Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Куросы и коры.. 2. Культура классической Греции




Куросы и коры.

Однако становление и развитие архаической скульптуры шло сложным путем. Как мы уже отмечали, в архаический период сложилось то главнейшее качество греческой культуры, которое обеспечило ее редчайшую художественную силу и ключевое значение для всей мировой художественной культуры в последующие века. Это интерес к человеку, воспевание человека в единстве его телесной и духовной красоты. Наиболее полно это качество оказалось выраженным в скульптуре, где основным объектом в подавляющем большинстве случаев является человек. И не случайно наиболее ранними монументальными статуями стали скульптурные изображения обнаженного юноши — куроса (др. греч. юноша) и нарядно одетой, целомудренно задрапированной девушки — коры (др. греч. кора — дева). В статуях куросов, которые долгое время назывались архаическими аполлонами, так как считалось, что это изображение бога, чувствуется влияние монументальной египетско скульптуры, хорошо известной древним грекам. Им свойственна некоторая статичность, торжественность, руки опущены и прижаты к бокам, пальцы сложены в кулаки совсем как в египетских изваяниях. Но постепенно трактовка тела смягчается, формы его округляются, руки сгибаются в локтях, поза становится менее напряженной. Лица также характеризуются несколькими своеобразными чертами. Глаза слегка навыкате, словно готовы выскочить из­ под тяжелых век, взгляд напряженно-внимательный. Вместе с этим на губах куросов появляется так называема я «архаическая улыбка» (первая робкая и условная попытка передать внутреннее состояние, продемонстрировать, что предмет изображения — живой), озаряющая их лица. Она создает впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, радости его познания. Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов — на площадях городов. Материалом служили камень, дерево, мрамор, терракота, позже — бронза. Камень и глину раскрашивали. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза — красными, но это лишь усиливало общую декоративность. Архаические женские статуи изображались в длинных ниспадающих одеждах. В этих скульптурах авторы стремились под одеждами (хитонами и туника ми) как можно точнее смоделировать тело. Но поскольку скульпторам было лучше знакомо юношеское тело, то статуи кор во многом напоминают мужские фигуры. Их бедра также узки, как и у куросов, грудь главным образом служит для расположения складок одежды, их плечи — это плечи гимнастов. Они так же улыбаются «архаической улыбкой». Как правило, коры тоже раскрашива лись: при розовато­красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная. Головы девушек украшены локонами, сами скульптуры полны изящества и грации. Лица куросов и кор не индивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах статикой позы подчеркнуты сдержанность, мужественность, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности, нежности мы наблюдаем и в образах кор.

Вазопись.

О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Очевидно, она существовала, но не сохранилась до нашего времени. Зато мы можем судить о вазописи, особенно VI I в. до н. э. Живопись заполняла всю поверхность сосуда, как ковром. Этот стиль обычно называют ориентализирующим, или протокоринфским, поскольку многое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искусства Востока: пальметты, цветы лотоса, как и многие мотивы животного мира. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией. Узор, подчеркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками. Основным центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф. В конце VI I в. до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры располагались уже не «коврово», горизонтальными полосами, а свободно размещались по поверхности стенок. Помимо мотивов растительного и животного мира в керамике появляются много сцен сражений, пиров, охоты, эпизоды из гомеровских поэм.

С последней трети VI в. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. Краснофигурная техника давала художнику намного больше возможностей, чем прежняя, чернофигурная, позволяя, например, тщательнее разрабатывать анатомическое строение тела, мускулатуру, драпировки. Можно было добиться большей индивидуализации персонажей.

2. Культура классической Греции

 Период классической Греции делится на три этапа: ранняя классика (1 я пол. V в. до н. э. ), высокая классика (2 я пол. V в. до н. э. ), поздняя классика (IV в. до н. э. ).

Общая характеристика культуры ранней и высокой классики.

Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен важными социально-политическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, ожесточенной войной греческих полисов с персами. В мировоззрении греков на рубеже VI—V вв. до н. э. наметился переход к качественно новому осмыслению мира и новым формам его художественного отражения. Центром греческой культуры периода классики стали Афины, здесь были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Поэтому иногда еще весь классический период называют аттическим (Афины были центром полиса Аттика), так как Афинское государство стало своеобразным законодателем моды во всех сферах художественной культуры. В Афинах V в. до н. э. существовали наилучшие условия для свободного творчества, и закономерно, что туда стремились ученые и художники из других греческих полисов и городов.

Афинская демократия классического периода явила собой образец рабовладельческой демократии, предоставлявшей своим гражданам возможность непосредственного участия в делах государства, в принятии важнейших решений и работе во всех государственных органах, куда они могли быть избраны. Другое дело, что граждан в Афинах было очень немного — только свободнорожденные мужчины старше 20 лет, оба родителя которых должны были происходить из семей граждан. Женщины, чужеземцы и рабы никакими правами не пользовались. Рабов в Афинах становилось все больше и больше. Во времена Перикла их было около 400 тыс. человек. Они трудились на полях, в мастерских, вели домашнее хозяйство, освобождая свободных греков от физического труда.

Поэтому свободные греки начинают с презрением относиться к физическому труду, считая его занятием, не достойным свободного человека, уделом рабов. Высвобожденное таким образом время они тратили на занятия политикой, спортом, военное дело, дружеское общение. Величайшим взлет греческой науки, философии и искусства также стал возможным только в силу наличия большого количества свободного времени. Тем более что Афинское государство предоставляло такую возможность. Оно заботилось о гражданах, утративших работоспособность, о детях граждан, погибших за отечество. Не забывали Афины и о культурной жизни своих граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах, посещать театр, заниматься спортом. Так, малоимущим из казны города выплачивались специальные деньги на посещение театра — теорикон (два обола).

А занятия спортом были доступными горожанам благодаря многочисленным гимнасионам с залами и банями, палестрам для тренировок. Спорт перестал быть привилегией знати, став правом любого гражданина. Спорту уделялось большое внимание, так как в греческой модели воспитания и образования время обучения делилось поровну между мусическими (чтение, письмо, арифметика, музыка) и физическими умениями. Ведь греки мечтали о гармоническом единстве красоты совершенного тела и нравственном совершенстве души. В новых исторических условиях греческих художников больше стали интересовать типические черты их эпохи, а не индивидуальные. В художественном творчестве на первый план выступает гармоническая соразмерность частей художественного произведения. На смену условности приходит конкретность. В этом и состоит завоевание классики как новой формы видения мира. Художественная культура классического периода нашла свое гармоническое выражение в архитектурных ансамблях перикловских Афин, в скульптуре и в драме, адресованных сообществу граждан, в котором отдельная личность осознавала себя равной в среде себе подобных; частная жизнь греков и их быт оставались вне художественного сознания и не могли быть объектами изображения. В драматических произведениях использовались события и образы мифического прошлого в контексте современных зрителям культурных проблем. Новое мироощущение греческой классики, опиравшееся на формировавший ся антропоцентризм, разрушало основы всей мифологической системы, ломало все ее содержание и открывало перед ней возможность перехода в иной тип художественного сознания. Однако в силу традиции вся человеческая деятельность продолжала осмысляться и оцениваться как подвиг во имя усовершенствования общественного порядка. Весь окружающий мир, включая человека, представлялся объектом художественной культуры, отражаемым в ее различных формах. А вся художественная деятельность воспринималась как овладение той формой, благодаря которой людям раскрывался идеальный божественный и космический мир. Подобные представления породили и определили утилитарное отношение к искусству и соответствующее его восприятие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...