусмотренных регламентом соревнований.

Для получения данных об уровне развития различных видов памяти использовались методы выполнения заданий по запоминанию и воспроизведению специальных упражнений, атакующих приемов, приемов защиты, контрприемов в стойке и партере (моторная или двигательная память), слов и чисел (кратковременная память), составление текстов (смысловая память), воспроизведение наглядных образов (зрительная память), операции с цифрами и математическими действиями (оперативная память).

Параллельно в обеих группах проводились занятия, направленные на улучшение физической и тактико-технической подготовленности борцов. Для этого тренером использовались нижеприведенные методические приемы:

1. Игры в атакующие захваты.

В основу игр в атакующие захваты положены элементы позиционной борьбы соревновательных поединков. Задача играющего состоит в том, что необходимо добиться одного из захватов, обусловленных заданием, и реализовать его каким-либо преимуществом над соперником (удержание захвата в течение заданного времени, сбивание соперника на колени, выход за спину, проведение сваливания, теснение).

Главное назначение этого задания - научить мыслить для решения создавшейся ситуации, достижения преимущества над соперником за счет всех возможных в данном случае действий.

Основные варианты атакующих захватов.

Руки - двумя изнутри, двумя снаружи, на шее (при захвате противником головы атакуемого), поднятой вверх с соединением своих рук в крючок.

Руки - сверху за плечи; снизу под плечи; за плечо снизу и другое плечо сверху; плеча снизу и другого запястья; запястья и другой руки из-под плеча; сверху одной за плечо, другой под плечо; за разноименное запястье и другое предплечье изнутри; за разноименные запястья изнутри, снаружи; за одноименные запястья.

Руки и шеи - разноименного плеча (сверху) и шеи; одноименной руки за запястья (плечо) и шеи; сверху разноименного плеча и шеи; одноименной руки и шеи сверху (подбородка).

Рук с головой - спереди, сверху.

Руки и туловища - разноименной руки сверху (снизу) и туловища; одноименной руки и туловища спереди (сбоку, сзади); руки на шее и туловища.

Руки и бедра - разноименной руки сверху (снизу) и одноименного (разноименного) бедра.

Шеи с рукой - шеи с плечом спереди, соединяя руки в «петлю», в «крест», шеи с рукой сверху, сбоку-сверху.

Шеи и туловища - спереди, сбоку.

Шеи и руки, шеи и плеча сверху; шеи сверху и разноименного плеча снизу; шеи сверху и руки на шее; шеи сверху и одноименного плеча.

Туловища - спереди с соединением рук и без соединения; сбоку - с соединением и без соединения рук; сзади - с соединением и без соединения рук.

Туловища с рукой - спереди, сбоку, сзади, с дальней рукой, сбоку.

Туловище с руками - спереди, сзади, сбоку.

Ноги двумя руками - голова изнутри, снаружи.

Обучение амплитудным броскам

2. Броски с большой амплитудой.

Являются самыми зрелищными в борьбе, причем согласно действующим правилам, такие приемы оцениваются в 5 баллов, и борец, который провел прием, объявляется победителем периода, несмотря на общий счет. Кроме того, борец, выполнивший 2 броска по 3 балла, также оказывается победителем периода.

3. Игры с отрывом соперника от ковра.

Для развития физических качеств и формирования навыков единоборства: 1) в разных исходных положениях; 2) с различными захватами; 3) с ограничением площади передвижения.

4. Игры в перетягивание.

Для развития силовых качеств: парные и групповые перетягивания с захватами за руки, за палку; перетягивание каната; перетягивание кистями рук в положении лежа, головой к голове соперника; сидя, стоя.

5. Игры в касания.

Определение победителя: тот, кто быстрее коснется определенной части тела партнера. Формируются разнообразные движения и действия, присущие реальному соревновательному поединку. Развиваются качества и навыки: видеть партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи.

Наблюдения показали, что игры в касания постепенно подводят занимающихся к выбору выгодной позиции для достижения успеха, подбору своей стойки. Как правило, новички стремятся держать дальше от соперника ту часть тела, которой он должен коснуться и сосредотачивают внимание на определенных движениях, а также частях тела соперника. Например, если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдаляет его разворотом и вынужден принять левостороннюю стойку. Необходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Задание коснуться живота вызывает реакцию наклониться; коснуться левого плеча - повернуться влево, приняв правостороннюю стойку.

6. Игры с опережением и борьбой за выгодное положение.

Для формирования умений быстро находить и осуществлять атакующие решения из неудобных исходных положений: лежа на спине, на животе, на боку, ногами друг к другу - выйти наверх и прижать соперника лопатками к ковру; стоя на коленях, сидя, лежа - по сигналу встать и зайти за спину партнеру.

7. Бросок прогибом с обвивом.

Броски прогибом с обвивом проводятся, когда борцы стоят в разноименной средней или высокой стойке. Бросок качественно может быть выполнен при осуществлении следующих захватов: 1) захват разноименных рук за плечо сверху (снизу) и запястье с последующим перехватом за туловище из-под плеча; 2) Захват руки руками сбоку с последующим перехватом за шею сверху с фиксацией подбородка и соединением рук в крючок; 3) захват рук за плечи сверху (снизу); 4) захват за шею и плечо разноименной руки снизу или сверху.

После соревнований мы сравнили результаты выступления обеих групп: в первой группе было 7 побед, а во второй только 3.

Проведя наблюдение, мы увидели, что 1 группа была больше подготовлена к соревнованиям. У них не наблюдалось волнение, страх, которые мы увидели у 2 группы тренирующихся.

Также, проведя повторный тест у обеих групп, спортивный психолог сказал, что 1 группа более устойчива к так называемым «соревновательным» стрессам, к проигрышам и победам, что дает им преимущество.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...