Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности.




Машинцов Е.А.

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность подготовки: 261202 "Технологии полиграфического производства"

 

 

Форма обучения: очная

 

Тула 2011

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры «Аэрологии, охраны труда и окружающей среды».

Протокол № _____________ от "____"_______________ 2011 г.

 

Зав. кафедрой _________________________Э.М. Соколов

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЖД…… 1.1. Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности………………….. 1.2. Место БЖД в системе знаний о безопасности человека……………………… 1.3. Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины………………………………… 1.4. Теоретические и практические основы безопасности в системе "человек-среда обитания-машины-чрезвычайные ситуации"…………………………………….. 2. СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ"…………………………… 2.1. Среда обитания…………………………………………………………………. 2.1.1.Единство окружающего мира…………………………………………………… 2.1.2. Физический мир как среда обитания. Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс…. 2.2.Современные представления о человеке…………………………………………. 2.2.1. Системы восприятия человеком состояния внешней среды…………………… 2.2.2. Виды рецепторов…………………………………………………………………. 2.2.3. Психические процессы в организме, свойства и состояние личности………… 3. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА……………………………………………..…. 3.1. Классификация основных форм деятельности человека……………………….. 3.2. Работоспособность человека и ее динамика…………………………………….. 3.3. Профессиональный отбор операторов технических систем…………………… 4.ФАКТОРЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ…………………………………………….…… 4.1. Классификация факторов природно-техногенной среды……………………… 4.2. Химические факторы…………………………………………………………….. 4.3. Биологические факторы…………………………………………………………. 4.4. Совокупное воздействие факторов среды на человека………………………… 5.ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ. ЗАЩИТА ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ………………………………………………………. 5.1. Метеорологические условия и их нормирование в производственных помещениях……………………………………………………………………………. 5.1.1. Параметры микроклимата производственных помещений…………………… 5.1.2. Теплообмен человека с окружающей средой ………………………………… 5.1.3. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека……………… 5.1.4.Гигиеническое нормирование параметров микроклимата……………………… 5.2.Производственный шум………………………………… 5.2.1. Физические характеристики шума……………………………………………… 5.2.2. Классификация шумов…………………………………………………………… 5.2.3. Нормирование шумов…………………………………………………………… 5.2.4. Акустический расчет……………………………………………………………… 5.2.5. Влияние шума на организм человека…………………………………………… 5.3. Производственная вибрация………………………………………………..… 5.3.1.Классификация производственных вибраций…………………………………. 5.3.2. Воздействие вибрации на здоровье человека…………………………………. 5.3.3. Нормирование производственных вибраций………………………………….. 5.3.4. Способы снижения производственно вибрации……………………………… 5.4. Производственное освещение…………………………………………………….. 5.4.1. Основные световые величины и параметры, определяющие зрительные условия работы……………………………………………………………………… 5.4.2. Системы и виды производственного освещения…………………………… 5.4.3. Основные требования к производственному освещению……………………... 5.4.4. Нормирование производственного освещения………………………………… 5.4.5. Электрические источники света………………………………………………… 5.4.6. Светильники…………………………………………………….………………… 5.4.7. Расчет производственного освещения. ………………………………………… 5.5. Основы пожарной безопасности. ……………………………………………… 5.5.1. Общие представления о процессе горения. Виды горения…………………… 5.5.2. Пожарные свойства веществ и материалов…………………………………… 5.5.3. Классификация помещений по пожаровзрывоопасности…………………… 5.5.4. Огнетушащие вещества………………………………………………………… 5.6. Электромагнитные излучения……………………………………………..… 5.6.1. Источники и характеристики электромагнитных полей……………………… 5.6.2. Воздействие электромагнитных полей на человека…………………………… 5.6.3. Нормирование электромагнитных полей………………………………………. 5.6.4. Защита от электромагнитных излучений………………………………………. 5.6.5. Виды и физическая природа ионизирующих излучений……………………… 5.6.6. Физика радиоактивности………………………………………………………… 5.6.7. Биологическое воздействие ионизирующих излучений……………………… 5.6.8. Нормирование ионизирующих излучений……………………………………. 5.7. Электрический ток………………………………………………………………. 5.7.1. Действие электрического тока на организм человека………………………… 5.7.2. Факторы, влияющие на степень тяжести поражения электрическим током… 5.7.3. Классификация помещений по степени опасности поражения людей электрическим током……………………………………………………………….. 5.7.4. Основные причины поражения людей электрическим током………………… 6.БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ………………………….. 6.1.Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций…………… 6.1.1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций…………………………. 6.1.2. Чрезвычайные ситуации военного времени……………………… 6.1.3. Пути повышения устойчивости функционирования объектов экономики с учетом вероятности возникновения ЧС…………………………………………… 6.2.Защита населения в чрезвычайных ситуациях………………………….… 6.2.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС…………………………………………………………………………………….. 6.2.2. Защита населения в чрезвычайных ситуациях…………………………………. 6.2.3. Ликвидация последствий ЧС……………………………………………………. 6.2.4. Пути предотвращения чрезвычайных ситуаций………………………………. 7. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…… 7.1. Механизмы обеспечения безопасности………………………………………… 7.2. Управление безопасностью жизнедеятельности………………………………. 7.3. Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности…………………. 7.4. Нормирование в области безопасности жизнедеятельности…………………. 7.5. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД... 7.6. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.… ЛИТЕРАТУРА                      

 

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЖД

 

План лекции:

1.1. Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности.

