Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2.2. Оборот коносамента во внешнеторговой сделке




Оборот коносамента – это вопрос запродажного контракта. В трех базисах Инкотермз – FОВ, CIF и CFR – предусмотрена обязанность продавца передать покупателю чистый бортовой коносамент, но каким путем коносамент попадет от продавца к покупателю согласовывается в договоре купли-продажи. Коносамент можно немедленно после получения выслать покупателю или агенту продавца на рынке сбыта авиапочтой, можно отправить «капитанской почтой» или передать его каким-либо другим способом. Однако с наибольшим эффектом товарораспорядительная функция коносамента реализуется по сделкам CIF и аккредитивной форме расчетов.

Суть сделки CIF заключается в «торговле правами»: продавец должен передать покупателю права требовать товар у перевозчика, заявлять претензии перевозчику от своего имени и от своего имени обращаться к страховщику. Первые два права передаются оборотным коносаментом, а третье – страховым полисом, выписанным на имя покупателя (рис. 3. 5).

 

 

Рис. 3. 5. Схема оборота коносамента при аккредитивной форме расчетов по сделке CIF

 

(1). Между продавцом и покупателем заключен запродажный контракт на условиях CIF, в котором, в частности, подробно согласованы требования к документам для аккредитива.

(А). Покупатель открывает в обусловленном первоклассном банке безотзывный аккредитив на стоимость товара. Аккредитив – это платеж против согласованных документов. Аккредитив – это отдельная сделка между плательщиком и банком, по которой банк обязуется выплатить определенную сумму указанному лицу против предоставления последним согласованных в аккредитиве документов (последняя оговорка является существенной). Банк, в котором открыт аккредитив, называется банк-эмитент. Банк, реально оплачивающий аккредитив, называется исполняющий банк. Лицо, в пользу которого открыт аккредитив, называется бенефициар. Безотзывной аккредитив не может быть закрыт (отозван) до установленной даты. Аккредитив открывается за счет денег покупателя (покрытый аккредитив) или за счет краткосрочного коммерческого кредита банка (непокрытый аккредитив), что характерно для международной торговли. Непокрытый аккредитив освобождает покупателя от предоплаты, кредит открывается на время оборота документов. Аккредитив создает гарантию получения платежа для продавца и своевременного получения правильно оформленного комплекта документов для покупателя. Условия аккредитивной сделки подробно согласовываются между плательщиком и банком, и в настоящее время регламентируются «Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов», разработанными Международной торговой палатой (ICC UCP-500).

(2). После получения уведомления об открытии аккредитива продавец отгружает груз.

(3). Выдача коносамента. Коносамент выдается в разумные сроки после погрузки всей партии груза. Под «разумным сроком» обычно понимается 24 последовательных часа, но в танкерных перевозках это может быть всего 3 часа. Задержка в выдаче коносамента может сделать его «запоздавшим» (Stale B/L) с точки зрения аккредитива, поэтому нельзя задерживать его выдачу, если к этому нет оснований. Коносамент может быть задержан до оплаты фрахта, если в договоре морской перевозки согласована оплата фрахта после погрузки до выдачи коносамента (Fright prepaid).

Нельзя выдавать коносамент до окончания погрузки партии груза. Это очень рискованное для перевозчика действие. Коносамент, находящийся в руках отправителя, создает презумпцию* количества и состояния погруженного груза. Презумпцию можно попытаться опровергнуть, но, если коносамент передан в третьи руки, он становится неопровержимым доказательством и опровергать его данные не разрешается. Коносамент, находящийся в обороте, является документом публичной достоверности, т. е. любой держатель коносамента может полагаться только на данные коносамента и не принимать во внимание никаких других аргументов. Выдача коносамента до начала погрузки, по соглашению отправителя и перевозчика о предстоящей погрузке, является недобросовестной коммерческой практикой – выпуском в обращение необеспеченной ценной бумаги.

