Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая мысль XX века




Одним из наиболее значительных представителей политической социологии начала ХХ в. являлся Маркс Вебер. В его социологическом учении важное место занимала проблема бюрократии, тесно связанная с вопросом политической власти. Бюрократия рассматривалась им как "инструмент власти", который обеспечивает упорядоченное существование общества. Исследуя феномен бюрократии, Вебер пришел к заключению о всеобщем характере этого явления. Бюрократизация развивалась в различных обществах и укоренялась в сфере не только политики, но и экономики, и других областях социальной жизни. Для идеального типа бюрократии характерны:

1. разделение труда, обусловленное правилами и законами;

2. подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;

3. назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;

4. оплата труда работников в соответствии с рангом;

5. работа в государственном учреждении является для служащих основным занятием;

6. служащий не является владельцем учреждения, в котором работает;

7. смещение с должности осуществляется вышестоящим органом.

Наличие этих правил привносит единообразие в деятельность государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства, ограничивает произвол начальника в отношении подчиненного, устраняет из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии.

Следует отметить, что рациональная бюрократия — всего лишь исполнительный орган, с помощью которого реализуется управленческая функция государства. Она не принимает политических решений, ее задача — выполнение предписаний политической элиты.

Считая необходимым существование профессионального чиновничества, Вебер в то же время отмечал опасность тотальной бюрократизации общества. Он предлагал создать механизм контроля над бюрократическим аппаратом. "Противовесы" бюрократизации он усматривал, с одной стороны, в демократии, а с другой - в харизме политических лидеров, обладавших необыденным личным даром, выдающейся силой духа. Основные методологические идеи Вебера в области исследования политической власти во многом определяют направленность современной политической социологии.

Видное место в политической науке современности занимает элитистская теория. Одним из ее основателей был итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето, которому принадлежит термин "элита". Парето пытался выявить характерные черты господствующих в обществе групп и стремился определить процесс, при помощи которого происходят изменения в классовой структуре. Политическую жизнь он рассматривал как борьбу и смену элит. Парето разработал критерии принадлежности к элите, предложив систему баллов. Группа, получившая наивысшие оценки, определялась им в качестве избранного класса, или элиты. Общество в целом, согласно Парето, состоит из элиты (правящей и неправящей) и низшего, неизбранного класса. Возникновение и существование правящей элиты он объяснял, главным образом, психологическими свойствами людей. Парето подчеркивал мысль о неустойчивости правящей элиты, постоянной борьбе входящих в нее групп, о процессе непрерывного изменения господствующего класса. В руках Парето были поставлены важные проблемы структуры политической власти и группового характера ее реализации.

Вариантом элитистской теории являлась концепция "олигархии", разработанная Робертом Михельсом. Главная цель этой концепции состояла в доказывании невозможности осуществления принципов демократии в политической жизни. По мнению Михельса, "господствующий класс" сталкивается с необходимостью организации масс для участия в политическом процессе. Наибольшей эффективности добиваются те политические организации, которые способны обеспечить поддержку своих целей со стороны организованных масс. Однако сам "принцип организации" приводит к бюрократизации массовых политических структур. По мере их развития демократия приходит в упадок, превращаясь в олигархию. Согласно концепции Михельса, это происходит в процессе взаимодействия трех факторов: технических свойств политической организации, психических свойств организованных масс и психических характеристик политических лидеров. Весь комплекс тенденций, ведущих к возникновению олигархической структуры власти, Михельс назвал "железным законом олигархии".

Конкретно-социологические исследования политической жизни получили активное развитие в американской политической науке. Новый подход к анализу государственного управления наиболее рельефно проявился в работах Артура Бентли, одного из родоначальников теории "заинтересованных групп". В основе теории Бентли и его подхода к изучению политического процесса лежит понятие деятельности людей. С точки зрения Бентли, деятельность людей, которая опирается на их интересы, осуществляется не индивидуально, а посредством групп. Поэтому группа рассматривалась им как массовая человеческая деятельность. Интерес группы определяется не программами и заявлениями о ее целях, а фактически наблюдаемой деятельностью и поведением ее членов. Бентли выступал против рассмотрения идей и идеалов в качестве первопричины группового поведения, тем самым он недооценивал роль политического сознания и политической культуры в целом. Политические отношения трактовались Бентли как процесс борьбы заинтересованных групп, в ходе которого осуществляется давление на правительство. Конгресс, президент, суды, согласно Бентли, представляют собой лишь "официальные" заинтересованные группы. Использование эмпирических и количественных методов в политологическом исследовании, социологический анализ групповой деятельности снискали ученому репутацию одного из основоположников конкретно-социологического подхода к государственному управлению США.

