Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2.2. Порядок доказывания и защита интересов сторон по Гаагским правилам  и Правилам Гаага-Висби




Последовательность действий в претензионной практике при несохранной перевозке груза следующая. Истец должен доказать:

а) факт утраты или повреждения груза;

б) свое право заявить претензию и иск;

в) правильность идентификации ответчика;

г) физический размер ущерба;

д) размер ущерба в денежном выражении.

А. Факт нанесения ущерба. Ущерб, нанесенный грузу, должен быть зафиксирован в общем виде и в любой письменной форме предъявлен перевозчику или его представителю до или в момент передачи груза. Если ущерб не очевиден, уведомление о нем может быть подано в течение трех дней после сдачи груза. Отсутствие такого уведомления создает презумпцию сдачи груза в соответствии с его описанием в коносаменте (эта презумпция может быть опровергнута, но практически это сложно).

Правила допускают любую произвольную письменную форму уведомления об ущербе. В мировой практике иногда используются специальные формы, например: Damage cargo Report, Damage List, отметки в Outturn Report и т. д. В портах Российской Федерации для фиксации ущерба используется «Акт-извещение».

Принимая общее уведомление об ущербе, перевозчик должен с максимальной полнотой и конкретностью зафиксировать фактический ущерб, иначе все дальнейшее ухудшение состояния груза может быть отнесено на его ответственность. В то же время в уведомлении не следует указывать причины ущерба, так как они должны быть установлены перевозчиком позднее.

Б. Право заявить претензию и иск. Претензию и иск по несохранной перевозке груза из договора может предъявить законный держатель коносамента. В некоторых случаях претензия и иск могут быть заявлены из чартера. Иск может быть предъявлен страховщиком груза после и в размере выплаты страхового возмещения на основе суброгации*. До выплаты страхового возмещения право суброгации не возникает, и страховщик не может предъявить претензию перевозчику вместо выплаты страхового возмещения. Иск из деликта может быть предъявлен только лицом, являющимся собственником груза на момент происшествия.

В. Идентификация ответчика. Ответственным по несохранной перевозке груза является лицо, выдавшее коносамент, независимо от того, выдал ли он его сам или коносамент был выдан по его поручению от его имени. Коносамент подписывает не сам перевозчик непосредственно, а капитан от имени судовладельца или агент от имени линии, что создает определенные проблемы.

В рейсовом чартере коносамент может быть подписан агентом только на основании доверенности, выданной капитаном. Коносамент, выписанный по форме судовладельца и подписанный его капитаном, однозначно позволяет предъявить претензию судовладельцу.

В тайм-чартере коносамент может быть подписан капитаном как от имени и по поручению фрахтователя, так и от имени судовладельца по просьбе и в интересах фрахтователя. Однако иск может быть предъявлен судовладельцу и фрахтователю в равной степени*.

В линейном судоходстве сложность заключается в том, что линейный агент подписывает коносамент от имени линии, на которой работают многие судовладельцы. Ответчик может быть идентифицирован только через наименование судна.

Г. Физический размер ущерба. Для судовладельца физический размер ущерба желательно определить одновременно с уведомлением об ущербе. Незафиксированный размер ущерба, а также его увеличение после сдачи груза требует доказывания. В этом отношении существует определенная сложность в претензионной практике: Правила Гаага-Висби требуют уведомления об ущербе в общем виде, в то время как предъявление претензии возможно только при полном определении ущерба в физическом и денежном выражении. В сложных случаях размер физического ущерба определяется сюрвейерами, приглашенными той или иной стороной. Заключения сюрвейеров являются не более чем дополнительными доказательствами, имеющимися в распоряжении сторон наряду с другими аргументами.

Д. Денежная оценка ущерба определяется по биржевым, рыночным или обычным для данного товара ценам в месте доставки в момент предполагаемой доставки. В сложных случаях для определения цены утраченного или уценки поврежденного товара могут быть приглашены эксперты – в частности, в Российской Федерации такие эксперты могут быть приглашены из Бюро товарных экспертиз Торгово-промышленной палаты РФ.

Размер и денежная оценка ущерба, установленные истцом, не являются обязательными для перевозчика и могут быть им оспорены.

Перевозчик должен доказать:

а) действительную причину, приведшую к потере или повреждению груза, освобождающую его от ответственности, и наличие причинно-следственной связи между ущербом и характером обстоятельств;

б) проявление должной заботливости по приведению судна в мореходное состояние в начале рейса;

в) проявление всей необходимой заботливости о грузе на всех этапах перевозки.

Доказательство проявления должной заботливости о приведении судна в мореходное состояние является важнейшим из необходимых условий доказывания невиновности перевозчика. Учитывая многогранность понятия мореходность судна, необходимо доказать проявление заботливости о мореходности в отношении ущерба, нанесенного грузу, а для этого необходимо установить действительную причину повреждения или потери груза. Если такую причину определить не удается, предполагается вина перевозчика.

Проявление заботливости о грузе на всех этапах перевозки является абсолютной обязанностью перевозчика – обязанностью по достижению цели. Если груз поврежден или потерян, то доказательство того, что перевозчик сделал все возможное для сохранения груза, не является достаточным для освобождения его от ответственности. Перевозчик должен установить причину ущерба и доказать связь этой причины и характера повреждения груза. Если установленная причина ни в какой степени не связана с виной перевозчика, он не несет ответственности за потерю и повреждение груза.

Только во взаимосвязи двух факторов: наличия объективных обстоятельств, приведших к потере и повреждению груза, и принятия перевозчиком всех мер к сохранению груза – может быть доказана невиновность перевозчика.

Если же ущерб вызван совокупным действием нескольких причин – как объективных, так и упущений перевозчика в обращении с грузом, перевозчик должен разделить ущерб, т. е. аргументированно доказать, какая часть ущерба вызвана объективными обстоятельствами, а какая его виной. Если ущерб разделить не удается, перевозчик несет ответственность за все убытки и потери, связанные с несохранной перевозкой.

После представления доказательств перевозчика истец может опровергать любые его утверждения, в том числе и доказывать умысел или неоправданно рискованные действия перевозчика, лишающие его права на освобождение от ответственности или ее ограничение.

В заключение стороны могут представлять любые аргументы в защиту своей позиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...