Исключительно большое значение имеет дата коносамента: во-первых, по дате коносамента определяется возможность платить с аккредитива; во-вторых, именно по дате коносамента определяется момент исполнения продавцом своих обязательств по запродажному контракту на базисах FOB, CIF и CFR; наконец, цена многих сырьевых товаров в торговых контрактах согласовывается как биржевая цена на момент отгрузки, то есть даты коносамента.

В отличие от других документов, коносамент датируется не моментом подписания или выдачи, а моментом фактического окончания погрузки партии груза. К сожалению, существует недобросовестная практика датирования коносамента задним числом (Ante-dating, Pre-dating, Back-dating) или более поздним числом (Post-dating).

Коносамент подписывается перевозчиком или его представителем от имени перевозчика. Капитан является представителем перевозчика по должности. «Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика» (ст. 144, КТМ). В тайм-чартере капитан не состоит на службе фрахтователя и его полномочия на подписание коносамента возникают из условий тайм-чартера.

Другим представителем перевозчика является агент, однако он должен иметь специально оформленные полномочия от перевозчика на подписание коносаментов. Линейный агент имеет такие полномочия из «агентского договора», в котором устанавливается его обязанность оформлять и подписывать коносаменты.

Трамповый агент таких полномочий по договору не имеет и может подписывать коносаменты только на основе письменной доверенности, полученной от капитана. Капитанам не рекомендуется выдавать такую доверенность, так как трамповый агент, как правило, слабо защищает интересы судовладельца.

Экспедитор (как агент грузовладельца) не имеет права подписывать коносаменты, хотя и участвует в их оформлении. Коносаменты, подписанные экспедиторами, не принимаются банками.

По просьбе отправителя, коносамент оформляется и подписывается в нескольких оригиналах одинакового содержания и юридической силы. Это необходимо из-за многофункциональности коносамента: один оригинал необходим для того, чтобы получить груз, другой – в случае предъявления претензии перевозчику, страховые компании для выплаты возмещения также требуют транспортные документы в подлиннике.

Число оригиналов B/L комплекте должно быть указано в каждом оригинале как обязательный реквизит коносамента*. Подписание и выдача избыточного (более чем указано) числа оригиналов является недобросовестной коммерческой практикой.

Кроме оригиналов коносамента, оформляются копии. Каждая копия, имеющая четкую надпись «COPY» или «COPY NOT NEGOTIABLE», не является ценной и оборотной бумагой и никаких прав на груз не создает. Копии бывают «капитанские» и просто копии. Капитанская копия подписывается капитаном и скрепляется судовой печатью. Это официально заверенная копия подлинного документа. Капитанские копии предоставляются таможне, налоговой службе и другим официальным властям. Неподписанные копии не имеют юридического значения и являются только техническим документом.

При выдаче коносамента необходимо иметь в виду, что он должен точно соответствовать известным перевозчику фактам – внесение ложных сведений в коносамент, так же как и не внесение известных сведений, имеющих существенное значение, являются нарушением добросовестной практики со стороны перевозчика.

После выдачи коносамента на любом этапе его оборота держатель может попросить перевозчика обменять выданный коносамент на другой (обменный или возвратный коносамент – Switch B/L). Это может понадобиться для исправления обнаруженных ошибок или при изменении обстоятельств рейса, например, при переадресовке судна в другой порт выгрузки. Иногда используется как инструмент мошенничества, когда меняются реквизиты коносамента, которые объективно изменяться не могут: дата или порт погрузки и даже наименование и описание груза. Обменный комплект коносаментов может быть выдан только в обмен на полный комплект первоначальных, и его реквизиты не должны противоречить реальным фактам. После выдачи обменного комплекта первоначальные оригиналы должны быть аннулированы.

(4). Передача коносамента исполняющему банку. Продавец комплектует все документы по данной отправке в соответствии с условиями запродажного контракта и аккредитива: коносамент, страховой полис, счет-фактуру, сертификаты и другие документы.