Дальнейшее развитие американской политической науки было ускорено значительным ростом государственного аппарата и исполнительной власти после первой мировой войны. Разработка практических рекомендаций для реформаторской деятельности в области государственного управления потребовала новой методологии политических исследований. Американские политологи и государствоведы все чаще стали обращаться к научным дисциплинам, изучающим реальные социальные структуры и процессы, и прежде всего к социологии.

В 1920-30-е гг. новая методологическая ориентация была связана с работами Чарльза Мерриама. По его инициативе из социальной психологии заимствована концепция Терстоуна, согласно которой изучение поведения человека должно основываться на анализе его установок. Считалось, что такой анализ мог осуществляться путем создания шкалы мнений, полученных в результате опросов. В политических исследованиях зарождается движение, известное под названием "бихевиоризм".

Мерриам и его последователи провозгласили актуальность изучения человеческого поведения в группах, в институтах власти и в политическом процессе в целом. При этом основным объектом политико-бихевиористских исследований становится политическая власть.

После второй мировой войны бихевиоризм широко распространяется в политической науке США. Решающую роль в этом сыграла "чикагская школа" (по названию университета), где получили образование ведущие политологи 1950-60-х гг. Бихевиоризм в политической науке представляет собой методологическую ориентацию, цель которой состоит в анализе всех феноменов государственного управления в терминах наблюдаемого поведения человека. По мнению бихевиористов, в результате изучения фактического поведения можно установить лежащие в его основе намерения и мотивации как отдельных людей, так и целых групп. Основополагающими принципами бихевиористской политологии провозглашаются требования научной нейтральности, опора на данные эмпирических обследований, их строгая систематизация и математическая обработка. Современная бихевиористская методология и теория развиваются на основе социологического анализа по различным направлениям: поведение избирателей и общественное мнение (Роджер Кей), политическое лидерство (Генри Ласуелл), политическая социализация (Девид Истон, Лейни Денис), политическая культура (Годмен Алмонд, Перел Верба) и др.

В первой половине ХХ в. в связи с развитием государственно-монополистического капитализма возрастает роль государственных структур в европейских странах и США. Этот процесс привел к кризису идей классического либерализма и вызвал появление доктрины "государственного регулирования". Сторонники активного государственного вмешательства в экономику (Джон Кейнс и др.) полагали, что ограничение свободы в рамках системы централизованного планирования есть жертва, необходимая для достижения более важной цели - обеспечения более достойной жизни основной массы населения. Создание смешанной экономики, активная регулирующая роль государства и политика социальных услуг рассматривались в качестве пути к "государству всеобщего благоденствия", в котором сторонники данной концепции видели альтернативу не только домонолистическому капитализму, но и социализму.

В защиту принципов и идей либерализма в 40-е гг. ХХ в. выступил австрийский экономист и политолог Фридрих Хайек. В своих работах он исследовал предпосылки и следствия двух альтернативных способов организации социальной жизни - либерализма и тоталитаризма (причем последний он отождествлял с социализмом). Под тоталитаризмом он понимал неизбежные практические результаты осуществления коллективистских проектов. Его источником служит организация жизни общества по единому плану. Практическое его осуществление, согласно Хайеку, начинается с замены спонтанного рыночного порядка плановым руководством, вслед за этим рушатся ценности и опоры свободного общества - демократия, правозаконность, личная независимость, свободомыслие и т.д., твердые юридические правила сменяются предписаниями и инструкциями, верховенство права заменяется верховенством политической власти, а ограниченная форма правления - неограниченной. Процесс поглощения общества государством завершается установлением тоталитарного строя. В концепции Хайека выделяются два принципиальных положения. Первое состоит в том, что фундаментом всех прав и свобод личности оказывается свобода экономическая, с уничтожением которой рушится строение либерального общества. Второе заключается в том, что утверждение тоталитаризма есть неизбежный результат переноса на современное общество принципов, по которым живут автономные организации типа фабрики или армии. Философия свободы Хайека, восстанавливающая ценности классического либерализма, получает все большее утверждение, особенно в связи с кризисом в 1970-е гг. кейнсианской модели государственного регулирования и крушением доктрины "реального социализма".