1.2. Место БЖД в системе знаний о безопасности человека.

1.3. Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины.

1.4.Основные понятия, термины, определения.

 

Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности.

Безопасность деятельности - одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен и до наших дней. Человек всег­да стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний. В наше время проблемы безо­пасности еще больше обострились.

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Многие достижения на­учно-технического прогресса, обеспечивающие защиту человека от стихий­ных бедствий и эпидемий, одновременно сопровождаются появлением новых опасностей.

Так, успехи ядерной физики породили проблему радиационной опас­ности, с развитием химии связано усиление токсичных воздействий на че­ловека. Технические системы и производства, созданные на Земле, приве­ли к росту потенциальных опасностей для всего населения. Энергетичес­кие возможности человека стали соизмеримы с природными. По мере разви­тия цивилизации человеческое сообщество вынуждено постоянно решать проблемы безопасности, стремясь повысить защищенность человека.

О неудовлетворительном состоянии вопросов безопасности у нас в стране говорит статистика аварий, экологических катастроф, травматизма и заболеваемости среди населения.

Так, число погибших от несчастных случаев в России с 1986 по 1992 годы возросло в 1,7 раза и составило 254 тысячи человек за год. Число инвалидов составляет 4.700.000 человек. При этом сфера производства перестала быть самой опасной (8.032 летальных исхода в 1992 г.). Наи­большую опасность стал представлять транспорт (84.059 человек), отрав­ления (29.666 человек). Криминализация общества дала 33.456 убийств и 45.909 самоубийств, 69.834 пропало без вести (данные за 1992 год). От­носительные показатели гибели людей от техногенных аварий в России в 2-3 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Остается крайне сложной экологическая обстановка.

В настоящее время почти 70.000.000 человек дышат воздухом, насы­щенным опасными веществами при концентрации в 5 и более раз превышаю­щей предельно допустимую. В 2003 году в 84 городах России отмечался уровень загрязненности воздуха в 10 и более раз превышающий санитарно-гигиенические нормы. От 20 до 30 % общих заболеваний населения про­мышленных центров обусловлено именно этими причинами.

Около трети всех проб воды из российских водоемов не отвечают са­нитарным требованиям для питьевого водоснабжения по своим химическим показателям и почти четверть - по бактериологическим.

15 % территории России признаются зонами с кризисной экологичес­кой обстановкой. Продолжительность жизни сокращается (57 лет для муж­чин), смертность превысила рождаемость, ожидается повсеместное продол­жение снижения уровня здоровья населения.

Происходящие в стране политические и социально-экономические про­цессы осложняют обстановку. Декларации в области прав человека не учи­тывают, что первейшее из прав человека цивилизованного общества - это право на жизнь с допустимым уровнем безопасности.

В чем причины неудовлетворительного состояния вопросов безопас­ности у нас в стране?

Можно выдвинуть целый комплекс причин экономического, правового, научно-образовательного и организационного характера, влияющих на сос­тояние вопросов безопасности:

1. в стране не созданы экономически побуждающие мотивы для того, чтобы заниматься вопросами безопасности, будь то в сфере производства или в области охраны окружающей среды. Стоимость жизни и здоровья че­ловека экономически не оценены (нет стоимостного эквивалента), а, сле­довательно, отрасль крайне нерентабельна, и капитальные вложения, нап­равленные на решение вопросов безопасности, экономически нецелесооб­разны;

2. несовершенна юридическая и правовая базы безопасности. Вследс­твие этого ни проектировщик, ни работодатель не обременены ответствен­ностью в области безопасности. В законодательстве нет четких критериев ответственности (материальной, уголовной) за нарушение требований бе­зопасности;

3. низкий уровень решения организационных вопросов безопасности (подбор и расстановка кадров, их аттестация, контроль за выполнением принятых решений и соблюдением технических и правовых норм экологичес­кой и производственной безопасности);

4. необразованность и некомпетентность в вопросах безопасности, а также низкая экологическая культура как руководителей всех рангов, ра­ботодателей, так и населения в целом.

Это основные причины неудовлетворительного состояния безопаснос­ти. В умонастроениях специалистов в области безопасности независимо от их интеллектуального уровня, социального или должностного положения, рода занятий и возраста продолжает доминировать житейско-философское пренебрежение к феномену опасности. Теория безопасности часто подменя­ется соображениями так называемого "здравого смысла". Первопричина та­кого положения двояка. Она заключается в отсутствии досконально разра­ботанной научной концепции и теоретических основ, а также системы неп­рерывного образования в области безопасности.

К сожалению в нашей стране нет ни одного научного учреждения, за­нимающегося разработкой теории безопасности, а ведь именно теоретичес­кие положения являются начальным этапом в становлении любой научной дисциплины и, в частности, "Безопасности жизнедеятельности".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...