Полностью оформленный коносамент в комплекте с другими документами передается банку, в котором открыт аккредитив в пользу продавца для оплаты стоимости товара. Аккредитив оплачивается только против полного комплекта правильно оформленных документов, важнейшим из которых является коносамент, так как только он является ценной бумагой.

Исполняющий банк требует абсолютной гарантии передачи ему прав распоряжения грузом в качестве залога: либо индоссаментом в пользу банка комплекта коносаментов, либо предъявления полного комплекта коносаментов с бланковой передаточной подписью.

Обычное требование банков к коносаментам по аккредитиву: «полный комплект чистых, бортовых, ордерных коносаментов с бланковой передаточной надписью» (Full Set, Clean, On Board, To Order and Blank Indorsed).

В связи с тем, что банк несет риск неправильного исполнения аккредитива, он тщательно проверяет комплект документов, руководствуясь «Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов» (ICC UCP500). В первую очередь, учитываются два аспекта:

Первый аспект. Принадлежность всех документов к одной сделке, для чего в коносамент часто вносятся несвойственные ему реквизиты: номер аккредитива, номер счета и т. д., поскольку по номерам проще определить комплектность документов, чем по формальным признакам. Принципиально важным является однозначность наименования и описания груза во всех корреспондирующих документах: запродажном контракте, аккредитиве, коносаменте. Если в аккредитиве была опечатка в наименовании груза, она должна быть перенесена в коносамент. Поэтому данные о грузе вносятся в коносамент со слов грузоотправителя, а не по усмотрению перевозчика.

Второй аспект. Правильность оформления коносамента как в отношении Унифицированных правил, так и в отношении конкретного аккредитивного поручения. Банк, проверяя документы по формальным признакам, не должен проверять соответствие документов фактам, и он не несет ответственности за такое несоответствие. Ответственность за соответствие документа фактам лежит на лице, подписавшем документ. Следовательно, вся ответственность за то, что данные коносамента не соответствуют обстоятельствам приема и погрузки груза, лежит на перевозчике (оплата товара против ложного, но формально правильного коносамента не влечет ответственности банка). Для проверки документов банк требует 3 – 5 или больше банковских (рабочих) дней. Из этого, в частности, возникает условие оплаты фрахта по некоторым чартерам: «фрахт оплачивается в течение согласованного числа банковских дней после получения коносаментов».

(5). После проверки коносамента и сопровождающего комплекта документов банк оплачивает против коносамента стоимость товаров по экспортно-импортной сделке. В этом состоит эффект коносамента как ценной оборотной бумаги: сделка оплачивается не после физической доставки товара и передачи его во владение покупателя, а против его эквивалента – коносамента.

(6). Проверенный и оплаченный исполняющим банком комплект документов пересылается авиапочтой банку-эмитенту.

(7). Банк-эмитент и исполняющий банк регулируют между собой корреспондентские счета.

(8). Покупатель оплачивает стоимость товара банку-эмитенту.

(9). Банк-эмитент передает покупателю комплект документов, включая коносаменты с бланковой передаточной надписью. С этого момента покупатель является законным держателем коносамента и имеет право требовать выдачи ему груза или переуступить коносамент (т. е. перепродать груз, находящийся в пути).

По ордерному коносаменту перевозчику неизвестен получатель груза и может сложиться ситуация, когда судно готово к выгрузке, но получателя груза (держателя коносамента) нет. Для быстрого разрешения такой ситуации в коносаменте содержится адрес для извещения (Notify Address), по которому перевозчик может известить заинтересованное лицо о прибытии груза. Следует иметь в виду, что такое извещение не является обязанностью перевозчика по договору морской перевозки.

(10 – 11). Выдача груза. Перевозчик выдает груз только против оригинала коносамента. При выдаче груза в порту выгрузки, обозначенном в коносаменте, достаточно одного оригинала, остальные оригиналы теряют силу товарораспорядительного документа.