В последние десятилетия мировое распространение получили технократические теории. Заметной вехой в истории технократических доктрин явилась концепция Джозефа Барнхема. С его точки зрения, в результате бурных технологических процессов произошла "революция" в политической власти и государственном управлении, что связано с образованием класса менеджеров. Огосударствленная экономика является основой их политического господства. Барнхем утверждает, что государство все более превращается в собственность менеджеров. Благодаря своему положению "контролеров" общества, они становятся привилегированным классом, способным к самовоспроизводству. В будущем, полагает Барнхем, на планете установится единое технократическое государство во главе с комитетом директоров-технократов.

Технократические идеи все более перерастают рамки специальной доктрины и вплавляются в другие ведущие теории (конвергенции, элитизма, плюралистической демократии и др.).

 

Политические идеологии

Многообразие социальной дифференциации общества, ее меняющийся характер порождает различные интересы определенных общностей людей. Для обозначения идейного воплощения их интересов используется понятие политическая идеология.

Идеология - система взглядов того или иного социального или политического субъекта, выражающая его интересы, цели, и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен французским ученым и философом А.Л. Лестют де Гарси в начале XIX в.

Политическая идеология - это, как правило, систематизированное представление политического субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в системе политических отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах. Идеология связана с интересами тех или иных групп населения, но её разработкой занимаются ученые и профессиональные политики.

Политические идеологии функционируют на следующих уровнях:

на концептуально-теоретическом они представляют собою совокупность принципов, идеалов;

на уровне политической практики – реализуются в деятельности партий, включенных в борьбу за власть, поисков средств воздействия на нее программных политических партий. В наши дни наблюдается усиление прикладного характера современных политических идей, их использование для решения конкретных социальных и экономических проблем.

Актуализированный уровень – отражает то, как массовое сознание усваивает политические идеалы и цели.

Чтобы объективно оценить место, роль политических идеологий в общественной жизни, необходимо рассматривать их в контексте социально-экономического развития мира, страны, учитывать динамизм меняющейся реальности. Такой подход, в частности, лежит в основе классификации политических идей на традиционные, имеющие длительную историю развития, и новые, связанные с осмыслением современного этапа цивилизации (например, заметное распространение получили этнополитические, эколого-политические, религиозно-политические, экстремистские идеологии).

В политологии рассматриваются различные типы классификации политических идеологий. Помимо приведенной выше используется дифференциация на правые и левые.

 

  Критерии классификации Типы идеологий
Правые Левые
1. Сущность прогресса Связывают идею прогресса с обществом, основанном на частной собственности, идеалах свободной конкуренции, рынка. Социальный прогресс – в достижении равенства, социальной справедливости, всестороннего развития личности.
2. Предлагаемая модель желаемого общества Совершенствование и развитие современного общества, без изменения его принципов. Рассматривают общество в движении от современного состояния к социалистической модели.
Степень единства идеологии Правые идеологии неоднородны. - либерально-демократические (либерализм, консерватизм); - ультраправые: фашизм во всех его разновидностях     Левые идеологии неоднородны. - коммунистическая предполагает радикальные способы преобразования общества; - социал-демократические: предпочтение эволюционного пути (реформ)  
       

 

Политические идеологии выполняют в обществе следующие функции:

- выражают и защищают интересы определенной социальной группы;

- с идеологией связана система ориентаций человеческой деятельности (ориентационная функция);

- идеология выступает в качестве мотива человеческой деятельности (мобилизационная функция);

- политическая идеология противостоит частным интересам (интегративная);

- идеалы способствуют тому, что социальные группы, индивиды даже после неудач находят силы для активных действий (амортизационная функция).

Начиная с XVIII века до нашего времени, потребность общества в идеологиях менялась. В современных условиях создаются предпосылки для их взаимопроникновения.

К наиболее влиятельным идеологиям современности относятся следующие: консерватизм, либерализм, социал-реформизм и коммунизм. Во второй половине XX в. заметно активизировались религиозные, этнические и экологические движения и соответствующие им идейно-политические доктрины. (Доктрина - учение, политическая система.)

Либерализм

На политической арене либерализм появился в эпоху буржуазных революций XVII-XVIII в.в. и выражал интересы нарождающегося в борьбе с феодализмом класса буржуазии.

Идеология классического либерализма была подготовлена философией гуманизма и Просвещения (конец XVII—XVIII вв.) — Д. Локком и Вольтером, Д. Юмом и И. Кантом, Ш. Монтескье и В. Франклином, Т. Джефферсоном и А. Смитом, Д. Дидро и др.

Политико-правовое учение Джона Локка (1632—1704) оказало большое влияние на последующее развитие буржуазной идеологии либерализма. Обоснование Д. Локком в его «Трактатах о государственном правлении и естественных правах человека» теории разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную — принесло ему славу основателя буржуазного либерализма.

