Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психические процессы в организме, свойства и состояние личности.




Деятельность человека обусловлена физиологическими и психиче­скими процессами, протекающими в его организме,

Физиологические характеристики человека, связанные с его деятель­ностью, определяются внешними (антропометрическими) и внутренними (энергетическими) показателями.

Антропометрические показателиделятся на статические (размеры тела и его частей) и динамические (углы вращения в суставах, изменения размеров при перемещении части тела в пространстве и т.п.).

Энергетические показатели (сила мышц и развиваемое напряжение, скорость движения, выносливость и т.п.) характеризуют силу и работоспо­собность костно-мышечной системы.

Реакциями организма на мышечную деятельность могут быть:

1. утомление - временное снижение работоспособности, возбудимости нервной и мышечной тканей, активности химических реакций и деятельно­сти систем организма; внешними проявлениями утомления являются ухуд­шение координации движений, их амплитуды и темпа, уменьшение объема выполняемой работы и т.п.;

2. хроническое перенапряжение - изменение состояния организма и на­рушение работы сердца в результате длительной физической деятельности;

3. острое физическое перенапряжение - изменение всех функций орга­низма в результате кратковременной интенсивной мышечной деятельности;

4. стресс - недостаточность сердечной деятельности, потеря сознания и возможность органических изменений со смертельным исходом.

Психика человека является продуктом высшей нервной деятельности мозга, базирующейся на взаимодействии процессов возбуждения и торможения. Психологическими формами отражения являются память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля.

Психическое напряжение это уровень активизации мозговой дея­тельности человека. Реакциями организма на психическое напряжение мо­гут быть:

1. утомление - изменение функционального состояния центральной нервной системы с развитием запредельного торможения в нервных цен­трах. Компенсируемое утомление - первая фаза, характеризующаяся нарас­танием возбуждения и сохранением продуктивности деятельности за счет увеличения затрат энергии; не компенсируемое утомление ведет к сниже­нию продуктивности в результате развития торможения;

2. запредельное психическое напряжение характеризуется снижением продуктивности деятельности человека;

3. стресс - специфическая биоэлектрическая реакция мозга и соматиче­ская реакция организма на сильные (запредельные) воздействия;

4. ошибочные действия - результат нервно-психической нагрузки, пре­вышающей возможности организма при динамическом или статическом действии.

Причинами ошибочных действий могут стать:

- помехи при восприятии информации;

- нарушение порогов восприятия информации;

- превышение объема или скорости поступления информации;

- недостаток информации;

- несоответствие реакций организма изменениям в окружающей среде;

- несоответствие формы представления информации психическим воз­можностям;

- несоответствие личностных качеств (память, внимание, мышление и т.д.) условиям деятельности;

- несоответствие степени развития человека характеру деятельности.

Выделяют следующие основные факторы, обуславливающие способ­ность человека противодействовать опасности в процессе деятельности:

1. природный (биологический) фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции;

2. фактор, определяющий индивидуальные (личностные) особенности психического отражения и психических функций человека (интеллект, спо­собности, темперамент, эмоции, воля);

3. фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, уме­ний в конкретной сфере деятельности;

4. фактор, характеризующий направленность человека, то есть его мотивы, интересы, установки и т.п.

Рассмотрим кратко каждый из факторов.

1. Человеку присущ целый комплекс безусловных данных от природы рефлексов (инстинктов), которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие организму, что способствует его самосохранению. Так, при возникновении опасности повреждения закрываются глаза, отдер­гивается рука; при нарушении нормального состава, давления или темпе­ратуры окружающей среды в организме возникают соответствующие сдви­ги, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды. Эти и многие другие защитные реакции организма способствуют повышению защищенности человека от различных опасно­стей.

2. Вторым фактором, определяющим реакцию человека на опасность, являются психофизиологические (личностные) качества и состояния чело­века. Эти качества проявляются в чувствительности человека к обнаруже­нию сигналов опасности, в его скоростных возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасность и т. п. Как названные, так и другие подобные показатели, обуславливающие возмож­ности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от его нервной системы.

Одной из важных характеристик человека является тип высшей нервной деятельности - сочетание врожденных и индивидуально приобретенных свойств процессов возбуждения и торможения, определяю­щее различия в поведении и отношении человека к воздействию внешних факторов среды. Различают следующие типы высшей нервной деятельно­сти: слабый (меланхолик); сильный неуравновешенный (холерик); сильный уравновешенный подвижный (сангвиник); сильный уравновешенный инерт­ный (меланхолик). На поведении человека в опасной ситуации сказывается также его психическое и физическое состояние. 'Гак, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.

3. Способность человека противодействовать опасности в трудовой дея­тельности существенно зависит от третьего фактора - профессиональных ка­честв и опыта. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по дос­тижению трудовой цели, сколько навыки и умения решать такие задачи безопасно. Умение безопасно работать зависит главным образом от знания работающим своей деятельности и правил безопасности труда, от жизнен­ного опыта, что дает ему возможность гибко использовать эти факторы для успешного и безопасного решения различных задач. Этому в значительной мере способствуют и творческие возможности человека, позволяющие ему изыскивать новые пути, новые методы безопасного решения задачи в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.

4. Четвертый фактор, обуславливающий возможности человека противо­стоять опасности, определяется степенью мотивации к труду и безопасно­сти. У разных людей уровень мотивации к выполнению работы и обеспече­нию ее безопасности не одинаков и мотив обеспечения безопасности имеет различный вес среди прочих мотивов, побуждающих человека к деятель­ности.

Таким образом, современный человек представляет собой сложную систему, которая, с одной стороны, позволяет ему взаимодействовать с окружающим миром, с другой, - обеспечивает защиту от неблагопри­ятного воздействия среды обитания и возможность приспособления к ее изменениям.

 

 

ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА

План лекции:

3.1.Классификация основных форм деятельности человека.

3.2.Работоспособность человека и ее динамика.

3.3.Профессиональный отбор операторов технических систем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...