Если получатель требует выдать груз в любом другом порту, он должен вернуть полный комплект выданных коносаментов. Доказательством надлежащей выдачи груза правомочному получателю является факт выдачи груза против коносамента и наличие оригинала коносамента у перевозчика. Никаких дополнительных документальных подтверждений факта выдачи груза не требуется. Таким образом, при выдаче груза против оригинала коносамента создается презумпция надлежащей сдачи груза и сохранной перевозки, бремя доказательства обратного возлагается на грузополучателя.

Выдача груза без предъявления коносамента является грубым и умышленным нарушением договора морской перевозки. Если такая выдача влечет убытки законного держателя коносамента, перевозчик несет абсолютную и полную ответственность за убытки и не может ссылаться на ограничения своей ответственности. Клубы P& I не возмещают убытки своих членов в таких случаях и не защищают их интересы. Выдача груза без коносамента является исключительно рискованным действием перевозчика. В английском праве такое действие рассматривается как «присвоение груза». Считается возможным выдать груз без коносамента против бессрочной безотзывной гарантии первоклассного банка на 200 % стоимости груза в месте доставки. При чартерных перевозках груз может быть выдан без коносамента под гарантию фрахтователя, выданную по стандартной форме Клуба P& I (прил. 10).

Другие варианты оборота коносамента. В реальной практике морских перевозок возможны варианты, когда коносамент обычным путем заведомо не может прибыть в порт назначения раньше судна: движение коносамента медленнее, чем движение груза. В таком случае коносамент передается капитанской почтой. Выданный перевозчиком коносамент в порту отправления передается грузоотправителем капитану с инструкцией о его вручении в порту назначения. Коносамент должен быть индоссирован в пользу адресата. В качестве адресата может быть указан действительный грузополучатель или банк, кредитовавший сделку. В дальнейшем, в любом случае, груз выдается против предъявления оригинала коносамента. Если капитанской почтой следует только один оригинал из комплектов коносаментов, на каждом оригинале должна быть сделана оговорка об этом: «One original Bill of Lading retained on board against which Bill delivery of cargo may properly be made on instructions received from Shippers/Charters».

В зарубежной практике возможны варианты, когда коносамент выписывается агентом перевозчика в порту назначения согласно телексным или переданным другими средствами инструкциям перевозчика. Например, ст. 7-305 ЕТК США: «вместо выдачи коносамента отправителю в месте отгрузки перевозчик может по просьбе отправителя организовать выдачу коносамента в месте назначения или в ином месте, указанном в такой просьбе».

По сделкам CIF или CFR возможна «торговля на плаву», при которой продавец отгружает товар, получает коносамент, по CIF страхует товар, а после этого, пока судно находится в пути, ищет покупателя. Конкурентным фактором такой торговли является быстрота получения товара покупателем. При такой продаже продавец авиапочтой отправляет коносамент непосредственно своему торговому агенту на рынке сбыта.

Один из вариантов оборота коносамента в линейном судоходстве приведен на рис. 3. 6.

 

Рис. 3. 6. Один из вариантов оборота коносамента в линейном судоходстве

 

В коммерческих отношениях понятие перевозчик включает в себя судовладельца, судно и агентов в обоих портах.

(1). Продавец отгружает груз или передает его агенту линии для последующей отгрузки.

(2). Агент выдает коносамент от имени перевозчика.

(3). Продавец информирует покупателя об отгрузке товара.

(4). Покупатель оплачивает товар.

(5). После оплаты продавец возвращает оригинал коносамента тому же агенту перевозчика, от которого он его получил.

(6). Агент в порту погрузки извещает судовладельца о получении оригинала коносамента.

(7). Судовладелец отдает приказ агенту в порту выгрузки о выдаче груза.

(8). Выдача груза покупателю.

При таком обороте коносамента агент в порту выгрузки практически выдает груз по электронной копии коносамента, полученной от судовладельца. Эта схема не позволяет перепродать товар в пути и не дает таких надежных гарантий, как аккредитивная схема оборота.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...