Созданная Д. Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась не только перечисленными выше мыслителями и общественными деятелями, но и в последующие века, когда перечень «формальных» прав и свобод существенно пополнился правами и свободами социальными.

Либеральные требования свободы, равенства и братства в революции 1789 г. во Франции, затем и в других странах Европы и в Соединенных Штатах Америки стали знаменем молодой буржуазии в борьбе за коренные преобразования государства, экономики и общества. Первоначально свобода понималась как право человека на самоопределение, равенство подтверждало право всех людей на свободу, братство означало естественное выражение принадлежности всех индивидуумов к одному человеческому роду.

Политический принцип либерализма гласил: все люди рождены свободными и равными, только совокупность всех людей вправе назначать политическую власть и определять ее цели и границы. Никакая политическая власть не должна быть абсолютной. Буржуазия между тем по мере создания своих партий и накопления политического опыта подменяла власть индивидуумов властью чиновничьего аппарата. Уже в конце XVIII в. английский буржуазный политик и правовед Иеремия Бентам выступил с критикой французской Декларации прав человека и гражданина (1789), утверждая, что идея естественных прав личности ведет к анархии, противостоянию государственности. В его понимании реальным правом являлось лишь то, которое устанавливалось государством.

В экономической области либерализм (А. Смит и др.) признавал только такой порядок, который не ограничивал свободу занятий и владение собственностью. Свободное распоряжение частной собственностью либерализм причислял даже к изначальным правам человека, а свободную конкуренцию — к природному закону буржуазного экономического строя.

В середине XIX в. либеральный экономический порядок воплотился в основных своих чертах в Англии, во Франции, в Германии и других государствах. Неожиданно проявились и его отрицательные последствия. Он вновь разделил людей на классы, хотя это деление уже не было связано с происхождением и не закреплялось законами. Однако оно существовало. При этом порядке обещанные свободы, равенство и братство получило только меньшинство имущих.

Сущность идеологии либерализма: ликвидация или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Исходное положение: неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (право на жизнь, свободу, частную собственность).

Ключевое понятие: свобода. Она предполагает конкуренцию и возможность выбора. Основой либерализма стали идеи индивидуализма, приоритета прав личности над интересами общества и государства. Самореализацию личности обеспечивают политический плюрализм, правовое равенство, правовое государство.

Основополагающие ценности либерализма следующие: личная независимость и добровольное сотрудничество; частная собственность и рыночная саморегулирующаяся экономика; правовое государство с ограниченным правом вмешательства в жизнь общества; демократия и свободная конкуренция политических сил и идей.

Либерализм – идеология сторонников парламентского строя и максимальной свободы в экономической, политической, социальной и других сферах.

 

Для характеристики современного состояния идеологии используется понятие неолиберализм. Неолиберализм предполагает вмешательство государства в экономику и государственное регулирование социальной жизни.

В 80-е годы прошлого столетия англичанин Томас Хилл Грин выступил с предложением пересмотреть идеологию либерализма и изменить ее отношение к вопросу регулирования рынка. Грин считал, что правительство, защищая собственников, должно гарантировать наемным рабочим определенный уровень жизни. Последователи Т. Грина, Джон Кейнс и другие пришли к выводу, что в экономике капиталистического мира XX в. государство должно играть куда более активную роль и даже предотвращать экономические кризисы, подобные страшной депрессии 30-х годов XX в. в Германии, США и других странах. Идеи Кейнса широко использовались на практике, например президентами США Ф. Рузвельтом и Д. Кеннеди.

Либерализм новейшего времени главным предметом заботы любого правительства определил: частную собственность; участие в регулировании рынка для защиты этой собственности; поиск компромисса с группами работников наемного труда. В социальной сфере программой новых либералов предусматривалось повышение зарплаты, снижение продолжительности рабочего времени и развитие системы социального и медицинского страхования.

Постепенно в ходе исторического развития принципы свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику и социальную сферу исчерпали себя. Была признана необходимость частичного государственного регулирования экономической и социальной жизни, а в качестве средства развития общества стала рассматриваться реформа. С точки зрения неолиберализма, государство должно ограждать личность от негативных последствий рынка.

В 90-е годы ХХ века в условиях углубления интеграционных процессов в Европе, проявилось стремление объединить многие положения традиционного либерализма (признание права человека на жизнь, личную свободу, собственность) с идеями национального государства, национальными ценностями. Примером такого синтеза стал евролиберализм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...